Наверное, этот фильм можно смотреть как кино про выживание в специфических современных условиях. Но в этом случае его стоит признать вторичным и не слишком логичным новоделом на фоне таких робинзонад как «Изгой» с Томом Хэнксом. Да герой «Внутри» оказался не на необитаемом острове. Он просто заперт в огромной квартире, современной и хорошо оснащенной. Но ему от этого не легче, потому что приютивший его дом не просто умный, он еще совершенно незнакомый и очень недружелюбный.
В любом случае логика действий что в квартире, что на острове одна: нужно искать путь к спасению, параллельно заботясь о каждодневном выживании, питании, быте вообще и т.п. И Немо из «Внутри», которого играет Уиллем Дефо, в этих условиях проявляет себя весьма неоднозначно. Зачем, к примеру, есть сырую рыбу из аквариума, если он оказывается способным легко развести огонь? И подобных бытовых ляпов герой совершает немало, если вообще поверить в то, что человек способный за пять минут найти распредкоробку, через которую запитана сигнализация от взлома, и отключить ее, потом за многие недели не может сделать то же самое с блокировкой дверей или хотя бы терморегулятором.
Спасти репутацию главного героя и авторов фильма может только предположение о том, что «Внутри» - совсем не про то, а притча, или комментарий к притче Кафки «Врата Закона». Точнее даже спор с ней.
Герой Кафки всю жизнь проводит перед Вратами, но его не пускают внутрь, и только перед смертью он узнает, что эти Врата были предназначены только для него. Авторы «Изнутри» верят, что войти, а в данном случай выйти, выйти на свободу, можно, но нужно найти свой, индивидуальный выход из «заколдованной» квартиры, и самое главное, стать тем, для кого этот выход откроется.
Собственно на попытках Немо решить обе эти задачи и основан сюжет фильма. При таком понимание жанра и смысла фильма действия главного героя и их результаты принимают совершено нетривиальный и мало предсказуемый характер. Все очень непросто, уверен, что многие подумают, что выход как-то связан с картиной, ради которой Немо и оказался в квартире, или с его рисунком на стене, а может быть нужно будет спустить воду из бассейна, чтобы повторить путь главного героя «Ностальгии»? Узнать, где на самом деле был возможный выход, можно будет посмотрев фильм.
Но по большому счету обнаружение выхода почти ничего не меняет. Герой «Врат Закона» изначально знал, куда ему идти, но так до смерти туда и не попал. Чтобы не повторить его судьбу Немо должен понять, что выход заперт изнутри, изнутри самого Немо. «Ключ» внутри него, он должен стать им, придумав свой, индивидуальный вариант заклинания «Сезам, откройся», проникнуться этим заклинанием, слиться с ним. И таким образом измениться полностью. А это гораздо сложнее чем есть рыбок из аквариума или собачий корм.
Я никому не навязываю мою интерпретацию, уверен, у Дефо есть немало поклонников, которые с удовольствием посмотрят фильм как просто историю квартирного вора, оказавшегося запертым на месте преступления и очень не хотевшего в тюрьму.