Для ОМ - публикация отзыва согласована с Администрацией
*Нашим любимым Учителям посвящается...
Сколько себя помню - я всегда любила петь. Знаете фразу: человек - это звучит гордо, а выглядит отвратительно? Примерно так же и с моим пением - его можно было использовать в качестве пытки. Боженька, природа и родители наделили меня разными полезными и не очень в хозяйстве качествами, но вот связки мне дали "на сдачу".
Семья была относительно немузыкальной: дедушка-самоучка играл на гармони но не пел, папа считал себя меломаном и иногда, если был навеселе, мог подпевать за "Песнярами" - Беловежская пуща, Беловееееежская пуща... Мама не умеет петь "грудью" в принципе и всегда пищит, если поет. Причем фальшиво.
От осинки не родятся апельсинки - вы же понимаете...
Как протекала моя музыкальная карьера. В детстве я ходила в музыкальную студию при ДК по классу "фортепиано" к своему любимому педагогу. У нас тоже было сольфеджио и теория музыки, был хор, и мы все там пели. Я пела на вторых голосах почему-то. Главное - попадать в ноты, руководитель не прислушивается, кто как поет - важен общий звук, чтобы все голоса сливались. И вот в хоре-то я и привыкла петь "на голове" - то есть фальцетом. А чего стараться? Я же не солистка и мне за это не платят. Но душа хотела других песен, поэтому дома я с удовольствием аккомпанировала себе на фортепиано и завывала на все лады: романсы, арии, русские народные и советские песни - нот и сборников было много. Как меня за это не убили - до сих пор удивляюсь...
Шли годы, я научилась гордо играть на гитаре три аккорда, сочиняла песни и мурлыкала себе под нос.Сейчас гитару в руки почти не беру, но выглядит это так:
В таком варианте я могла вполне достойно выступить перед однокурсницами: все пелось в удобной тесситуре - я ж сама себе композитор... Я могла, как дурная, проорать что-то "на груди", но быстро выдыхалась, переходить с "груди" на "голову" и обратно не умела - да я вообще этого тогда не знала и не понимала. В общем, знающие люди говорили, что голос у меня сильный, но его надо "ставить". Где ставить, как ставить, зачем ставить? - хз для меня это было уравнение с одними неизвестными.
Потом появилось караоке, и для моего мужа началась веселая жизнь. Если тренькать на фортепиано и гитаре я могла, когда дома никого не было, то уж на домашних посиделках я отрывалась от всей души. В нетрезвой компании главное что? Главное - орать петь громче всех! С этой задачей я справлялась.
А потом мне стало скучно... Дом-работа, дом-работа... Кризис среднего возраста: надо было или родить еще одного ребенка, или развестись, или сменить работу, или вообще бросить все и уехать в другой город за лучшей и более интересной жизнью.
Шел 2011 год.И я думала, куда бы мне направить свою кипучую энергию, чтобы никого не смыло волной...
Мой любимый педагог к тому времени давно занималась с детьми вокалом. Как она говорила: все хотят петь и никто не хочет играть на инструменте... Мой педагог была хормейстер и концертмейстер. Удивительной души и таланта человек - такие раз в сто лет рождаются... Я несколько раз приходила к ней на отчетные концерты - у нее была детская вокальная студия, в которой занимались дети разных возрастов, вокальный ансамбль и хор. Многие ее выпускники связали свою профессиональную деятельность именно с вокалом. И однажды, встретив своего любимого педагога на улице, я спросила: Вы не могли бы со мной позаниматься вокалом? Она ответила - давай с нового года, т.е. с нового творческого сезона, т.е. с сентября.
Так я пришла к ней в 2012 году в возрасте 34 лет с теми исходными данными, которые указала выше.
Это наш класс. Здесь я занималась, когда брала уроки игры на фортепиано 30 лет назад. Почти ничего не изменилось
С какого возраста следует начинать занятия вокалом? Чем раньше - тем лучше. Так же, как в балете или в художественной гимнастике. Пока все гнется во все стороны, пока все мягкое, гибкое и поддающееся формированию. К моему педагогу приводили деток в возрасте 4-5 лет - это уже было нормально. Можно и постарше, но 14-16 лет - край. Если у мальчика, например, сломался голос, а он никогда раньше не пел и природа на нем отдохнула (так же, как на мне) - педагог по вокалу тут практически бессилен что-то сделать и изменить.
И вот я. Притащилась аж в 34 года. Вижу цель - не вижу препятствий. Выяснилось, что у меня "сопрано". Бывает "лирическое сопрано". А у меня, я считаю, "драматическое сопрано - практически трагифарс".😂
Педагог спросила: Алена, чего ты хочешь добиться в результате занятий? Я ответила, что хочу, чтобы мой голос звучал более-менее приятно. У меня же есть музыкальное образование и слух, и я понимаю, КАК я звучу. Чтобы не как мартовские коты орала, а благозвучно так... Я всегда была и остаюсь реалистом и понимаю, что вторая Галина Вишневская из меня не получится.Ну вот - хоть что-то... Хоть что-то можно сделать? Мой педагог ответила, что "можно и медведя научить кататься на велосипеде - было бы желание".
На этом прекрасном рояле я играла, когда брала уроки. Под аккомпанемент этого рояля мы распеваемся и учим новые песни
Желание было. Если я вобью себе что-то в голову, то обязательно добьюсь поставленной цели. Без всяких визуализаций и карт желаний. К тому же муж меня подогревал своим открыто скептическим отношением: лучше бы я "пожалела своего педагога и не мучила", "занимайся, когда меня дома нет", "бедные соседи" и еще много такого фольклора.
У меня было три козыря в рукаве:
опытный и талантливый педагог,
огромная мотивация,
музыкальное образование.
И если вокалом занимаются и без музыкального образования - это во времена моего детства было хорошим тоном отдавать ребенка играть на какой-нибудь музыкальный инструмент - то без педагога и мотивации тут никак. Даже Галина Вишневская, имея поставленный голос от природы, занималась вокалом с педагогом. Она пишет об этом в своей книге - очень интересная книга, кстати, рекомендую.
Занятия вокалом с педагогом - цена. У моего педагога всегда была очень скромная такса за свою работу. Я ходила к ней два раза в неделю, занимались мы 60 минут, и плата за занятия за месяц составляла стоимость одной стрижки у моего парикмахера. Вы таких цен не найдете, поэтому можете на меня даже не ориентироваться. Во многих ДК или клубах есть художественные руководители, которые будут с вами заниматься за определенную плату или бесплатно. Например, сейчас я хожу на индивидуальные занятия бесплатно, потому что являюсь членом хорового коллектива и художественный руководитель предложила такой формат занятий - подготовить сольный номер, например.
В общем, было бы желание, можно заниматься и он-лайн, в интернете полно видео-уроков, но самостоятельно, без обратной связи, больших результатов не добиться. Голос нужно именно "ставить": учиться правильному дыханию - "на диафрагме", петь "в позиции", повторять за педагогом показанные им ноты, получать замечания, пробовать повторить снова, и так - раз за разом. Все это очень непросто, требует большой работы между занятиями, самоотдачи, сил, времени. Вспоминая прошлые занятия и учитывая опыт настоящих: все-таки занятия он-лайн проигрывают. Педагог должен иметь возможность ткнуть вас в живот заглянуть вам в рот, и прочие безобразия... Большое значение имеет личность педагога, насколько вы ему поверите и доверитесь, насколько он опытен и тактичен - мне в этом очень повезло, у меня был гениальный педагог.
Как выбрать педагога: увы, не подскажу, мне не надо было выбирать. Наверное, если бы я сейчас начала брать платные уроки вокала, я бы оценивала, как строго с меня спрашивают, как меня теребят из-за каждой ноты, из-за каждого неправильно снятого окончания. За время занятия должно сойти семь потов и преподаватель должен с вас снять семь шкур. Это не "спасибо за спасибо": я вам заплатила деньги, а вы меня распели, послушали репертуар, похвалили и отправили домой.
Обязательно должно быть домашнее задание и работа над ошибками, над слабыми местами.
Распеваться самостоятельно, даже если дома есть инструмент, в самом начале не рекомендуется, потому что если вы неправильно извлекаете звук и не слышите этого, не поправляете себя, то возможен регресс и закрепление неправильного звукоизвлечения.
Зачем я начала брать уроки вокала - относительно понятно.Мотивы, задачи и цель. Что мне это дало, каких результатов я добилась, как занятия вокалом повлияли на мою дальнейшую жизнь? Думаю, что в процессе повествования я об этом расскажу.
Педагог сказала, что мы будем учиться петьв "эстрадной манере", и если я ее освою, то на другие - "академический вокал" или "народное пение" - легко смогу перейти. Вот тут она ошиблась. Наш новый художественный руководитель со мной третий год мучается - я выдаю широкий академический звук, много объема. А в народной манере надо петь "тоненько".
С чего мы начали.С того, что мне объяснили, что такое "позиция", или "вокальная маска". Нужно максимально широко улыбнуться, обнажив верхние зубы. Затем вставить указательный палец в рот и нажать на верхнее нёбо. Запомнить это состояние. И петь ТОЛЬКО В ПОЗИЦИИ.
Правда, смотрю с тех на разных исполнителей, и поражаюсь: ну никакой позиции. Еле рот открывают. А поют, и вроде неплохо. Но кому-то дано, кому-то - нет. Лично у меня уже рефлекс. Мне, если надо выразительно текст прочитать, я буду читать его "в позиции".
Сначала сильно уставали мышцы лица. А зажиматься во время пения - это еще одно табу. Звук будет зажатым. И вот как держать сжатыми мышцы живота, на лице зафиксировать вокальную маску, и при этом расслабиться? Вопрос!
Затем педагог мне показала, где диафрагма. Я положила руку на живот и нашла ее. Если ты поешь правильно, сказала педагог, ты будешь рукой это чувствовать. Петь нужно на сжатом воздухе, мышцы живота при этом максимально подобраны. Грудь - свободна, расслаблена, не вздымается. Хотите знать, что мне дали занятия вокалом? - У меня все эти годы был плоский живот, без каких-либо диет и ограничений в еде.
Я смотрела разные мастер-классы по вокалу. Упражнения, техники, приемы. Мой любимый педагог говорила, что вокалу можно всю жизнь учиться, и когда я делилась с ней информацией - у Ведерникова, например, был интересный мастер-класс - она брала ее себе на вооружение, потому что у нее в то время занимался мальчик с великолепным баритоном, который сейчас учится в Санкт-Петербургской консерватории. Мы его звали "наш Хворостовский".
Как вы понимаете, держать "позицию", следить за животом, за правильным звукоизвлечением, и при этом еще и петь, попадая в ноты - задачка не из легких. Попробуйте. Даже сейчас, когда за плечами столько лет правильного, а не "абы как" пения, я устаю после занятия.
Голосообразование и резонаторы. Надо петь так, чтобы работали оба резонатора - грудной и головной. Для педагога задачей №1 было научить меня петь на грудном резонаторе. При распевании я пела на грудном резонаторе, а когда переходили к песням, он отключался, и я пела на фальцете. Педагог говорила, что пение "грудным звуком" - самое естественное и здоровое для организма, кровь быстрее циркулирует, обогащается кислородом, ты согреваешься, даже если в классе холодно. А пение "на голове", т.е. фальцетом - неестественное и вредное, и если постоянно петь фальцетом, то можно даже заболеть.
С головным резонатором у меня и по сей день сложные отношение. Его нужно постоянно искать. Педагог говорила, что когда в переносице зачешется и завибрирует - вроде как тогда звук правильно пошел. Подача звука должна быть не через рот "горизонтальной струей", а уходить вверх - "в резонирующие полости головы". Я криво объясняю, потому что не помню детали, а другой педагог и объясняет по-другому. В общем, звук должен выходить на верхние передние зубы, как-то от них отражаться, потом резонировать на нёбо - и все это ушло в череп и зазвенело. Тогда звук будет и звонкий, и громкий - ведь в академическом пении не используют микрофоны, а все хорошо слышно.
Свободная низкая гортань и связки. А это еще одна засада. Гортань у меня тоже постоянно зажата, и это слышно. Вообще, разговаривая на все эти темы со своим педагогом во время занятий или по телефону, я настолько натренировалась все слушать и слушать, что мы с ней обсуждали современных певцов и певцов прошлого, анализировали - как они пели, что там работало или не работало. Если шла какая-то программа, типа "Голос", я могла высказать свое мнение при муже и он потом делал квадратные глаза, потому что жюри повторяло за мной слово в слово. Это снова к тому - что мне дали занятия вокалом. Очень специфические знания, конечно, но когда ты можешь отделить мух о котлет, то внутреннее самоудовлетворение никто не отменял.Как бы ни пела Полина Гагарина, ее верхние ноты всегда звучат скованно и зажато.
Еще мой педагог мне говорила, что надо много слушать репертуар, который я учу - связки в это время работают, запоминают. И вообще, надо слушать много хорошего вокала. Поэтому, даже сейчас, если я слышу какой-то косяк в пении, у меня у самой словно гортань зажимается и я понимаю, что так быть не должно - значит, что-то не правильно сделал артист.
Теории вроде и немного, но научиться все делать на практике - очень сложно. Мне было сложно. Я постоянно работала - дома за инструментом, на работе - в ночные смены и выходные дни. Было еще такое упражнение (это все к тому, чтобы "вытащить грудной звук"): нужно было говорить "у" - ну, как орангутан - и стучать в этом время кулаком по груди. И тоже - запоминать, что где завибрировало, как изменился звук. Помню, я в конце смены вышла в коридор - там была хорошая акустика, и начала "у. у. у". Коллега пришла на работу, услышала с первого этажа и испугалась - думала, что мне плохо стало. От своего любимого педагога я получила очень много информации. Во время пения постоянно что-нибудь всплывает в памяти - надежно записалось на подкорку.
И вот мы занимаемся месяц, второй...Результаты, прямо скажем, не айс. Позднее, когда я смогла извлекать из своей глотки хоть что-то более-менее приличное, мой любимый педагог мне признается: Алена, я была уже готова от тебя отказаться.... если бы не твое трудолюбие - ничего бы не получилось...
Отсюда вывод: не опускайте руки! Как писал К. Симонов, "просто ты умела ждать, как никто другой!". Пусть никто в вас не верит. Работайте до седьмого пота! Терпенье и труд все перетрут, и я - прямое доказательство этой поговорки.
И вдруг оказывается, что в нашем городе уже второй (или третий) раз проводится фестиваль "Пойте с нами" среди непрофессиональных певцов. Идейный вдохновитель, он же звукорежиссер ДК, пришел к моему любимому педагогу и спросил - буду ли я участвовать. Так как я изначально пришла учиться "петь для себя", я к такому повороту была не готова. Да и в принципе - не готова. Мы только-только смогли вытащить из меня грудной звук. А ведь еще надо заставить зазвучать резонаторы, облагородить его! А времени - меньше двух месяцев. Но мой любимый педагог сказала: Алена, надо выходить из зоны комфорта на сцену - сцена многое дает. Надо включаться в азарт соревнований и работать на какой-то результат. Мне, как твоему педагогу, тоже это очень нужно.
Так я согласилась на эту авантюру в первый раз. Сколько потом было головной боли и беготни по магазинам, чтобы найти хоть что-то, в чем можно выйти на сцену! Там тоже существует определенный дресс-код. Одноразовое концертное платье покупать не хотелось. Куда потом его? У нас подземных переходов нет, петь негде. Одна песня была по выбору исполнителя, вторая - "про зиму". Первую песню мне подобрала педагог, для развития "грудного звука". Вторую песню выбирали очень долго - хотели, чтобы это было что-то не банальное. В общем, все получилось полусырое, с багами, и первое время, слушая записи, я просто плевалась. А сейчас - ничего, норм. можете поплеваться
Кое-кто специально пришел на концерт, чтобы полюбоваться, как в меня полетят гнилые помидоры - и это не мой муж (он пришел в качестве оператора).Но - Урал, на дворе - январь месяц, и жители нашего городка, пришедшие поболеть за своих родственников и друзей за денежку, на помидоры, даже гнилые, зажали. Поэтому ничего в меня не летело, зрители стоически дослушали мой божественный вокал до конца и сдержанно похлопали. Моего педагога на конкурсе не было - у нее в это время родилась внучка, и она уехала к дочери. Позднее, прослушав запись, которую делал оператор ДК, она указала мне на ошибки, но в целом похвалила и сказала, что я смотрелась достойно - особенно на фоне остальных. С ними не занимался профессиональный педагог по вокалу и это было заметно. Несмотря на то, что природные данные были лучше, чем мои.
Видимо, после этого первого конкурса мой любимый педагог в меня поверила и убедилась, что я обучаемая. Репертуар я выбирала самостоятельно - это были песни, которые мне нравились, которые я хотела петь. Я уже начала понимать, на каких нотах я "звучу", а на каких - нет. Были у меня очень проблемные ноты - например, "фа" и "соль" первой октавы. Коряво звучали. Дома я постоянно работала за фортепиано и "впевала" неудобные ноты. Как "вообще", так и в любой песне.
Когда мы работали над песней, то всегда писали вокальную строчку. Я с детства подбираю не очень хорошо, у меня не настроенный инструмент, поэтому либо педагог мне помогала, либо сразу писала ноты сама. Сначала я долго пела песню под "плюс", запоминала связками, потом начинала петь под "минусовку". Мой любимый педагог утверждала, что надо петь аккапельно, без музыкального сопровождения - это тренирует слух. Когда я уже чувствовала себя достаточно уверенно "в материале" - я пела аккапельно, слушала себя, перепевала те места, что звучало глухо или интонационно не совсем точно. В отзыв невозможно вместить всю ту информацию, которая у меня в голове. Она периодически всплывает.
Самостоятельной работы было очень много. ОЧЕНЬ.
Что еще дают занятия вокалом? Вы отсрочите свою деменцию - как минимум. Нужно запомнить столько текстов и мелодий! Я сейчас хожу в хоровой коллектив, в котором много возрастных участников. Честно - я беру с них пример. Жизнелюбивые, активные, позитивные! Они все запоминают, причем поют в альтовых партиях - а там петь сложнее. Ну, а помимо того, что вы отсрочите свою деменцию - вы станете звездой караоке.
После первого года занятий - год учебный, начинается в сентябре, заканчивается в мае - я поехала в первый в своей жизни круиз и третье в своей жизни путешествие. У нас были т.н. "бортовки" и караоке - как разновидность развлечений на борту теплохода. Настроение у меня было отличное, и я с удовольствием подпевала арт-команде, когда мы покидали какой-нибудь город. И вообще, тогда я была практически экстраверт - участвовала во всех вечерних программах и вела себя очень активно. По теплоходу поползли слухи, что "эта девушка хорошо поет". Когда я пришла на караоке, мне вручили микрофон и предложили выбрать песню. Я выбрала песню "Черный кот", и она у меня хорошо получилось. Тогда я начала догадываться, что советская эстрада этого периода - прям мое. Потом был концерт с участием туристов в последний день круиза, и мне предложили принять участие. Но это позорище я вам не покажу
В следующий сентябрь я снова пришла на занятия вокалом и поделилась с педагогом своими успехами на теплоходе. Она сказала: Алена, ты меня разыгрываешь! Но я видела, что ей приятно это слышать. Так же я понимала, что работы впереди - по гланды. В этом году я уже сознательно хотела участвовать в конкурсе и показать им всем - особенно той, что пришла в первый раз посмотреть на мой позор (как она думала).
Я выбрала песню Аиды Ведищевой "Смешной паренек". Вторая песня была хз какая - об этом стало известно только после собрания участников конкурса. Нужно было спеть некий зарубежный хит. Я в языках не сильна, хотя думала взять песню Мирей Матье или Марлен Дитрих на немецком. Но выбрала "Рок-н-ролл под бой часов". Даже посмотрела фильм, в котором исполняется эта песня. По духу она мне очень даже близка, но организатор конкурса сказал про мое исполнение, что "это не рок-н-ролл". Видео снимал оператор ДК, поэтому в отзыв вставить его не имею права. Но эта песня не оценивалась членами жюри, а за "Смешного паренька" я получила III-е место. Да это прорыв!
Я настолько "впела" эту песню, что спою ее вам и семь лет спустя, даже если вы разбудите меня ночью.
Пришло время рассказать еще об одном бонусе, который мне дали занятия вокалом у педагога. С 2007 года и ежегодно я заболевала либо 31 декабря, либо 1 января. Фолликулярная ангина. С температурой выше 39 градусов и обмороками. Мой муж уже начал панически бояться Нового года - "скорая помощь" не выезжает, потому что вы взрослые люди и можете сами сбить температуру, приема в поликлиниках нет, врача не вызвать, а он переживает, что я отброшу копыта у него на руках. Так вот - после того, как я начала заниматься вокалом, у меня ни разу не болело горло. Ни разу! Я поделилась этой информацией со своим любимым педагогом, и она кивнула - да, это вполне объяснимо. Правильное пение очень полезно для здоровья. Ты тренируешь весь вокально-речевой аппарат.
Наступил 2014 год. Я втянулась. Мне нравилось петь и понимать, что я звучу уже не так отвратительно, как раньше, до начала занятий. Возможность выступить на сцене у меня была ровно два раза: на конкурсе "Пойте с нами" и на борту теплохода. Не густо - но, как говорится, "и то - хлеб".
Однако третий в моей жизни конкурс "Пойте с нами" меня добил. Первую песню я выбрала без проблем - так же из репертуара Аиды Ведищевой, "Первая весна". Вторая песня - всегда сюрприз. На этот раз - неприятный. Дуэт! Как мне петь дуэтом - и с кем - имея такой специфический тембр голоса? С кем я буду сливаться? Я готова была психануть и отказаться. Иногда я бываю очень негативная и токсичная. Но мой любимый педагог была хорошим психологом и нашла нужные слова. Участница, с которой мы пели в дуэте, обладала прекрасным голосом от природы (в отличии от меня), но мы с ней не подходили друг другу тембрально. Песню тоже выбрала она, песня не в моей тесситуре, нет моих "звонких" нот, но мне было уже все равно. Наш дуэт выкладывать не стану, он есть в плейлисте, а в отзыв добавлю клип, который я сделала на эту песню по мотивам фильма "Девчата". Это моя единственная студийная запись. Ну... какая есть.
Участие в третьем конкурсе меня разочаровало. Я не претендовала на получение какого-то места, но... к тому времени слишком хорошо все умела слушать. Я понимала, что у других участников хорошие голоса, но у них нет той подготовки, которую мне давала мой педагог-профессионал. И поэтому конкурс стал мне казаться какой-то профанацией. Зачем это? Для чего? Чтобы что? Мне стало неинтересно. Стало жаль зрителей - не надо выпускать на сцену всю эту любительщину. Сцену надо уважать. Дома, в караоке - пожалуйста. К тому же на тот момент я понимала свой потенциал и считала, что - все, "потолок". Выше головы не прыгнешь.
Это "Первая весна", но не с конкурса, а с отчетного концерта моего педагога.
Мой педагог никогда не тешила меня иллюзиями. Да, я была ее любимой и талантливой ученицей, когда играла на фортепиано. Мне это дано от природы - чувствовать музыку. И так же, от природы, мне дан не очень красивый тембр голоса. Она научила меня всему, чему могла. В караоке я могла смело петь. Очевидно, видя мое разочарование, педагог предложила мне петь в вокальном ансамбле, который она решила восстановить - этот вокальный ансамбль назывался "Селена".
Ансамбль "Селена", 2013 год
Нас было несколько человек, мы занимались два раза в неделю по часу. Репертуар выбирали совместно: иногда я предлагала песни, и педагог их одобряла. Многоголосие - это очень красиво и сложно, а мне было вдвойне сложно, потому что мой голос "торчал". В ансамбле не нужно никакой индивидуальности. Но на тот момент я была этому даже рада. С меня уже не было такого строгого спроса, как раньше. Не было такой ответственности. Хотя я продолжала учить песни дома и впевать их, очень добросовестно относилась к занятиям.
Вообще, это было очень счастливое время. Нас всех объединяла любовь к музыке и наш художественный руководитель - мой педагог. Она находила нужные слова, делала остроумные замечания, ругала, хвалила - мы были, как одна дружная семья. И насмеемся, и наработаемся до седьмого пота. Правда, дирекция ДК не очень-то радовалась появлению нашего коллектива, и на сцену мы выходили не часто. Наверно, мы не вписывались в концепцию ДК со своим репертуаром. Потом ансамбль "Благодать", в котором был в основном классический репертуар и академическая манера пения, распался (возрастные участницы часто болели и переставали ходить), и педагог предложила нам переквалифицироваться. Так мы несколько лет пели в "Благодати".
Ансамбль "Благодать", 2017 год
А потом.. а потом мой любимый педагог ушла из жизни. Скоропостижно. Неожиданно. Непостижимо. До сих пор не могу с этим смириться. Вспоминаю ее каждый день.
Она всегда мне говорила, что я "живу в песне". И на записи фонограмм звукорежиссер отмечал, что я каждый дубль пою, как на сцене. Выкладываюсь полностью. А что делать? Нет голоса - бери артистизмом. И, если раньше мой любимый педагог говорила, чтобы я не бросала инструмент, то потом она говорила, чтобы я ни в коем случае не бросала петь. Поэтому я решила петь - в память о ней. Не зря же она столько сил и труда в меня вложила. Сначала я несколько месяцев пела на клиросе. Фальцетом. Ну... не мое. Наверно, если бы продолжила - действительно, заболела.... К тому же на меня там слишком давили - купи юбочку в пол, купи молитвослов, учись читать по церковно-славянски... А я ж только петь планировала!
Через год, намотав сопли на кулак, я пришла заниматься в хор русской песни "Уральское разодлье" к молодому художественному руководителю. Первое время было дико сложно, потому что перед глазами стоял образ моего любимого педагога. Мне невероятно повезло, что в моей жизни мне встретился такой человек, как она. Но теперь всех сравниваю с ней - я однолюб. И только сейчас я начинаю привыкать к новому художественному руководителю и относиться к ней объективно. Наверно, я самая вредная и противная участница коллектива.
Хор "Уральское раздолье", 2019 год
Тем не менее, отходив в хор два года, я почувствовала, что теряю мотивацию. Наш хор постоянно выступает, и я не люблю выступать: для того, чтобы спеть одну песню, надо потратить иногда 4 часа. Заранее придти, распеться, переодеться, отстроить микрофоны - и ждать до конца концерта, если мы выступаем последними. Не всегда мне нравится репертуар - я скучаю по старым песням. В сентябре я притащила себя на занятия практически за волосы - расслабилась за лето. Но в этом году наш худ. руководитель предложила ходить на индивидуальные занятия. Можно подтянуть то, что не получается. Можно подготовить сольный номер. Я, естественно, решила, что у меня "все получается", и "чукча не читатель - чукча писатель". Я буду готовить песню. У меня есть любимые песни, которые я пою с детства. В формат "хора русской народной песни" они вписываются. И - да, я снова хочу плоский живот.
Хочу снова погрузиться в атмосферу муштры, когда заставляют перепевать каждую ноту. Когда получается извлечь правильный и красивый звук. Зная теорию, я понимаю, ЧТО не так. Но не понимаю, КАК это исправить. Нужно много работать самостоятельно - другого варианта нет.
Но я верю в своего нового педагога. У нее все получится! Даже со мной - я же обучаемая.
Новые костюмы, которые нам сшили на выигранные в конкурсе деньги
Я рекомендую уроки вокала с профессиональным педагогом. Вы отодвинете свою деменцию. У вас будет отдушина и отдых от домашних хлопот и рутины на работе. Вы начнете ставить перед собой цели и добиваться результатов - это же высшая потребность по пирамиде Маслоу? Ваш голос будет звучать красивее, полнозвучнее, богаче. Вы сможете удивить своих родственников, друзей или коллег, взяв в руки микрофон. А если вам надоест заниматься индивидуально - вы всегда сможете записаться в какой-нибудь коллектив художественной самодеятельности, и вас, с вашей подготовкой, там с руками оторвут!
Бонус для дочитавших до конца. "Вокальная кухня". Так ставят голос.
Спасибо! Я к себе очень критично отношусь. Но иногда (очень редко) - звучу. Даже мой педагог про себя говорила, что она "безголосая". Это - она-то? А кто тогда я? У меня было две крайности - я либо пищала, либо орала. Это поправимо
Ой, какой у Вас классный отзыв! Прям на душе тепло стало. Особенно в день учителя - как дань признательности и благодарности за нелёгкий педагогический труд. И спасибо, что затронули тему обучения взрослых людей. Для детей и подростков есть детские школы искусств и дома творчества, разные кружки и платные студии. Взрослому же человеку мало того, что нужно найти соответствующего преподавателя, необходимо выйти из зоны комфорта, проработать собственные комплексы, стереотипы и зажимы. В общем, очень полезный отзыв!
Спасибо! Я очень благодарна своему педагогу за все, что она для меня сделала и чему научила. Я знала ее практически с 1-го класса, и она была для меня идеалом, эталоном, примером для подражания. К сожалению, ее судьба сложилась трагически, творческие люди очень ранимы и самое малое, что я могу сейчас сделать - это поддерживать память о ней. Нам повезло, что у нас теперь молодой, целеустремленный, амбициозный преподаватель. Потому что у того творческого коллектива, в который я сейчас "влилась", их художественный руководитель тоже скоропостижно и неожиданно ушла из жизни.
Костюмы шикардос на последних фото. Я пела в хоре в детстве , когда училась в музыкалке по классу домра, сейчас только дома колыбельные мужу. высокие ноты уже не возьму, а пела то 1 голосом. Смотрела видео с удовольствием, хотя во многом звук искажен, с удовольствием, конечно же послушала бы вживую.
Спасибо! Костюмы нам подобрала новый художественный руководитель. Точнее, она нашла идею в интернете, в уходник по костюмам ее воплотила в жизнь с помощью швей ДК. Всем им огромное спасибо за их труд. Высокие ноты Вы возьмете и сейчас, если будете каждый день тренироваться это делать как руки моментально забывают технику - так и наши связки зарастают мхом, если не заниматься.
Спасибо! Моя мама всю жизнь жалела, что я училась играть на фортепиано (это была моя мечта с 3-летнего возраста), а потом решила петь. Для нее высший пилотаж - танцевать. Но нам сейчас на сцене иногда и хороводы приходится водить, так что и танцевать научимся. Если любите петь, то занятия вокалом - то, что нужно!
Какая же Вы молодец!!! Никогда не поздно учиться любимому делу - что там 34, в хобби-танцы и в 44, и в 54 приходят, и позднее, значит, и в пение можно) Я все-таки не верю, что научить петь можно любого.. у меня вот совсем нет голоса, хотя слух и музыкальное образование - есть, но сольфеджио и хор тихо ненавидела, нравилась только специальность. Не научили за 8 лет совсем. Возможно, дело и в педагогах, и в желании - желания не было, не моё искусство) Хотя слушать - наслаждаюсь!
Спасибо! Подозреваю, что нас скоро и танцевать научат но танцую я еще хуже, чем пою! Думаю, что научить петь все-таки можно - при большом желании и наличии слуха. Хотя моего сына педагог не взяла. Голос сломался, и раньше он никогда не был замечен в желании петь. Она его послушала - он не попадает в ноты и не слышит этого. Сказала, что не возьмет. А ведь я его к ней приводила, когда ему было 5 лет. Не захотел. Я помню, что всегда приходила в ДК - именно, как во дворец. Весь этот сталинский ампир. Сердце замирало. А его привела - ему как ничего особенного...
Чудесный отзыв, спасибо за него. Настоящая мотивирующая история.Когда я дочитала до того места, где вы сообщили, что ваша педагог ушла, было так жаль... Успехов вам в вашем творчестве, больших успехов!
Спасибо большое! Я хотела написать этот отзыв много лет назад, но тогда Администрация сайта не разрешила создать новую тему. Мне тоже очень жаль, что ее больше нет с нами. Но она продолжает объединять нас и после своей смерти. Мы, кто к ней ходили, продолжаем петь.
У вас прекрасный голос) Здорово, когда в одном человеке сочетаются и природные данные, и целеустремленность.
голос у меня сильный, но его надо "ставить"
Вот и у меня такая же история. Я в подростковом возрасте занималась вокалом, пела в группе, но даже наш преподаватель относилась к этому всему, как к самодеятельности, не более. В колледже предпринимала попытки игры на гитаре и фортепиано. Успехом они не увенчались, но я не оставляю идею возобновить занятия. От преподавателя очень многое зависит, ну и от упорства, само собой)
Спасибо! Я слышу себя со стороны и это далеко не "прекрасно" надо много, много работать. Я желаю Вам возобновить занятия вокалом - пение украшает и жизнь, и душу.
Прогресс от занятий колоссальный Хорошо поете. Для меня пример того, как из безголосого человека можно сделать певицу, это Орбакайте. Поставили голос, подобрали репертуар, всё стало совсем иначе выглядеть, чем в начале ее карьеры. А иногда у человека есть вокальные данные, но слушать его невозможно. Для меня такой певицей является Долина. А у вас приятный голос.
Спасибо большое! У меня есть самодеятельная запись первых месяцев занятий, я хотела ее загрузить - для того, чтобы можно было оценить прогресс. Но решила, что "пусть верят на слово" Правильно подобранный репертуар очень много значит. Как говорила мой педагог, у меня в голосе "металл, сталь" - и надо такую тесситуру, чтобы это было слышно. К Орбакайте, как и к Алсу, отношусь с уважением. Эти певицы очень много работали, и их песни не так-то просто повторить. Даже песни Аиды Ведищей - вроде, по словам педагога, "что там петь, фитюлька какая-то. А вот попробуй!". Долину я слушаю. и даже пела песни из ее репертуара.
Спасибо! Читаю мужу вслух комментарии, чтобы он не ругался, когда я дома начинаю петь Роковые женщины слушают рок как Вы догадались? Ольга Арефьева - моя любимая певица. Я даже отзыв на ее творчество писала. Сурганову пела. Но все это, как Вы понимаете, не формат местного ДК, и на сцену с этим не выпускают.
Догадалась, потому что знаю, что вы с Урала, а для меня Урал = рок (где тут смайлик коза). Ну и чисто внешне вы у меня почему-то ассоциируетесь с альтернативной какой-то музыкой, не знаю почему) Пойду почитаю ваш отзыв про Арефьеву.
Пение - это по любви) очень эмоционально затратное занятие. У меня родители музыканты, мама - педагог по вокалу.
За время занятия должно сойти семь потов и преподаватель должен с вас снять семь шкур.
Нууу..Это смотря где. Пару месяцев мама как-то пыталась работать в студии, где руководитель говорила: вы всем должны нравиться и всем угождать и если к вам приходит человек, который никогда в жизни музыкой не занимался, а через 2 месяца хочет спеть Уитни Хьюстон на своей свадьбе вы должны говорить:" Будем работать!" Так как моя мама хороший педагог, то долго не выдержала. Я так пыталась на рисование ходить для взрослых и вот там такой же подход применяют: я хочу, чтобы меня критиковали и учили, а меня тока хвалят и хвалят... Увы, большинство подобных студий для взрослых нацелены на развлекушки, так что если и искать педагога, то лучше сразу говорить, чего именно вы хотите. По-настоящему учиться, а не вот это все..
Спасибо! А ты сама поешь? Я в принципе не люблю, когда меня хвалят. У Толстого есть фраза, которую я не процитирую 100%, но смысл в том, что если тебя ругают - ты все делаешь правильно, а вот когда тебя хвалят - ищи, что ты сделал не так. Положительная обратная связь тоже нужна, но в небольших дозах и по делу. Чисто чтобы понимать, что двигаешься в правильном направлении.
Я одно время ходила на занятия, развила слух, научилась интонировать, но вокал не поставлен. Застряла на полпути, короче). Хотя надо бы доучиться, пение - терапевтической штукой может быть очень.
Положительная обратная связь тоже нужна, но в небольших дозах и по делу.
Согласна) Вообще с моей кучей кружков и школ я поняла, что хороших педагогов очень мало, круто, что тебе удалось найти отличного, хоть на какой-то срок.
Вот это отзыв! Читала и слушала песни, слушала и читала! Мне очень понравилось. Я, кстати, посмотрела ваш дуэт с песней "Полюби меня такой". Да, согласна, вы с другой участницей очень разные, и голоса разные, мне кажется это просто не "Ваша" песня, Вам подходит не нежное и игривое, а что-то более строгое и "жесткое" что ли. Ну, мне так показалось.
Мало что понимаю в пении, но тему эту очень люблю. Смотрела сериал про Зыкину, потом украинский сериал Певица, фильм про Эдит Пиаф...завораживают и оперные голоса, и народные песни. Ваша распевка мне понравилась, и песни разные, на Ютубе смотрела..я не сильна в понимании, но мне кажется Вы себя будто недооцениваете, это видимо скромность, объективность, и это вызывает уважение...по мне,так и голос есть, и слух, и ещё себя подать на сцене умеете, это уже очень много , так что отлично Вы поете, скромная звезда Урала 💐 ,ps костюмы хороши, колоритные такие ..
Спасибо! Я смотрела фильмы-биографии про Тину Тернер и Билли Холлидей. Судьба последней - трагична. Фильмы-биографии всегда интересны. Вспоминаю, как на первом конкурсе в перерыве зрители голосовали за участников, чтобы разыграть "приз зрительских симпатий". Моя бывшая воспитательница сказала: Алена, я проголосовала за тебя, я - твой фанат. Вы - мой "фанат" мне очень приятно Ваше мнение, спасибо за такую высокую оценку моих скромных способностей.
Спасибо! Мой педагог говорила, что петь джаз дано очень немногим, потому что джаз - это сплошная импровизация. Когда мы пели в "Селене", я предлагала замахнуться на песню из репертуара Э. Фицжеральд, но она сказала: Алена, не кощунствуй. А для себя, я, конечно, пою и джаз, в том числе
Нужно максимально широко улыбнуться, обнажив верхние зубы. Затем вставить указательный палец в рот и нажать на верхнее нёбо.
Теперь я знаю, что делать в случае встречи с маньяком в темном переулке до того как побить его Так ржала, что слезы потекли и кошка проснулась. Интересно! Правда захватывающе. Круто, когда есть осознанная цель и готовность к усилиям. Посмотрела видео, очень-очень понравилось, как звучите Я 6 лет училась в музыкалке, за это время меня выгнали из хора и оркестра. Так что я рано поняла, что коллективная деятельность - не мое. А на сольфеджио вплоть до выпускных экзаменов разрешили не открывать рот. Вообще не открывать. Я была рада, т. к. с детства восхищалась молчаливыми партизанами и разведчиками, а "Сильные духом" были моей настольной книгой.
Спасибо! В детстве я была, что называется, "выскочкой". Всегда все знала, всегда хотела первой ответить. Мой педагог на своих занятиях меня сдерживала. Поэтому сейчас я лучше промолчу. Тогда я воспринимала хор, как обязанность. Мой педагог была очень строга - без дисциплины с детьми (да и со взрослыми) не добьешься результатов. Я в душе - махровый индивидуалист, и мне спокойнее, когда я одна несу ответственность и никто мне не мешает своими косяками. Но человек - стайное животное теперь пение в хоре мне многое дает и многому научает. Терпимости, в том числе.
Ну, в моем случае это не вопрос терпимости/нетерпимости, косяков, амбиций, признания и пр. Я просто не люблю петь: ни в хоре, ни соло, ни в дУше, ни даже за бокалом. Нет такой склонности. Бывает
Какая Вы умница! Отзыв прочитала на одном дыхании. Даже не предполагала что у пения такая сложная теоретическая и физическая часть. Очень интересно. Сама я петь люблю! Дети, правда, всегда просят "Мамочка, миленькая, не пой, пожалуйста!"
Спасибо! Я тоже этого не предполагала думала - открывай рот - и пой, что тут сложного? Коротко о моем пении: сыну 2 года, я пою. "Мама поет песенку". Через минуту - "мама, не надо петь песенку".
обожжжаю всеми фибрами души музыкальных людей! тех, кто разбирается в вокале и музыке в целом.
мой скромный опыт по части пения таков: когда-то в прошлой жизни я пела в одном из лучших хоров страны (среди подростков) и выступала перед губернаторами, патриархом и, по-моему, даже президентом. петь могу в диапазоне от тенора до самых верхушек сопрано до сих пор, несмотря на возраст "за тридцатник".
но - напелась, никакого желания ни петь, ни выходить на сцену нет совершенно. мой опыт диаметрально противоположен твоему сейчас пою только семье.
а вот что по-настоящему мечтаю возобновить, так это сочинительство: раньше писала фортепианные этюдики, педагоги хвалили и настаивали, но бунтарский дух юности им не внемлил, о чем ужасно жалею
Спасибо! Я писала только песни - как на фортепиано, так и на гитаре. Иногда с трудом могла подобрать на фортепиано то, что пела под гитару. Я хотела бы возобновить игру на фортепиано, восстановить технику. Но самостоятельно, без обратной связи и какого-то стимула - для чего это все делать - результата не будет. Помню, что когда имела мысль поступить на музыкально-театральный факультет, то засела за инструмент. Наверно, надо было все-таки на него поступить.
Это здорово )) Вечная память твоему педагогу. Сколько хорошего она после себя оставила. За вокальную кухню я пока не села, но чувствую, буду под нее тренироваться, как под видео с гуаша
Спасибо! Мы распеваемся больше половины занятия. Потому что она по ходу еще и объясняет, и показывает - на все это уходит время. Так что тут - маленький кусочек.
Спасибо! За наряды "спасибо" мастерицам нашего дворца, они шьют очень много костюмов для разных коллективов. Насчет своего голоса я иллюзий не питаю, но все равно приятно, что он воспринимается более-менее нормально людьми
Я как-то хотела научиться и петь в церковном хоре. Но туда брали только с музыкальным образованием и... Бабусек, на образование которых всем был все равно Вы молодец!
Спасибо! Я пробовала петь на клиросе. Вообще, туда на самом деле берут не всех и оплачивают это занятие, как работу. И регент есть. В нашем городке - ни регента, ни оплаты. Поют, как поют. Вроде по нотам, но "по-своему". Я дома выучу, приду - "а мы поем не так". И не настолько у меня прозрачный и хрустальный голос, чтобы петь на клиросе. Мне только "Интернационал" петь
Вы здорово поете) Тоже хотела позаниматься вокалом с педагогом, в перспективе) у меня зажимы в гортани, челюстях, блоки в диафрагме. Голос из-за этого слабый, тихий. Была на пробном мастер-классе у тренера по голосу и речи, из всей группы оказалась самая слабая.
Очень классный и познавательный отзыв, особенно для меня. Верхние зубы и у меня не видны)) И я знаю, кто теперь будет сидеть в жюри, если в этом году не отменят "ШОУ Голос 60+)-это будете вы. А я в номинантах)). В том году прошла 4 этапа отбора, но нас не успели прослушать 14 чел., вот в этом году попоём. Я не претендую вообще ни на что, только на настроение, которое могу создавать. Муз. образования нет, вокалом не занималась, а хочется получить уроки, замечания и т.д Вы молодец, без боя не сдаётесь!
Спасибо! Для жюри я уже многое подзабыла. Вы правы - учиться можно (и нужно) в любом возрасте. Надо заставлять наш ленивый мозг работать. Чтобы бабушка-деменция не пришла раньше времени Сейчас я начала заниматься восточными танцами, у меня ничего не получается, но мне все жутко нравится. Это так сложно - руками делать одно, ногами другое, а бедрами третье. И тут уже кажется, что петь намного легче
Никогда не поздно. Другой вопрос, что результаты будут хуже ожидаемых - а это снижает мотивацию. От личности педагога многое зависит. Иногда личность педагога/наставника меняет и занятия вокалом на занятия восточными танцами
Вот, кстати, и тут Вы мою мысль озвучили чётко. Конечно, никто не запрещает нам заниматься многими вещами из-за возраста, но результат может быть сомнительный. Отлично знаю по своему опыту: сейчас 30, давно с высшим образованием, в прошлом году решила получить среднее медицинское. Ну, и учитывая то, что мечта, ради которой я пошла на это, не так уж реальна, у преподавателей пофигизм полный, мне, взрослому человеку, уже абсолютно не интересна такая учёба, да и строиться уже сложно. Вот и думаю тоже, продолжать или нет
Да, Вы здорово и поёте, и пишите! Активность и упорство, как у Вас - тоже супер, этого многим крайне не хватает. Я 12 лет назад тоже занималась академическим вокалом ( больше года), но, к сожалению, эти уроки кончились, а другие я за эти годы так и не начала.
Спасибо! Я неплохо пишу, потому что регулярно тренирую этот навык Одна из причин, почему я до сих пор здесь. Насчет пения - все-таки выше головы не прыгнешь, здесь и возраст играет свою роль, но основное - природные данные. А они - либо есть, либо нет. Но петь для себя под гитару, ф-но или фонограмму, я могу. Петь и не морщиться Я перестала ходить на хор с прошлого сентября. Мне не нравится руководитель. Когда я год учила песню, чтобы спеть ее на отчетном концерте сольно с хором, она вдруг заявляет, что я "не готова к большой сцене". Серьезно? Отчетник я отработала, но уже 100% знала, что больше ходить не буду. Пусть будут одна звезда в коллективе к тому же я начала заниматься восточными танцами, а времени на все не хватает. Ну я и выбрала танцы - лучше 1-1,5 буду двигаться, смеяться, улыбаться и развивать новые навыки, чем два часа сидеть на неудобной скамейке и ждать, пока дойдет очередь до нашей партии. Как говорится - пришла ни по что, ушла ни с чем. Сейчас я бы к педагогу на фортепиано походила лучше. Хочу восстановить технику, я самостоятельно меня не хватает надолго, всегда находятся другие занятия. Поинтереснее, чем играть гаммы
Да, понимаю Вас отлично! Мне тоже всегда важно, чтобы ко мне относились с уважением, ибо я привыкла относиться к людям именно так. Кстати, Ваше новое увлечение мне тоже очень нравится! Давно мечтаю о восточных танцах, но мне тянет ещё и на западные парные - танго, вальс, например. Вот прям очень хотелось бы этим заняться. Но в этом году только на пилатес и стретчинг пока попала. Конечно, это куда более прозаично, но ради того, чтобы хоть как-то поддержать позвоночник и в целом укрепить мышцы - штука хорошая, после занятий самочувствие улучшается.