Иной раз сюжету в книге отводят совсем не главенствующую роль, не имеет значения, что именно происходит и какими событиями наполнено, имеет значение атмосфера, под магическое действо которой попадает читатель с первой главы, и слог, убаюкивающий, завлекающий, чарующий. Благодаря ему становишься не рядовым наблюдателем, а зрителем из первого ряда, который, как только почувствовал желание, в силах оторваться от насиженного места и не смотреть на разворачивающуюся постановку, а быть в ней, идти по московским улочкам, разглядывать архитектуру, посещать театральные постановки, ужинать в столичном ресторане и философствовать с друзьями главного героя – те становятся буквально осязаемыми, характеры которых представляемы до мелочей. Но помимо этих обыденных вещей – московских пейзажей, разговоров людей искусства и людей математического склада ума (которые также неплохо разбираются в искусстве!), чувствуется, что воздух полон чего-то мистического: едва проступающее, едва заметное, но притаившееся в углу, чьи очертания можно выцепить зорким взглядом. Оно только и ждет, чтобы, обретя силу, заявить о своих правах.
Книга разделена на 2 части: «Лучшее предложение» и «Бестолочь, или История мятущейся души». Они даны не в хронологическом порядке, вторая часть происходит за несколько лет до событий в начале книги, на последних страницах лишь знакомя с персонажем, играющим главенствующую роль в части первой. В сюжете дана пьеса «Богемская рапсодия» из двух актов, действие которой погружает в Прагу XVII века, эта пьеса сыграет немаловажную роль в мистическом событии, в котором погрязли персонажи – любители драматургии найдут в ней неповторимое очарование. Множество черно-белых иллюстраций точно передают обстановку: на одних взгляд лишь мельком остановится, на других же захочется остаться подольше, а может, и найти бОльшую информацию – так, например, черно-белая иллюстрация полотна Россетти «Прозерпина» пленила не сильно отягощенную искусством мою голову, что я пошла смотреть ее в цветном варианте и…вздыхать, что выставляется она в Лондоне, галерее «Тейт» и никаким образом я не соприкоснусь с прекрасным вживую. Ну что ж…бывают в жизни огорчения.
А пока же я зову вас на первый ряд мистерии, разворачивающейся пред глазами: пожар в только что отреставрированном особняке Муравьева-Апостола на Старой Басманной и история, разворачивающаяся в кабинете психотерапевта, к которому обратился один из главных героев.
на финальных страницах нас ожидает «продолжение следует», а потому полностью ответов мы так и не получим.
слог автора достаточно высокопарный, патетический, возвышенный. И если вам не близок этот стиль, если «поцеловать» больше находит отклика чем «примкнуть к устам», «заняться любовью» более понятно, чем иметь «физическое соединение чувственной любви», а взрослый мужчина, произносящий, что у него «болит душа за тебя» - и вовсе кажется слишком странным и не из этого века (лучше бы мамонта притащил к ужину, чем допытывался о психическом дисбалансе второй половины, не говоря уж о сборке женских волосков при мытье пола, которые тот складывал на цепкий венчик фиалки на подоконнике), то вряд ли вы найдете в «Лучшем предложении» настольную книгу, что сможет очаровать. Потому что именно в этом и есть ее очарование – в трогательном отношении, в возвышенных речах, утонченных беседах и мистической, сковывающей атмосфере.