Мне совсем не стыдно признаться в одной простой вещи: классическую русскую литературу категорически не люблю. "Война и мир", "Анна Каренина" и "Преступление и наказание" вызывают во мне разве что сонливость и непонимание, зачем это упорно пытаются дать для прочтения школьникам. Но есть одна книга, которую я прочла задолго до её появления в школьной программе, перечитываю периодически и нахожу всё больше скрытых смыслов. И это роман, который действительно не теряет своей актуальности через время - "Мастер и Маргарита" 💖
Надо сказать, что Булгакова я в принципе люблю, большинство его произведений точны, интересны и актуальны даже спустя многие годы.
Давно хотела этот роман в свою домашнюю библиотеку, очень долго выбирала и в итоге остановилась на новом издании Эксмо в футуристическом стиле. Эта обложка просто меня покорила. Невероятно приятная на ощупь, модная, идеальный подарок любому книголюбу.
Издательство: Эксмо
Год издания: 2021
Страниц: 576
Переплёт: Твердый переплет
Формат: 84х108/32 (130х205 мм, стандартный)
Вес: 573 г
Возрастные ограничения: 16+
Сзади можно найти небольшой информационный блок об авторе и самые яркие цитаты из произведения. В принципе я не удивлена, что нет аннотации, этот роман сложно не знать.
Томик весьма увесистый, больше 500 страниц. Тем не менее произведение настолько замечательное, что читается на одном дыхании.
Думаю, все прекрасно знают, о чём эта история:
Бессмертное, загадочное и остроумное «Евангелие от Сатаны» Михаила Булгакова.
Роман, уникальный в российской литературе ХХ столетия. Трудно себе представить, какое влияние он оказал на мировую культуру.
На основе «Мастера и Маргариты» снимались и продолжают сниматься фильмы и телесериалы, это произведение легло в основу оперы, симфонии, рок-оперы, его иллюстрировали самые знаменитые художники и фотографы.
Достаточно перечислить лишь немногих создателей произведений, посвященных шедевру Булгакова и им вдохновленных: Анджей Вайда, Эннио Морриконе, Мик Джаггер, Дэвид Боуи.
Чем же заворожила столь разных творческих личностей история о дьяволе и его свите, почтивших своим присутствием Москву 1930-х, о прокураторе Иудеи всаднике Понтии Пилате и нищем философе Иешуа Га-Ноцри, о талантливом и несчастном Мастере и его прекрасной и верной возлюбленной Маргарите?..
Внутри нас встречает эпиграф, фраза из самого известного произведения Гёте "Фауст". Она как нельзя лучше подходит к данной книге.
Сразу скажу, что нападки церкви и разного рода религиозных фанатиков мне совершенно отвратительны. Насколько узколобым нужно быть, чтобы рассмотреть в этом произведении чисто религиозную подоплеку. Для меня это книга обо всём, но только не о религии.
Москва тридцатых годов по сути ничем не отличается от современности. Ещё нет каких-то невероятных технологий, большинство людей ютится в коммунальных квартирах, не всегда удаётся сводить концы с концами. Но, как и сейчас, существуют порочные, глупые и злые люди. Которых, разумеется, испортил квартирный вопрос. И вот однажды на Патриарших прудах началась невероятная история таинственного консультанта с говорящим котом, людей, пропадающих из своей же собственной квартиры, и невероятной любви, способной сломать мир и построить вновь...
В первую очередь это история столкновения добра и зла. История древняя, начавшая свой путь с сотворения земли. Зло невозможно без добра, как и добро без зла, мир не может жить без баланса, о чём Воланд весьма красноречиво поведал Левию Матвею.
Воланд - это тот же Фауст, тот же библейский Сатана. И автор даёт читателю заглянуть дальше собственных иллюзий. Воланд приходит наказывать людей, разоблачая самые гнусные пороки общества, срывая корку с гниющих ран на теле человечества.
Например, излишняя бюрократия человека приводит к тому, что он исчезает, а его костюм продолжает работать. Это очень тонкая аллюзия на то, как многие теряют человеческий облик, зарываясь в бумажки и пытаясь жить по инструкциям. А хор работников, которые не могут прекратить петь - намёк на тех, кто всегда готов поддакивать всему и выслуживаться, невзирая на абсурдность приказа.
Воланд с помощью своих подчинённых карает взяточников, лжецов и предателей.
А гибель Берлиоза не только является попыткой искоренить излишнюю самоуверенность человека, но и отличным индикатором отношения окружающих к чужим проблемам. Жёстко, но очень справедливо и точно.
История Понтия Пилата и Иешуа - тоже довольно показательный пример многих проблем. Это и страх, и нежелание поступиться своими убеждениями, и невероятной силы чувство вины, способное довести человека до отчаяния и испортить всю жизнь. И, конечно, пример невероятной доброты, света, спасающего людей от самих себя.
История любви мастера и Маргариты - наглядная иллюстрация того, на что порой способны люди ради любви и как они могут залечить душевные раны друг друга. Мастер ранее был женат, но жену даже вспомнить не может, Маргарита замужем за любящим её богатым мужчиной, но сама никаких чувств не испытывает. Они, двое несчастных людей, встретились и идеально дополнили друг друга. Мастер кроткий, спокойный и погружен в свои проблемы, Маргарита более страстная и сильная духом. Но вместе они идеально совпали.
Ради любимого Маргарита оставляет дом, прежнюю жизнь и становится ведьмой. Сцены бала - самые яркие и эмоциональные в книге.
В этой части можно увидеть Маргариту как очень добрую, жалостливую женщину. Имея безумное желание спасти мастера, она жертвует им.
Притом она открывается ещё и как достаточно скромный человек, не пытающийся возвести свои поступки в категорию невероятного. Что и является настоящим благородством.
Воланд здесь также открывается с хорошей стороны, что лишний раз доказывает истину: у любой медали две стороны. Зло притягивает к себе зло, что и было с большинством героев. Но добро вполне способно победить.
Интересно сделана аллюзия на советскую власть. Читая в школе, такие мелкие отсылки я не замечала. Но это действительно очень ёмко описывает ситуацию, происходившую в сталинские времена.
Есть в романе и моменты, чтобы посмеяться. Например, кот Бегемот всегда вызывает улыбку своим поведением, например момент с трамваем.
Финал романа действительно очень сильный. Те несколько дней, которые Воланд со своей свитой провели в Москве, многие люди изменились навсегда. Кто-то нашёл лучшее, кто-то потерял всё. А влюблённые, которым так долго пришлось бороться за себя, обрели покой.
Наверное, этот роман не стоит давать в школах. Вспоминая свой опыт, могу сказать, что все моменты, кроме "ахаха, голые бабы", для моих одноклассников прошли стороной. Да и я в школе влюбилась скорее в слог и идею, чем в героев. Безусловно, это более серьёзное произведение, чем просто смесь религии, любви и потустороннего. Это целая галерея людей с разными судьбами, эмоциями и желаниями. Карикатурных и не очень, но подтверждающих общее правило: во всех нас есть тёмная сторона.
Роман "Мастер и Маргарита" - безусловная классика литературы, один из лучших примеров произведения, которое может быть интересно всем без исключения. Смыслы, теории и аллюзии, в конце концов потрясающий слог - всё сливается и образует нечто замечательное. Если вы не читали эту книгу - однозначно советую ознакомиться.
Другие отзывы на книги и не только вы можете найти в моём профиле 💖