Знакомство с этой моделью Mongoose у меня состоялось в августе 2014 года, в то время я сам ездил на GT Avalanche 2.0 2013 года. Заразившись велосипедизмом, я начал влиять на окружающих, и вскоре пришлось выбирать велосипед брату. GT из-за жесткой рамы я рекомендовать не стал, выбрали Mongoose Tyax Expert, но на 26" колесах (брат невысокий). Немного покатавшись на его велосипеде, я понял что этот вариант очень достойный, более комфортный по сравнению с моим GT. По обвесу он был интереснее моего "аваланча", поэтому решил купить и для себя, только версию на 29" колесах, дождавшись 40% сентябрьских распродаж в Триал-Спорте и заодно продав "аваланча" другу. Обошелся он мне в 18.5 тысяч рублей (эх, были времена).
Около 15 кг радости)
Странно, но велосипед мне выдали ненастроенным, несмотря на предварительный заказ. Передачи переключались только после двух нажатий, вилка как-то странно раобтала... Это на первый вечер подпортило впечатление от велосипеда. Отдал его в соседнюю веломастерскую, мне все подтянули, подложили смазку в вилку, настроили переключатели - вел сразу начал радовать . Езжу на нём уже восьмой месяц. Зима и снег не заставили меня закрыть сезон, наездил почти 1900 км на момент написания отзыва (март 2015). За всё время в техническом плане занимался только профилактикой - недавно была перебрана задняя втулка, после 1000 км менялась цепь (буду ездить в 3 цепи).
Привез меня на работу
Пройдусь своим мнением по отдельным компонентам:
Вилка SR Suntour XCR Air. Наверное, самая дешевая воздушка. Если быть точнее, то вилка с воздушным картриджем. Чуть лучше, чем пружино-маслянный RockShox XC28. При отрицательных температурах дубеет: при минус 10 её хватает минут на 10-15, потом уже очень слабо отрабатывает.
Руль, грипсы, манетки. Грипсы удобные, руки от сильной тряски конечно устают, но в целом хват мне кажется вполне эргономичным. Руль после широкого аваланчевского воспринимался как менее точный, но через неделю я забыл про это ощущение.
Тормоза Hayes Dyno Sport. Сперва показалось, что вел вообще не тормозит, хотел уже заказывать себе другие, но мне посоветовали поездить несколько дней. И действительно, колодки притерлись, сейчас модуляция и эффективность тормозов абсолютно устраивает. Не знаю норма или нет, но они достаточно шумные, особенно задний после снежно-солевой каши - я его использую заодно как звуковой сигнал. Если диски чистые - при торможении ощущается вибрация на всей задней части велосипеда, видимо диск неровный (либо перья "музыкальные").
Покрышки Kenda Small Block, колёса. Что-то нейтральное, универсальное, с неплохим накатом. Для зимы я купил другие, т.к. стоковые нормально держат только на плотном укатанном снегу, по каше не гребут и склонны к заносам-падениям. Обода пока не погнул, колёса не протыкал. Для сухого грунта и асфальта вполне подходят, даже на песчаной обочине я чувствовал себя достаточно уверенно.
Трансмиссия. Этим всем я доволен, после настройки переключатели (спереди Аливио Альтус (не верьте Яндекс-маркету) Shimano M371, сзади Деор, манетки Аливио) справляются с работой лучше, чем у меня было на Аваланче, хотя уровень тот же. Все включается быстро и четко, динамика разгона радует. Цепь ни разу не слетала. Кассета от дорожной каши ржавеет периодически, если каждый вечер не чистить и не смазывать, цепь тоже. Цепь в стоке идет без замка, пришлось установить.
Седло. Сразу отмечу, до этого я уже привык к седлу Brooks, но на сырой и холодный сезон мне его жалко ставить. Для поездок до 50 100 км и агрессивной езды родное седло прекрасно подходит, оно в меру мягкое и не мешает при переносе тела назад. А для туризма я все-таки предпочитаю Брукс.
Рама в целом. Рама явно мягче, чем "тройной треугольник GT", качество окраски среднее - краска протерлась в месте соприкосновения с велозамком. При переходе на 29" ожидал снижения управляемости, но этого не произошло. Курсовая устойчивость выросла и она не мешает маневрировать.
Педали. Качественные, алюминиевые. Ногу держат хорошо, но периодически бывает срыв ноги, особенно в зимней обуви. Хорошо выдерживают удары об бордюры, стены и прочие препятствия.
Суровые зимние будни
Глядя на текущую цену в 33 тысячи (а на аналогичную модель 15 года - в 53 тыс.руб), вдвойне рад своему приобретению. Смело для себя могу номинировать этот велосипед в рубрике "самая удачная покупка года". Переход на 29" дал мне комфорт - езда по пересеченной местности доставляет лишь удовольствие. По городу ездить стало удобней - почти не ощущаются желобы водостоков в тротуарной плитке, мелкие канавы и ямы . Бордюры до 10 см можно штурмовать даже не прыгая. Да и вероятность совершить "черезруль" снизилась.
У меня велосипед выполняет роль универсального транспорта - от ежедневных поездок на работу, до однодневок по 150 км. С этим всем Tyax Expert прекрасно справляется. В грязное время погоды надеваю комплект быстросъемных крыльев SKS - с ними и спина чистая, и в лицо вода и грязь почти не летит. Этим летом планирую принять участие в любительских гонках по кросс-кантри, а также совершить несколько ПВД налегке.
С чисткой и прочим техобслуживанием особо не заморачиваюсь, на период весны это все равно бесполезно, лишь раз в 2-3 дня слегка протираю цепь и добавляю смазки, и ежедневно протираю перья вилки и наношу силиконовый спрей. Когда четкость включения передач снижается - прочищаю все элементы переключателей и смазываю их.
цепь после 3 дней солёной дороги
Система Shimano Acera
Вилка воздушная Suntour XCR Air
Кстати, посмотрел ТТХ Tyax Expert 2015 года - там практически тот же обвес, но поставили пластиковые педали и немного менее скоростную трансмиссию (система 40-30-22 и кассета 12-36) - мне бы такая больше подошла, возможно в будущем по мере износа сам перейду на подобное.
Надеюсь мой отзыв вам поможет в выборе, если вы в раздумьях о своем первом (или втором) велосипеде.
ОБНОВЛЕНИЕ от 19.06.2015
Решил продолжить этот отзыв, ведя что-то наподобие бортового журнала
Сейчас уже середина июня, а значит велосипед у меня уже почти 10 месяцев. С момента написания первого отзыва в жизни велосипеда произошло много интересного - за 2 с половиной месяца пробег удвоился и сейчас составляет 3860 км. Из-под снега появился асфальт, и я начал выезжать все дальше и чаще. Совершил 2 однодневки по 150 км, поучаствовал в 1 этапе кубка области в кросс-кантри (в любителях), и даже занял первое место. Стал не просто кататься, но и совершать осмысленные тренировки. Использую резину Shwalbe Smart Sam Perfomance 29" 2.25.
Shwalbe Smart Sam после 3 тысяч пробега
Примерно с неделю назад поставил передний переключатель Deore XT вместо своего Altus. Ожидал супер-переключаемости, но обломился - из-за ширины кареточного узла переключатель плохо сбрасывает цепь на первую звезду системы. Умельцы подсказали, что либо нужно менять каретку, либо ставить проставочное кольцо, чтобы немного сместить звезды системы наружу.
ОБНОВЛЕНИЕ от 06.07.2015:
Текущий пробег - 4280 км.
Вчера принимал участие во втором этапе гонок по кросс-кантри. За день до соревнований зарядил дождь, который закончился только перед самой гонкой. Поставил наперёд покрышку Shwalbe Nobby Nic, т.к. зимой она себя очень хорошо проявила (ездил без шипов, держак на скользкой/мягкой поверхности хороший).
Глиномес получился знатный - колёса на открытой глине практически сразу набрали по паре кг, грязь забивала переключатели, цепь, налипала на раму. Впрочем, пока было сыро - ехалось и переключалось неплохо. К середине гонки глина стала подсыхать, как на трассе (это было хорошо), так и на трансмиссии (а вот это плохо). Если в начале гонки прекрасно ехалось на первой звезде системы (22) и на 1-7 звездах кассеты, то к середине при таком сочетании цепь стало закусывать, пришлось пользоваться и второй звездой системы, а ближе концу гонки закусывания настолько участились, что я задумался о сходе с дистанции. Раз 20 вручную устанавливая соскочившую цепь, я все-таки добрался до финиша, оценив превосходство систем с двумя и особенно одной передней звездой.
В итоге приехал 10-м из 20 участников, было немного обидно, т.к. в пятерке вполне бы мог оказаться, если бы да кабы... Фото велосипеда и переключателей сразу после финиша:
Спасибо, что живой
Немножко замарался, слетела цепь
Удивительно, но он даже работал, правда через раз
Цепь слетела прямо на финишной прямой, благодаря чему один из участников обогнал меня на 2 секунды )
ОБНОВЛЕНИЕ от 5.11.15
Текущий пробег - 6466 км
Велолето выдалось насыщенным, я принимал участие еще в 2 этапах местных гонок. 16 августа - в кантрийном марафоне (~50 км), и 6 сентября в олимпийском кросс-кантри. Приехал на 3 и 1 место соответственно, велосипед не подвел. Кроме гонок также ездил в оздоровительные кардиопокатушки ну и немного путешествовал по окрестностям.
Участие в гонках выявило слабые места велосипеда (для кантрийных гонок):
1 - большой вес. Даже не топовые хардтейлы на 29 колесах весят в районе 11-12 кг (правда при бюджете 80-120 тыс.руб)
2 - тяжелая и "тупая" вилка. Недостаточно отрабатывает на корнях, резких нырках, и особенно проявляет себя (с худшей стороны) на техничных спусках. Планирую менять на Recon Gold.
3 - слабые обода. Сильных вмятин не было, но периодически приходится устранять "восьмерки".
4 - тяжелая система 3-9. Конечно же, хочется 2х10, но возможно под гонки буду ставить 2 звезды, 22/30 зубьев.
5 - слабые тормоза. Лично мне хватает и для гонок, и для городской жести на дорогах, но люди, ездящие на велосипедах уровнем выше, говорят что он вообще не тормозит.
Сейчас у меня дилемма - просто покупать велосипед за 70-100 тысяч рублей, чтобы выиграть во всём, либо апгрейдить этот. (Вилка, обода, постепенно трансмиссию и тормоза).
Сегодня поменял ролики заднего переключателя, ибо старые слегка износились:
Ролики переключателя после почти 6500 км пробега
Купил новые, SLX, посмотрим сколько протянут:
Техническое обслуживание (будет пополняться):
12 км (12/09/14) - настройка переключателей, смазка вилки, протяжка колёс.
1060 км (20/12/14) - настройка переключателей, смазка вилки
1775 км (26/03/15) - переборка задней втулки (весенняя профилактика)
2120 км (18/04/15) - замена заднего тросика (после зимы приржавел немного)
2370 км (03/05/15) - замена колодок (стерлись не в ноль, но уже захотелось поменять)
2450 км (05/05/15) - установка контактных педалей Shimano M520
2590 км (10/05/15) - переборка каретки (захрустела)
3470 км (05/06/15) - смазка вилки, протяжка колёс
3580 км (11/06/15) - заменил передний переключатель на XT (не смог удержаться и не купить недорого)
4300 км (07/07/15) - замена оплетки тросиков переключателей, установка проставочного кольца в каретку (после этого ПП стал работать хорошо)
4800 км (29/07/15) - лопнула спица на заднем колесе, замена спицы и протяжка колёс
5500 км (29/08/15) - замена кассеты. Старая не износилась, цепи не проскакивали, просто поменял к предстоящей гонке на Shimano Alivio HG400 12-36. 36-я звезда кассеты очень пригодилась на гонке, т.к. перед соревнованиями я погнул передний переключатель и пришлось ехать на 32 звезде системы.
5660 км (03/09/15) - разогнули передний переключатель.
6210 км (15/10/15) - замена колодок (вторая)
6230 км (17/10/15) - установка, переборка и смазка штатных педалей. (в контактной обуви уже холодно)
6466 км (05/11/15) - замена роликов заднего переключателя
Поздравляю, отличный вел. У меня тоже tyax expert, только на 26 колесах. Проблему с тормозами решил их заменой, заменил на slx m675 и писк с дребезжанием ушли в прошлое. Роторы остались стоковые, так что дело в тормозах. Вилка и вправду не очень, имхо xc 28 покруче будет, по крайней мере это полноценная масло демпфер все дела.
У меня такой же вел. И те же проблемы) Тормоза что бы не скрипели пришлось менять, взял ХТ и 160мм роторы, вполне хватает, правда зимой не катаюсь) Веди журнал активнее, очень интересно читать, или на DRIVE2 переведи его))) И как ведут себя Shwalbe Smart Sam P на асфальте в сравнении со стоковыми кенда блок? Хочу поменять резину, надоела вибрация от этой резины, как будто на перфораторе едешь)))
Yesли бы... Продолжаю мучить этот чугуний. С 16 года переехал в Питер, в итоге в историю экслпуатации добавилось еще 3 сезона, с участием в местных ХСО и ХСМ гонках. Пробег на данный момент 17 тыс км. Вилка родная (все еще не умерла), систему поменял на аналогичную, уже 4-ю кассету осенью поставил, задняя втулка умерла на пробеге 12 тыс км, поменял на Деор. Слишком долго не заполнял БЖ, чтобы сделать его красивым и актуальным, да и этот велосипед слишком утилитарен, чтобы петь ему дифирамбы)