Привет всем! Сегодня расскажу о романе Вальтера Скотта "Антикварий", это произведение было опубликовано в 1816 году, позиционируется роман, как готический и исторический.
Вальтер Скотт известный шотландский писатель и в романе затронуто много тем, касающихся социальных, политических, исторических отношений между Шотландией и Англией. Атмосфера конца XVIII века, а значит в обществе царит предчувствие вторжения французов. Роман весьма патриотичный, довольно много персонажей военные, но и те, кто никакого отношения к военным профессиям не имеет, готовы защищать свою родину без всяких раздумий. В подозрительных личностях многие видят шпионов, в романе два или три человека подозреваются в шпионаже, и частично, скрытность и нежелание открыть правду о себе одного из них даже приводит к дуэли.
Главного героя нет, несмотря на то, что роман назван в честь мистера Олдбока - он и есть Антикварий, увлекающийся всем старинным и древним, этот персонаж скорее выступает связующей фигурой между всеми остальными, с которыми действительно происходит множество событий. Просто мистер Олдбок, как бы в центре всего, с одной стороны у него одни соседи, у которых нешуточные страсти происходят, с другой стороны у него простые рыбаки и их семьи со своими горестями и с третьей, у него местный аристократ, граф, давний соперник, в молодости отбивший любимую у нашего антиквария, но не сумевший с ней сложить счастливой жизни.
В начале романа, мистер Олдбок в одной из своих поездок за какой-то старинной диковинкой, на которых он помешан, случайно заводит знакомство с молодым человеком, мистером Ловелом, проникается симпатией к нему и приглашает в гости. С этого началась их дружба, но кто такой мистер Ловел на самом деле, мы узнаем лишь в конце романа. Пока что это просто молодой человек, который очень хороший слушатель (что важно для антиквария, ибо своими рассказами о всех древностях, собранных в его кабинете он с ума сведет кого угодно и фактически, все избегают с ним вступать в такие разговоры, потому что это невероятно нудно и долго). В книге есть иллюстрации и вот эта как раз о том, как выглядит захламленный кабинет антиквария, в нем буквально негде присесть гостю, потому что на всех свободных поверхностях свитки, фолианты, книги, вазы, монеты, оружие и доспехи, горшки и черепки. Посреди всего этого хаоса важно расхаживает черный кот.
Так вот, став частым гостем в доме антиквария, мистер Ловел терпит многие неудобства, но мы довольно скоро понимаем почему, естественно, ему мало есть дела до древностей, смешно читать, как он делает вид, что внимательно слушает, вообще в романе много английского юмора, и в целом он действительно позитивный. У Ловела интерес любовного характера к дочери соседа и друга антиквария, мисс Уордор. Ради этой мисс, он готов на подвиги (и совершает их), он ночует в Зеленой комнате с призраком, инкогнито помогает ее семье, которая на грани разорения и периодически разговаривает с ней самой, уверяя в своей любви, да вот только мисс совершенно не спешит отвечать взаимностью.
Помимо коротенького сюжета с призраком, готическими в романе являются развалины старого монастыря с подземными ходами, похороненными рыцарями и сокровищами, там просто арена для всего мистичного и мрачного. В этих развалинах будет немало событий и признаюсь, я обожала читать, что там происходит, потому что казалось бы, такое заброшенное место, а туда словно магнитом тянуло всех, в эти живописные, таинственные развалины.
Одним из главных персонажей романа является королевский нищий, привилегированный попрошайка, таких в Шотландии называли Голубыми Плащами. Оказывается, такие люди действительно существовали в старину, и их положение было практически профессией, они регулярно обходили определенную местность, были переносчиками новостей, менестрелями и даже иногда, историками своей округи. Этот человек, Эди Охилтри, хитрый, но крайне впечатляющий старик.
Эди Охилтри, как он ни был беден и стар, все же, по-видимому, сознавал благоприятное впечатление, производимое его высокой фигурой, властными чертами, длинными седыми волосами и огромной белой бородой. О нем говорили, что его редко можно было увидеть в позе, которая не показывала бы этих его личных достоинств в наиболее выгодном свете. В настоящую минуту, когда он сидел, откинувшись, на скамье, положив подле себя посох и суму и подняв краснощекое, хотя и морщинистое лицо к небу, куда был устремлен внимательный взор его серых глаз, в которых светилась житейская мудрость и сарказм, когда он затем быстро оглядел двор и снова поднял глаза, - он мог бы послужить художнику моделью старого философа школы циников, размышляющего о тщете всех людских потуг, о быстротечности всего земного и возносящего взор к единственному источнику, из которого человек может черпать непреходящее благо.
Именно нищий является катализатором многих событий в романе и не только из-за того, что разносит сплетни и новости, а и буквально, участвует в различных темных делишках, таких как например, наказание и разоблачение шарлатана и афериста, выдающего себя за алхимика, немца Дюстерзивеля. При чем это разоблачение провернуто его же методами, что очень забавно, но про мошенников и выведение их на чистую воду читать действительно прикольно, несмотря на то, что события 200 летней давности, все так же наивным людям впаривают всякую ерундень и в наши дни. Так же нищий помог раскрыть великую тайну этого романа, касающуюся подложных документов 20-летней давности, чем сильно повлиял на жизнь самого крупного аристократа этих мест - лорда Гленналена.
В целом, всех сюжетных линий я даже не буду касаться, как вы уже поняли, их много, этот роман читается с интересом. Ни один персонаж не приедается и многие из них удивительно хорошо проработаны, они реалистичны и будто живые, несмотря на то, что в головы героев автор нас не пускает, мы следим за событиями, диалогами и действиями, но мысли и чувства персонажей, нам не подаются на блюдечке, поэтому излишней сентиментальности в этом романе нет, что мне очень даже понравилось. Конечно, я его рекомендую, но ставлю 4 звезды, потому что были моменты в романе, которые я читала бегло, это очень затянутые россказни антиквария о каких-то древних событиях, фактах или предметах, не имеющие отношения к сюжету.