Опубликовано 17 Апрель, 2019 - 11:54

  • Опыт использования:
    один раз
  • Стоимость:
    120 грн.
  • Куплено онлайн (ссылка)

Когда я перешла к чтению последней трети этой работы, я уже знала, что писать отзыв будет крайне сложно.

Потому что эту работу не оценишь с точки зрения художественного изложения, динамики сюжета и даже главной мысли. Все настолько спорно, субъективно и относительно. Впрочем, как и все в этой жизни.

Ну все же попробую.

«Иметь или быть?» - это философско-теологическая работа, не знаю, уместно ли называть ее трактат, немецкого психолога и философа Эриха Фромма. Это первая книга, с которой я начала знакомство с этим автором и, признаться, я пока сомневаюсь, буду ли я продолжать читать его работы.

Конкретно эти размышления не об отрицании желания иметь еду/одежду/материальные блага, как может показаться на первый взгляд, а о разных подходах к восприятию и пониманию (а, как следствие, и построению) таких явлений как вера, учеба, достойные запоминания вещи, коммуникация с другими людьми, чтение, приобретение знаний, работа, конкуренция на рынке труда.

"Тот, кто отбирает у другого одежды, называется вором; но разве тот, кто может, но не дает одежду бедняку, заслуживает иного имени?" Василий Великий

Должна предупредить, он пишет достаточно сложно, порой встречаются крайне запутанные формулировки, которые вдумчиво нужно прочесть несколько раз, прежде чем ты уловишь посыл автора.

Пройдя первую треть книги (к слову, она состоит из 3-х больших глав, примерно по 100 страниц каждая в моем издании, которые разбиты на более мелкие части), у меня было невероятное противостояние несколько противоположных теорий, о которых я узнала. От этого было достаточно тяжело продираться сквозь дебри его философствований. Я прочла все большие романы Айн Рэнд и в принципе разобралась в ее философии разумного эгоизма (если помните, ни с кем не делиться ничем просто так, зарабатывать деньги, ни в коем случае не жертвовать собой ради кого-то). Фромм же, напротив, ратует за тактику отказа абсолютно от всех благ, материальных и абстрактных, накопительства и алчности, призывает не привязываться и не впадать в зависимость ни от вещей, ни от подчинения разным эмоциям. Поэтому мой мозг во время чтения как бы разорвался на 2 половины, которые пытались побороть одна другую.

И тут я поняла свою ошибку. Берясь за чтение той или иной работы, я жду от автора информации о единственно верном пути решения какой-то проблемы, о наиболее правильном способе мышления, образе жизни. Но такого, как показывает жизнь, никогда не бывает.

Ошибается и энциклопедически образованный Фромм, и я, человек с филологическим образованием. Нет, в этом анализе произведения я не собираюсь с ним спорить и опровергать здесь его теории. Просто я хочу предостеречь всех читателей его работы в будущем не воспринимать его рукопись как откровение, как руководство к действию, как единственно верный образ мыслей и поведения. Не повторяйте моей ошибки.

Разбавим немного туманный негатив интересными сторонами книги. К плюсам я могу отнести возможность взглянуть в глобальном масштабе на смену тенденций в обществе (отношение к вещам, вере и друг к другу) посредством эдаких флешбеков к разным периодам и событиям древней и не очень истории человечества.

Второе преимущество я нашла в применении рекомендаций «быть», полностью погружаясь в суть вещей в вопросах воспитания и обучения детей. Стоит взять на заметку этот подход родителям, которые только начинают учебу вместе со своими детьми в школе, чтобы процесс обучения шел на пользу и не вызывал отторжения. И чтобы у ребенка целью было не прочесть как можно больше книг, нахвататься больше всех пятерок или дословно заучить параграф учебника, а максимально вникнуть и погрузиться в тему, заинтересоваться и разобраться в ней.

Быть означает давать выражение всем задаткам, талантам и дарованиям, которыми наделён каждый из нас. Это значит преодолевать узкие рамки своего собственного «я», развивать и обновлять себя и при этом проявлять интерес и любовь к другим, желание не брать, а давать.

Еще один интересный момент для себя отметила, как для интересующегося языками человека, это информация о лингвистических особенностях разных языков, из которых вытекает ориентация на разные вещи уже в самой речи. Филологи и лингвисты оценят этот экскурс.

Нельзя сбросить со счетов отсылки и прямые цитаты на труды многих мыслителей разных годов начиная с Древней Греции. Чего уж греха таить, мало кто из нас по доброй воле возьмет в руки «Жизнеописание» Плутарха или труды Фомы Аквинского, поэтому посредством этой книги можно поверхностно ознакомиться с взглядами людей, вошедших в историю: Аристотеля, Фомы Аквинского, Бенедикта Спинозы, Карла Маркса, Фрейда, Альбрехта Швейцера и других.

А теперь перейдем если не к недостаткам, то к определенно спорным моментам его теорий.

Фромм, как мне показалось, с какой-то подростковой истеричностью и максимализмом клеймит людей, состоящих в деловых отношениях с партнерами или работодателями. Дескать, все хотят себя выгоднее представить, сами себя как товар позиционируют и никого не волнуют личностные качества человека, то, насколько он хороший работник и т.д. Ну ребячество какое-то, ей-богу! Вам, к примеру, нанимая бухгалтера на завод важно будет знать, каких авторов он ценит? Или какие качества в людях любит? Или вам все же более интересно будет, какой базой знаний он располагает, чтоб петлю налоговой проверки вашему предприятию на шею не набросили?

Для Фромма, как для экзальтированной юной барышни, есть только черное\белое, иметь\быть. А такого не бывает. В любом человеке намешано всего и понемногу (ну или по многу, у кого как, но намешано определенно). И как не бывает чистых типов темперамента (холерик, флегматик, меланхолик и т.д.), так и не бывает людей исключительно двух моделей поведения: обладательной или модели бытия. Все мы в чем-то настроены на обладание\накопление, а в чем-то – на безраздельное, «чистое» проживание и нахождение в моменте. Поэтому бить во все колокола с его стороны – ну как-то преждевременно и неверно.

"Царство свободы начинается в действительности лишь там, где прекращается работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью, следовательно, по природе вещей оно лежит по ту сторону сферы собственно материального производства. Карл Маркс

А в третьей части, в 7й главе, в характеристике человека «рыночной формации» он вообще противоречит первой части своей работы. Сначала он вменял людям в вину, что они сильно привязываются к вещам, впадают от них в зависимость и подчинение от материальных благ и людей, слишком переоценивают значимость вещей. К концу же книги он порицает «рыночную личность», которая ни к чему особо не привязывается и слишком легко расстается с предметами, людьми и т.д. Где последовательность?

Еще один спорный момент его работы – однобокость суждений. К примеру, Фромм призывает замедлить и не развивать до бесконечности научно-технический прогресс, видя в нем угрозу человечеству. В то же время развитие науки и технологий помогают ускорить и находить наиболее действенный вариант тех же лекарств от неизлечимых болезней, к примеру. Готов был бы он пожертвовать кем-то из своих близких, дабы сохранить эдакий «целибат» от передовых технологий? Очень я сомневаюсь.

И в конце 3-й главы способы «спасения» человечества по Фромму. Но они настолько наивны и утопичны, что скорее вызывают улыбку, а не мотивацию к переменам. Эрих Фромм умер в 1980 году, но может в то время его помыслы и казались ему реальными, но сейчас…Вы верите в то, что какие-то силы смогут переубедить огромные корпорации отказаться от перепроизводства и сократить ассортимент выпускаемой продукции до жизненно необходимого количества? А в то, что политики будут реорганизовывать ориентиры общества с обладательных на модели истинного бытия? Утопично, не правда ли? А если подумать, что вообще все люди разные, и кто-то примет эту позицию, кто-то отвергнет, а кто-то просто посмеется над ней – то вообще не верится в то, что эта идея реализуемая. Тем более, что сам автор делает лишь наметки того, каким ему видится общество, имеющее перспективу. А пошаговых конкретных материальных алгоритмов он не дает. Это похоже на «знаю, как бы мне хотелось, но реализовать и найти способ методом проб и ошибок должен кто-то другой». К сожалению.

Но несмотря на все это (если вдруг вы осилили эту простыню из наших с Фроммом размышлизмов), я могу порекомендовать ознакомление с этой работой для расширения кругозора, повышения осведомленности в теологических и социологических вопросах, да и просто для того, чтобы взглянуть на наш мир и общество еще с одной грани.

"Тот нищ, кто ничего не желает, ничего не знает и ничего не имеет» Майстер Экхарт

Достоинства
  • Внутренний мир общества
  • Философия
Недостатки
  • Однобокость мыслей
  • Сложна для чтения
  • Спорность теорий
olga.andrenkoрекомендует
Читать все отзывы 6
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
17.04.2019
Я осилил только эту работу, причем лет 8 назад и тоже сомневаюсь, что когда-нибудь продолжу знакомство с автором.
17.04.2019
не понравилась манера изложения? или идеи, которые он хотел донести?
17.04.2019
Скорее не все идеи впечатлили и оказались достойными столь пристального внимания. А манера изложения на мой взгляд не самая тяжелая. После Гегеля весьма читаемо.
Другие отзывы
Читать все отзывы 6
Смотрите также