Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры - это книга, продолжающая «Трансакционный анализ в психотерапии» Э. Берна. Данный автор является ключевой фигурой в современной психологии и психиатрии. Данная книга написана автором так, что не обязывает начать с предыдущей его книги «Трансакционный анализ». Я ее не читала. Не являюсь специалистом в области психологии и психиатрии, но данная сфера меня всегда очень притягивала и интересовала. Поэтому отзыв написан с позиции не специалиста, а простого обывателя. И о пользе от этой книги я буду рассуждать только с позиции обывателя.
🟡НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПЕРЕД ПРОЧТЕНИЕМ ЧИТАТЬ ПРЕДЫДУЩИЙ ТРУД АВТОРА
Почему не обязательно читать предыдущий труд автора? Потому что «Трансакционный анализ» (подразумевает под собой теоретические моменты в общении между людьми) раскрыт и в данной книге.
🟡ЧТО АВТОР ПОДРАЗУМЕВАЕТ ПОД ИГРОЙ Под игрой в книге подразумеваются действия, подчиненные индивидуальным программам (например, семейная жизнь или отношения между друзьями, приятелями и т.д.), и которые являются в каком-то роде подменой реальной жизни и близости. Игра - это то, из чего состоит жизнь каждого. Вопрос в том, в какие игры играть, а в какие нет. А также в том, получаешь ли ты удовольствие (своего рода вознаграждение) от этой игры. Каждая игра классифицирована по количеству игроков, инстинктивным влечениям, ущербу и прочим критериям.
Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры
Ну и Берн говорит о том, почему все-таки жизнь каждого из нас состоит в играх. Вознаграждение - стимул для игр.
Также автор делает акцент на том, что все игры рассматриваются в книге только как социальные трансакции, связанные с возникновением игры. Приведу пример на первой игре, которую описывает автор, по мнению Берна, в алкоголика человек играет из-за следующего состояния эго (фото ниже). У игры есть соответствующая цель. Также есть роли в игре, и здесь участвует не только водящий алкоголик.
Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры
Автор рассматривает игры без учета биохимических и физиологических причин. Только со стороны психиатрии и психологии. Также, анализируя каждую игру, Бёрн указывает какие «вознаграждения» получает играющий в такую игру.
Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры
Отсюда можно увидеть психологические причины каждой игры (складывается из того, как ощущает себя человек), чего человек хочет добиться игрой, чего избегает, играя в конкретную игру.
Еще один пример игры. Например, человек, играя в игру «суд», это когда один выносит на всеобщее обозрение проблему в ожидании реакций от других, таким образом хочет освободить свою вину, хочет получить одобрение со стороны окружающих, а причина затеянной игры кроется в депрессивной позиции «я всегда не прав». Вот поэтому человек хочет почувствовать себя правым, получить одобрение со стороны.
🟡О ВАЖНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО КОНТАКТА
Ежедневно мы общаемся с людьми - с родственниками, друзьями, знакомыми да и совершенно незнакомыми людьми, которых мы видим впервые, например, обращаясь разово за профессиональными услугами в различных сферах (спорт, медицина, обучение, да и мало ли что еще). А многие ли из нас рассуждали насколько это важно? Я даже об этом не думала, честно говоря. Для меня, как и для многих людей на планете общение важно и оно является неотъемлемой частью жизни. Автор затрагивает тему важности социального взаимодействия, и в чём его неоспоримая польза. Интересно было узнать данную информацию, для меня это ново.
сохранение физического и психического равновесия
освобождение от напряжения
устранение психологически опасных ситуаций
приобретений «поглаживаний»
поддержание достигнутого равновесия
🟡ТРИ «Я» КАЖДОГО ИЗ НАС
О том, что каждый человек себя ведет из позиций сходного с «родителем», а также, зафиксированной позиции с детства, а еще просто с позиции объективной оценки реальности, я знала. Узнала об этом из книги Т. Харриса «Я-Окей, Ты - Окей» (очень советую к прочтению, если вам интересна сфера психологии и психиатрии). Данные позиции можно назвать короче - Я - Родитель, Я-Взрослый, Я-Ребёнок. Чтобы понять эту книгу с первой строчки, то лучше начать с Харриса, хотя он и является уже последователем Э.Берна. После «Я-окей, ты - окей» уже больше понимания того, что написано у Бёрна. Как будто становишься более подкованным для изучения более усложненной информации. Если не прочесть Харриса, Берна понять тоже можно, просто придется больше потратить время на обдумывание прочитанного.
🟡ОСОБЕННОСТИ ТРЕХ «Я» (РОДИТЕЛЯ, ВЗРОСЛОГО, РЕБЁНКА)
У Харриса (последователя Берна) я уже читала об особенностях каждого «Я». Однако у Берна все равно более подробные описания. В этой книге автор говорит о том, что каждое из этих «Я» привносит в жизнь каждого человека. Для меня информация новая, так как об этих трех «я», я читала пока только у Харриса.
🟡ОПИСАНИЯ ИГР И ПОЛЬЗА ОТ ЗНАНИЯ СУЩНОСТИ ИГР
Знание игры и причины ее возникновения - это возможность не играть в игру, отказаться исполнять в ней роль
Игры, которые описывает Берн часто можно встретить в жизни. Не в своей, так в жизни знакомых, например. Наверняка, у всех есть или была подруга, у которой муж всё ей запрещает. Так вот эта игра также описывается в книге. Автор указывает в чем польза от этой игры обоим игрокам. Причем польза в кавычках. Понятное дело, игра не здоровая. Со стороны женщины она звучит «Если бы не ты..» (жена обращается к мужу). Автор описывает почему данная игра возникает в паре.
Знание того, что люди ощущают, когда отказываешься участвовать в их игре (игра - конфликт)
Также автор предупреждает тех, кто в такие игры не играет, отказывается. Наверняка у каждого были коллеги по работе или другой круг женского общения (дружеский или любой другой), которые любят перемыть косточки всем, собственно даже своим мужьям. Выглядит это как «Если бы не он, я бы…» (перечисляя преимущества). Так вот автор говорит о том, что если не участвовать в таких играх = не говорить о том, что и ваш муж такой же «плохой», то вы станете белой вороной. У меня тоже был опыт косвенного участия в таких беседах, где мне не было чем поделиться (аналогичным), потому что мы с мужем в такие игры не играем, поскольку оба взрослые люди без тех проблем, которые заставляют играть в эту игру. И придумывать я тоже не люблю. Белой вороной я не стала, но думаю, дамочкам было не очень приятно поделиться о том, как у них все плохо, и не получить в ответ подобную энергию. К слову, конкретно данная игра относится к мазохистским по классификации автора (ну а как еще, жить одну единственную жизнь с тем, кем не доволен).
Использование знаний при воспитании детей
Игры - часто бессознательное поведение, которому учатся дети у взрослых. Поэтому Берн говорит о том, что уделяя внимание играм, на основе которых строится эмоциональная динамика семьи, можно оказать влияние на судьбу детей.
Все игры во взрослой жизни имеют схожие игры в детстве. Например, по мнению Берна дети алкоголиков играют в игры «поймай меня»: врут, вещи прячут, напрашиваются всячески на брань, ищут сочувствия у других людей.
🟡РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ИГРАХ
ФРИГИДНАЯ ЖЕНА
Бёрн описывает в книге игру «Фригидная жена». Читая характеристику игры, вспомнила разговор со знакомой, которая вдалась в подробности о своей семейной жизни на тему «мы любим скандалы, после них бурный $екс». Моя позиция была такой, что это не нормально, у здоровых людей $екс без таких прилюдий. На самом же деле, после прочтения описания данной игры, становится понятным, что данная игра в той паре возникала по определённой причине - подавленная сексуальная энергия. Из-за этого была необходимость в агрессивных проявлениях. Психология скандала, оканчивающегося любовной связью - освобождение от чувства вины за садистские фантазии. Садизм заключался в той паре именно в скандале.
ЗАГНАННАЯ ДОМОХОЗЯЙКА
Еще одну интересную игру описывает Берн - «загнанная хозяйка». Читая описание я сразу вспоминаю многих женщин, которые устали от исполнения множества ролей в своей жизни. В эту игру действительно играют многие женщины, поскольку им мужья не помогают облегчить жизнь ни на грамм. Эти женщины и хозяйки по дому - убирают, стирают, гвоздь забивают, и воспитывают детей, и ходят в магазин за продуктами, неся на себе баулы с покупками, и еще умудряются работать, и другие роли исполнять.
Играют в эту игру многие женщины, но все по разному. Кто-то с удовольствием и огромным удовлетворением, и при этом очень счастливы, а кто-то с обратной реакцией. Берн ведет к тому, что не получит удовлетворения от игры та женщина, у которой сильный «родитель», она не находит удовлетворения в любви к своей семье, такая женщина становится несчастной.
Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры
Загнанной от этой игры будет та женщина, «ребёнок» которой готов к роли «загнанного». А в здоровой ситуации с сильным «взрослым», женщина не будет брать на себя все новые и новые роли, чтобы себя угробить, будет делегировать какие-то обязанности супругу и другим домочадцам, будет принимать помощь, находить время для себя и жить полной жизнью. Я именно так поняла Бёрна. Считаю, что с этим в современном мире легко справиться, не играя в загнанную жену. Например, я стараюсь заказывать продукты онлайн, зная, что я одна дома с ребенком, а муж на работе. Когда муж приходит домой - он с удовольствием играет и занимается с ребенком, а я занимаюсь собой. В данном случае мы оба понимаем, как взрослые люди, что это не помощь, а равные обязанности по воспитанию ребёнка. Уставать можно одинаково и от работы, и от работы мамы и кого угодно еще, если не отвлекаться на другие сферы жизни.
Думаю, что изучение антитезисов к играм, как я описала выше в своих рассуждениях, очень полезны любому человеку. Поскольку знаешь, как выйти или вообще отказаться от игры, которая тебе не нравится. В игре выше виновата сама женщина и ее «родитель» (одно из «я», по сути, являющееся позицией ее мамы или бабушки, ведь «взрослый» наш слеплен с наших родственников).
ЦАРАПИНА
Довольно часто женщины играют в царапину. Это такая игра, в которой обсуждаются операции или сложные роды. Пример из жизни: Я и сама становилась собеседником в этой игре. Но роды у меня были наоборот не сложные (партнерские ЕР), но сложные были у собеседников. Причиной данной игры у ярых оппонентов становится желание в страданиях. Они очень любят говорить о себе, как о жертве, извлекая выгоду из своего несчастья, изобразив отчаяние. Конечно, не все, играли в царапину из большого желания, - те, кто не пытаются извлечь выгоду из случившегося, принимают различные диалоги на обсуждаемую тему с пониманием и вежливостью, а вот те, кто ищет страданий, отвечает собеседникам на данную тему грубо, - они жертвы, желающие страданий. Это их цель с получением выгоды в виде сострадания Говоря на тему чужих родов - с осложнениями или операцией, собеседницы часто не принимают твоего мнения, ведь “ у вас то все хорошо, а у нас плохо”, поэтому “мы имеем право страдать и говорить об этом, а вы нет”. Очень частая реакция.
С психиатром (хоть я и не специалист в данной области), я согласна. Очень часто женщины делятся данными рассказами о «царапинах», и не могут принять диалог на данную тему, еще больше уходя в собственные страдания.
ПОЧЕМУ БЫ ТЕБЕ НЕ…-ДА, НО…
Отлично, что Берн упоминает и эту популярную игру. Наверное у всех была ситуация, где подруга или любой другой человек рассказывает ситуацию, в которой оказалась и спрашивает совета как ей лучше поступить. Ты даешь совет, а та отвечает: да, но… И хорошо, если вся беседа проистекает в позитивном русле. Но иногда эта игра может затянуться, не иметь никакого конца, где на попытки помочь будет только один известный ответ с кучей оправданий: да, но…И у обоих только растет градус кипения. Поэтому лично я не участвую в таких играх. Я не даю совет, когда его не спрашивают явно или отвечаю так, чтобы выразить сочувствие и показать, что ситуацию нужно обдумать, и решение должно остаться именно за ним, а не за мной. Такую позицию я избираю потому, что каждый человек сам живет свою жизнь, своей энергией нужно распоряжаться правильно.
🟡ОТДЕЛЬНО - СЕКСУАЛЬНЫЕ ИГРЫ
Бёрн отдельную главу посвятил сексуальным играм, которые играются, чтобы дать выход сексуальным импульсам или наоборот - подавить их. Иначе Берн их называет извращением сексуального инстинкта, и водящими тут являются именно женщины, а не мужчины.
В данной книге Берн говорит не только об играх, но и о тех, кто в них играет преимущественным образом. Для себя я сделала вывод (читая труды Бёрна), что в иррациональные игры играют люди, потерявшие душевное равновесие, встревоженные люди.
🟡ВТОРАЯ ЧАСТЬ КНИГИ - ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ИГРАЮТ В ИГРЫ
На мой взгляд, рассчитана больше для психиатров, для пациентов данных специалистов. Собственно об этом автор упоминает, я с ним согласна. Для простого обывателя тоже вторая книга будет интересной, если психология и психиатрия - сфера его интересов.
🟡ВЫВОД
Книга мне понравилась - интересная, расширяет кругозор. Она написана доступным языком для каждого. Здесь нет сложной терминологии, поэтому для чтения книги не нужно быть специалистом в сфере психиатрии или психологии. Информация отлично усваивается. Книга читается легко и на одном дыхании. Читается очень быстро. Много новой информации, особенно, если до Бёрна вы не читали его последователей. Я читала Харриса (один из последователей) и тем не менее у Бёрна информация более подробная. Хотя у Харриса более упорядоченная и более ёмкая (в «Я-окей, ты-окей» нет информации про игры).
Игры, которые описаны в книге нашли свое отражение в 1962 году. Сейчас на дворе 2023 год и коллекция игр, которые были исследованы, довольно расширилась. Однако у Берна можно понять основную концепцию игр. После чего уже можно и мыслить шире, расширять кругозор прочтением более новой литературы.
К каждой игре есть антитезис. Например, не хочешь ты принимать участие в игре (конфликте), в книге указано, как избежать участия в игре, чтобы обойти конфликт.
Думаю, что многие читатели, читая описания к играм узнают себя. И думаю, что в данном случае, возможен некий терапевтический эффект. Если вы узнали себя в какой-то игре, значит вы поймете в каком русле вам работать, какое «я» нуждается в коррекции, если вы сами видите в этом необходимость. Как минимум книга учит избегать неблагоприятных для вас игр, в которых вы не хотите принять участие.
К недостаткам книги отнесу то, что не все игры отражены с полным анализом. Например, первая игра, которую автор описал - «алкоголик». Игра разобрана тезис, антитезис, родственные игры, цель, роли, динамика, примеры, социальная парадигма, психологическая парадигма, ходы, вознаграждение. Игры «должник», «ударь меня», «тупик» - не разобраны вообще (указан только тезис и антитезис). Также не все игры разобраны как указано в начале книги - со степенью (мягкая, средняя, жесткая форма игры). Не у всех взрослых игр указаны похожие игры в детском варианте. Из-за указанного недостатка выходит так, что у некоторых игр читаешь только название тезис и антитезис (это примерно также, как и читать название рецепта блюда и состав блюда без этапов приготовления = теряет смысл). Какой-то усечённый формат, без указания причин сокращения.
Наименее интересны в книге мне показались игры преступного мира. Наверное эта глава будет интересна непосредственно преступникам или сотрудникам спецучреждений, работающих с таким контингентом. В обычной жизни данные игры не представляют интереса даже теоретического (по крайней мере, для меня). Также не столь интересны игры в кабинете психотерапевта. В данном случае глава будет интересна клиентам психотерапевта или же психотерапевтам.