Букварь Надежды Жуковой - это, действительно, must-have для каждой семьи, где есть дошкольник. И не надо больше ничего придумывать, искать, покупать. Достаточно просто одной этой книги, немного времени и терпения - и ваш ребенок научится читать. Пишу это с полной уверенностью, потому что опираюсь не только на наш опыт, но и опыт знакомых, друзей, которые тоже учились по этому букварю.
? Общие сведения
Автор: Жукова Надежда Сергеевна (запомните не только фамилию, но и имя-отчество, потому что есть букварь другого автора с такой же фамилией).
Издательство: Эксмо, 2016.
Формат: у нас большой, А4, а вообще бывает разный, обращайте на это внимание, если покупаете онлайн.
Количество страниц: 96
Где купить? Книга эта очень доступная, найти ее можно в любом книжном магазине или даже в супермаркете. Есть и в интернет-магазинах. Я, например, приобрела ее в закупке с сайта Сима-ленд.
Сколько стоит? Мне она обошлась примерно в 230 рублей (июль 2017).
? Аннотация к книге
При составлении Букваря автор использовал свой 30-летний опыт работы логопеда, что впервые позволило сочетать обучение грамоте с предупреждением ошибок на письме, возникающих в школьном возрасте. Букварь основан на традиционном подходе к обучению чтению на русском языке, дополняя традиционный подход оригинальным способом обучения ребенка осознанию буквосочетания как цельного графического элемента - слога - в качестве единицы чтения (в дальнейшем письма). Букварь не имеет развлекательного или занимательного характера, его задача - обеспечить ребенку наибыстрейшее овладение техникой чтения, что должно доставить детям радость и удовольствие в награду за труд.
На обороте книги также представлено много полезной информации об авторе и о пособии.
? Оформление книги
К оформлению книги претензий нет. Переплет твердый. Обложка лакированная. Бумага белая, плотная. Шрифт крупный, четкий. Иллюстрации яркие, цветные. Правда, их стиль мне почему-то не очень нравится, такие - на любителя. Хотя ребёнка вроде они не смущали.
? Как устроена книга?
Почти каждая новая страница посвящена какой-то одной букве. То есть ребёнок знакомится с новой буквой, и тут же учится читать слоги с ней. Начинается букварь с букв А, У, О, М, С.
После этого ребёнок учится соединять буквы в слоги: АУ, УА, АМ, УМ, МА, МУ и т.д. Методика простая, но действенная. Надо просто "тянуть" первую букву к второй.
Учимся читать первые слоги: две гласные буквы
Гласная + согласная (обратный слог)
Согласная + гласная (прямой слог)
По мере изучения букв возрастает и сложность читаемого. Постепенно ребёнку предлагается читать уже не только слоги, но и простейшие слова, а после - предложения и тексты. Все очень продуманно: от простого к сложному. Но во всей книге слова обязательно имеют разбивку на слоги.
На каждой странице по левому краю есть вертикальная красная линия, она призвана выработать у ребёнка привычку всегда читать слева направо.
Также практически на каждой страничке есть советы и подсказки для родителей. Внутри книги они напечатаны внизу страницы под чертой.
Но особенно ценные, на мой взгляд, советы представлены в начале книги, в разделе "К родителям". Прочитайте их обязательно: они простые и действенные.
На последней страничке книги представлен весь русский алфавит по порядку с обозначением гласных и согласных букв.
? НАШ ОПЫТ: во сколько начинать учить ребёнка читать, чем мотивировать и другие советы
Хочется подробно описать наш опыт занятий по книге. Возможно, что-то вы возьмете себе на заметку.
► Нужно ли отдельно учить буквы? Автор советует специально не заучивать буквы. Но у нас так не получилось: к моменту начала занятий по букварю сын уже знал буквы. Но мы не учили их специально. Это происходило очень постепенно, наверно лет с 3-4. У нас была говорящая книжка-букварь (от издательства Азбукварик), говорящий плакат, карточки, магнитные буквы, книжки с заданиями и т.д. !Очень важный момент: я всегда называла ребёнку букву только звуком (р, а не эр; п, а не пэ). И все говорящие пособия у нас тоже были со звуками, специально покупала именно такие.
► Во сколько начинать? Мы начали заниматься по букварю, когда сыну было 5,5 лет. До школы - 1,9... Признаюсь, это был какой-то мой бзик, я решила, что "уже пора"... А теперь я понимаю, что тогда было рано. Можно было бы начать и на год позже, в 6,5. Ребенок за год очень повзрослел, и, возможно, сейчас он подошел бы к этому более осознанно. В общем, я советую начинать за один год до школы. Хотя всё индивидуально.
► Как заниматься по букварю? Советую начать с моральной подготовки: и себя, и ребенка))) У нас после покупки букварь "вылежался" несколько месяцев. За это время я сама настроилась на занятия и настраивала сына. Я говорила ему, что скоро мы начнем учиться читать, что уметь читать - это супер круто, что он сможет сам читать книжки, журналы, этикетки от продуктов, вывески на улицах, название каналов и мультиков на телевизоре и т.д. В общем задавала положительный настрой на чтение.
Далее мы условились с сыном, что каждый день будем читать по одной страничке букваря в день. Не важно выходной день или будний, но мы старались не делать пропуски в занятиях. Точнее - я старалась. Ребенок, конечно, в силу своего характера (очень активный и неусидчивый) периодически сопротивлялся, приходилось уговаривать и порой заставлять (тогда-то я поняла, что наверное рановато начали, но и бросать начатое не хотелось, решила идти до конца...).
► Чем мотивировать, если ребенок не хочет читать? У нас срабатывал такой прием: сначала почитать, потом мультики. К этому я пришла опытным путем. Потому что когда наоборот, то ребенку еще больше не хочется и вообще лень. Вместо мультиков может быть любая приятная вашему ребенку деятельность: игра, прогулка, ванна, вкусняшка, сказка от мамы на ночь и т.д. Главное сделать акцент, что сначала надо почитать, а потом он получит "приз". Единственная моя ошибка - что тогда я не придерживалась определенного режима.
? Совет психолога! Читайте в цитате:
В настоящее время в рамках подготовки к школе мы посещаем с сыном детского психолога. Так вот она сказала, что ребенка в 6 лет уже нужно приучать к распорядку дня. При чем важно не навязывать ребенку то, что вы придумали сами, а составить этот распорядок СОВМЕСТНО! Он должен быть достаточно простой, содержать всего около 6 пунктов. По ее совету мы составили с сыном вот такой распорядок дня:
*************
7.00 подъем
8.00 - 17.00 детский сад
17.00 - 19.00 спорт.секция/подготовишка/прогулка
19.00 ужин, помощь маме, свободное время
20.00 занятие
20.30 мультики
21.00 душ, сказка, сон
*************
Вы видите, что каждый день по вечерам у нас 30 минут отведено под занятия. В это время мы рисуем, лепим, делаем аппликации, пишем в тетради, играем в настольные игры. И только после этого у нас мультики.
Ребенок буквально за несколько дней привык к этому распорядку, сам мне напоминает о необходимости его соблюдать. И если раньше занятия сопровождались негативной реакцией сына ("не хочу"), то сейчас он садится и делает все без споров.
К чему это все я? К тому, что если бы мы сейчас еще только учились читать, то этот распорядок дня был бы очень кстати. Эти 30 минут мы использовали бы на обучение. А после него приятный бонус - мультики.
Так что возьмите совет на заметку!
► Нужна ли "Магнитная Азбука", как советует автор? У нас дома уже были обычные буквы на магнитах, играли ими на холодильнике. Поэтому специальное пособие "Магнитная Азбука", которое рекомендует использовать автор, покупать не стала. В итоге - при обучении вообще буквами не пользовались.
► Нужно ли закрывать лишний текст листом бумаги? (Совет пятый от автора в разделе "К родителям")Мы закрывали, и это очень помогало сыну. Я взяла белый картон формата А5 и с помощью канцелярского ножа вырезала в нем несколько окошечек разного размера. Я сама передвигала картонку от слога к слогу, давая сыну понять, где именно читать. Благодаря этому ребенок не отвлекался на картинки, не смещался со строчки. Постепенно необходимость в этом отпала, стали читать без "окошечек".
►Сколько времени ушло на обучение? Полностью по книге наши занятия продолжались более трех месяцев (ведь 96 страниц - это примерно 96+- дней). Но читать ребенок научился гораздо раньше, когда понял, как соединять буквы в слоги.
► Как ребенок читает сейчас, спустя год? К моему сожалению, у сына не возникло сильной тяги к чтению. Самостоятельно читать книжки не хочет, ленится, просит меня. Конечно, если ему что-то очень надо, то прочитает (как правило, что-то короткое). Но вообще среди своих сверстников читает хорошо, на подготовительных занятиях его хвалят. Для повышения скорости чтения стараюсь все-таки привлекать его к чтению. Например, когда читаю сказку перед сном, прошу его прочитать первый абзац.
Дополнение от 1.02.2020
Прошёл ещё год. Идёт 3 четверть 1 класса. Могу сказать вот что: я очень горжусь тем, как хорошо и быстро читает мой сын-первоклассник!!! Он в числе лидеров по скорости чтения в классе. Когда многие ребята ещё только учились читать, он уже нарабатывал скорость чтения. Сейчас для него вообще не проблема прочитать целую страницу в книге. Делает это быстро и, что самое главное, с пониманием текста!
Поэтому мой совет: учить ребёнка читать надо начинать ДО школы. Чтобы к 1 классу он чувствовал себя уверенно!
? Бонус: как научить ребёнка считать до 100?
Считать до 10 сын научился легко и довольно рано. А вот счет до 20 никак ему не давался. После 15ти постоянно путался. Тогда я распечатала цифры от 1 до 20 (на листе А4 через пробел) и повесила их на видное место (в нашем случае, на кухне над столом). Ребенок постоянно смотрел на листок, пересчитывал цифры вслух и про себя, иногда спрашивал: "что это за цифра?", "а вот эта?". И через некоторое время запомнил их! Потом позже он стал проявлять интерес к счету до 100. Но тоже путался в названиях десятков (30, 40, 50 и т.д.). И я опять распечатала цифры от 1 до 100. Вышло на 2 листа А4. Десятки выделила пожирней. И вновь наша методика дала очень быстрый результат - сын научился считать до 100. Сейчас учится счету от 100 и дальше, а также от 100 в обратном порядке! Так что советую попробовать наш способ, он работает!
__________________
Вывод: букварь Н.С. Жуковой - отличное пособие для обучения чтению. Ребенок легко и быстро научился складывать буквы в слоги и слоги с слова. Ставлю заслуженные 5 звёзд. Рекомендую!
_________________
Спасибо, что прочитали отзыв до конца♥
Надеюсь, он был полезен для вас♥
P.S. Вот еще много фото разворотов книги, не стала вставлять их, чтобы не перегружать текст.
Нам тоже помог этот букварь. Со старшим сыном занимались по нему. А теперь он занимается с сестрой: "вот смотри - это буква М, а это У, а вместе как? НУ КАК? да МУУУУУ!! садись, два! Мама, она не хочет учиться читать! А сестре 2 года!! 😁
Класс! молодец старший брат, заботится, чтоб сестренка росла образованной))) У нас младшему тоже 2 годика, сам иногда листает букварь, но читать пока не учим 😉
Моя дочь занимается по этому букварю с 4,9 лет, сейчас ей 5,1, она прошла букварь до середины и свободно читает и пишет слова из пройденных букв. Трудностей нет, но и тяги к чтению тоже нет! А до этого она обожала книги. Так что букварь Жуковой читать-то научит на отлично, но он занудный и скучный, читать его нет желания даже у меня. У нас есть буквари, где каждая страница как приключение для ребёнка, а в 5 лет это важно
Ой, все буквари у бабушки сейчас, неплохие буквари Узоровой, у меня есть отзыв на один из них, но именно из этого вы выросли, скорее всего. Хотя прокричать звук А с четырьмя разными интонациями и вкладывая разный смысл интересно даже мне)))
Хороший букварь.Старший мой сынок по нему научился читать.Есть еще первая книга для чтения из этой серии.Буквы в ней маловаты,но в целом очень неплохо:-)
Моей дочке 5,6, тоже учились читать по этому букварю ? Правда, у нас ещё другой есть - огромный и более интересный, но в этом мне понравились бегущие человечки. Дочка водила пальцем по линии и так научилась складывать звуки в слога. Сейчас хорошо читает простые слова (короткие или лёгкие по звучанию типа "молоко"), если постарается, то и сложные, но вот с текстами мы пока не дружим. Ни в этом букваре, ни в каком другом. Говорит, что ей скучно читать ?И это при том, что слушать книги она обожает. Меня это удручает, честно говоря. Очень надеюсь, что перерастёт и полюбит читать как мама (то бишь я)).
Понимаю вас: мой сын тоже очень любит слушать, когда я читаю, а сам не хочет.. А с овладением текстов, я считаю, помогает только тренировка. Попробуйте купить какую-нибудь интересную книжку (можно даже вместе с ребёнком выбрать). Чтоб она была коротенькая, по слогам, но обязательно - чтобы нравилась дочке. Может так и заинтересуется 😊
Спасибо за совет за счёт! Обязательно попробуем! А вот у нас букварь шёл с трудом ребёнку совсем было не интересно, а вот "как научить вашего ребёнка читать" Барановой и Разумовской с поездами настоящая находка, правда пришлось повозиться с вырезанием, но это того стоило