Опубликовано 19 Июнь, 2024 - 15:58

  • Стоимость:
    700 руб.

Летом в Нижнетагильском драматическом театре есть возможность посетить спектакли Свердловского театра музыкальной комедии, и я стараюсь эту возможность не упускать. Видела мюзикл "Алые паруса", оперетту "Принцесса цирка" и музыкальную драму "Маскарад". В этом году получилось побывать на "Тётке Чарли" и "Гиперборее".

"Тетка Чарли" для меня - это классика жанра, комедия-фарс с переодеванием, интересно было такое увидеть и услышать вживую, почувствоват энергетику. "Гиперборею" предпочла остальным спектаклям по ряду причин. Если опустить бытовые, то: сначала посмеялась, теперь можно и поплакать.

музыкальная драма в двух действиях
(по мотивам рассказа Н. С. Лескова «Тупейный художник»)

инсценировка – Игорь Ладейщиков
музыка – русские народные песни в современных обработках, а также
«Песня Сольвейг» Эдварда Грига

Если вы читали Лескова, хотя бы в школьные годы и в далеком прошлом, то примерно представляете, чем заканчиваются истории, рассказанные этим писателем в общем, все умерли. Я Лескова и читала, и слушала, но конкретно с этим рассказом была незнакома. Поэтому прочитала сначала пересказ, а после того, как посмотрела "Гиперборею", то и сам рассказ полностью.

Инсценировка по мотивам рассказа Н. С. Лескова «Тупейный художник» получила необычное название «Гиперборея». Древняя легенда гласит, что Гиперборея — загадочная северная страна, исчезнувшая около 20 000 лет назад — находилась где-то «за Бореем». Покровителем гипербореев считался Аполлон. Жители сказочной страны вели блаженную жизнь в вечном веселье и благоговейных молитвах, а умирали только от пресыщения жизнью.

Драматическая история тупейного художника, талантливого парикмахера-гримёра Аркадия и юной актрисы крепостного театра Любы, описанная Лесковым, создатели спектакля рассказывают заново: на языке народных напевов и фольклорных сказок, при помощи пластических, визуальных и музыкальных образов. Её герои — легкие и светлые, как «птахи божьи», влюблены и счастливы друг с другом, одна беда — их жизнь и свобода в руках хозяина. Спасая свою любовь, Аркадий и Люба бегут, а когда злая судьба настигает — взмывают в небо, туда, где «за северным ветром», в благословенной Гиперборее даровано им будет освобождение и счастье.

Я рассчитывала увидеть трагическую историю любви крепостной актрисы и ее гримёра, но со мной, видимо, как в поговорке - чистому везде чисто, грязному везде грязно. Я увидела аллюзию на современное общество, государство и мироустройство. В общем, у меня, как это говорят психологи, произошёл перенос. Но любовь я тоже увидела. И даже поплакала.

"Гиперборея" - вполне себе новинка:

премьера состоялась 13 апреля 2023 года

Впечатления у зрителей противоречивые (почитала отзывы уже после спектакля), поэтому хочется вставить свои 5 копеек - я надеюсь, спектакль закрепится в репертуаре театра. Так как постановка современная, включающая в себя необычные интересные решения и находки, в разном эмоциональном состоянии "Гиперборея" будет восприниматься зрителем по-разному. Думаю, что я бы хотела пересмотреть этот спектакль когда-нибудь позднее.

Кроме трагической истории любви по мотивам рассказа Н.Лескова, меня привлекли русские народные песни в современной обработке - я такое люблю. На официальном ютуб-канале Музкомедии есть небольшой ролик, включающий фрагменты песен, которые мне напомнили творчество Тины Кузнецовой. Я решила, что если по каким-то причинам мне не зайдет постановка, то как минимум послушаю красивые сильные голоса и заряжусь этой энергетикой.

Я ходила на спектакль 16-го июня, бельэтаж середина, стоимость билета 700 руб. Начало спектакля должно было быть в 17.00, но что-то задержало артистов - в зрительный зал начали пускать ровно в 17.00 и потом еще 5-10 минут шла подготовка. В общем, начало было несколько смазанное и неловкое.

Декорации самые простые. Началось действие видеорядом - надо отметить, что видеорядом не злоупотребляли, на экране изображение появлялось довольно редко и вполне уместно.

Так как я не искусствовед и не критик, а рядовой зритель и обыватель, то все нижеизложенное прошу считать моим субъективным мнением. И по моему мнению, происходящее на сцене начинается с флешфорварда.

При возникновении флэшфорварда сюжетная линия прерывается и мы наблюдаем действия, которые будут происходить позднее.

Если знать содержание рассказа, то двух толкований происходящего быть не должно: главный герой, Аркадий (Илья Жирнов) с обнаженным торсом лежит на земле в подвале и приходит в себя после экзекуции. Где-то рядом - закованные цепями такие же мученики. Аркадий в исполнении Ильи Жирнова понравился. Очень красивый мужчина с выразительным трагическим взглядом - губы улыбаются, а глаза - нет знакомая фича.

  • Минутка душноты

Моя подруга после "Тётки Чарли" задала наивный вопрос: а они под фонограмму поют? (нет). И удивилась - как можно так активно двигаться и петь? (профессионалы). В общем, если бы она пошла на "Гиперборею", то убедилась в том, что артисты поют вживую - когда ты поёшь с обнаженным торсом и а капелла, то видно все движения грудной клетки и пресса.

Повествование развивается неспешно, продолжительность спектакля 2 часа 20 минут. Зрителя вводят в курс происходящего, при этом артисты разговаривают между собой очень громко и периодически роняют на сцену тяжелые доски, которые тоже падают с очень громким стуком - я в первом отделении постоянно вздрагивала. Наверно, в этих действиях предполагался юмор, но было не забавно, а просто громко.

Понравились костюмы - нам одновременно и дают понять, что герои - люди простые, бедные, и вообще подневольные, раз они крепостные, и в то же время мы видим, что это светлые, добрые души. А если отталкиваться от названия спектакля и художественных образов, то костюмы персонажей намекают на главный гиперборейский символ - Лебедя.

Среди второстепенных персонажей периодически происходят рокировки, нет чёткого закрепления ролей. Есть протагонисты - Люба и Аркадий, есть антагонисты - братья Каменские. Остальные - замечательный фон и поддержка, артисты запоминаются.

Из необычного - использование масок (братья Каменские), артисты крепостного театра, император. Изначально (когда я смотрела промо-ролик) меня это несколько напрягло - маски страшные, а я эстет и люблю смотреть на красивое, но по сюжету братья Каменские были уродливые и внутри, и снаружи, и маски давали возможность сразу же почувствовать эту их уродливость.

Так же активно использовалось пространство под сценой: из него периодически кто-нибудь выпрыгивал, как чёртик из табакерки, или наоборот.

Постановка красивая и сложная. Танцевальные номера на грани балета и акробатики - моё почтение. Вокал - нет слов!

Оркестр находился не в оркестровой яме, а справа от сцены. На фото должно быть видно.

Спектакль идёт в сопровождении джазового ансамбля под руководством Платона Газелериди (клавишные):
скрипка – Владимир Желтовских
гитара – Сергей Чашкин
бас-гитара – Роман Токарев
ударные – Артём Иванов

Фото и видеосъёмка всегда запрещены, однако в этот раз представление начали с опозданием и забыли об этом предупредить. Но я, как законопослушный зритель, сделала пару кадров для отзыва лишь между апплодисментами.

Гиперборея - Свердловская музкомедия, отзывы
Перейду непосредственно к своим впечатлениям. Мне давно не шашнадцать, и в невозможности любви между Аркадием и Любой (Светлана Ячменёва) я увидела трагедию не двух конкретных молодых людей, а трагедию экзистенциальную - трагедию человеческого существования в современном цивилизованном обществе и государстве в принципе. С учётом всех ветвей власти.

И дальнейшие события, а точнее, их изображение, меня только убедили, что за 163 года с отмены крепостного права мало что изменилось: захочу - в солдаты отдам, захочу - в подвал на цепи посажу, захочу - введу запрет на аборты и продажу ПЗС, плюс налог на бездетность.

А мы, может, и не крепостные рабы, но по-прежнему такие же подневольные и бесправные, ибо живём в государстве и вынуждены подчиняться законам, которые принимаются со скоростью бешеного принтера. Так что все дальнейшие события я воспринимала уже через эту призму.

В первом действии есть момент, когда младший Каменский просит у своего брата одолжить ему Аркадия, так как тот шибко хорошо управляется с бритвой и ножницами: ему надо привести себя в порядок, ведь проездом едет император с целью посещения их театра, а местные цирюльники за его случай не берутся, так как он грозится сразу либо озолотить, либо пристрелить. Каменский старший отвечает, что он же постановил никуда Аркадию не отлучаться и никого другого не убирать, а иначе он его запорет до полусмерти и отдаст в солдаты. Тем не менее, братья между собой договариваются, и вот уже на экране появляется караоке и они начинают горланить песню "Чубчик кучерявый", а на заднем плане бешено скачет "скотина подневольная" - крепостные артисты - в качестве подтанцовки.

Некоторые зрители не поняли этот момент, и в рецензиях читала, что эта песня, хоть она и народная, но ассоциируются больше с шансоном, чем с большой сценой. Лично мне всё было предельно понятно: вот они, бандиты, облеченные властью - договариваются между собой и делают с народом, что хотят. А народ покорно пляшет и изображает радость и счастье.

И еще в этом же духе следующий эпизод: на прекрасной оперной арии, исполняемой Любой, царь-батюшка засыпает и сладко похрапывает. И вот, чтобы ему угодить, заводят уже знакомую нам песнь "Чубчик кучерявый", которая и приходится по сердцу императору... Пазл сошелся: не "царь хороший, бояре плохие" - одна шайка-лейка...

  • Никто не даст нам избавления - ни Бог, ни царь, и ни герой
  • Спасение утопающих - дело рук самих утопающих

Первое действие заканчивается на кульминационной ноте: Аркадий уже проявил дерзость по отношению к младшему брату графа Каменского, но получил золото и спасает свою возлюбленную от похоти графа. В этот момент звучит песня "А на горе мак" (можете послушать в исполнении Zventa Sventana, чтобы иметь представление), Аркадий и Люба прижимаются друг к другу - это выглядело так, как будто они на небольшом паруснике мчатся в открытом море (хотя в рассказе они в санях и на лошадях убегают), а на экране бешеное мелькание кадров большого города. Если первый раз я уронила скупую мужскую слезу на песенном дуэте братьев-людоедов, то здесь сложно было не прослезиться второй раз.

Второе действие наполнено драматическими событиями и переживаниями. Очень выразительная сцена с попыткой добровольного ухода из жизни Любы - бьёт в душу. Здесь опять же очень уместно и гармонично использован видеоряд на экране. Так же разными байками и разудалыми народными песнями с одной стороны и отрешенностью и трагичной песней Аркадия на этом фоне показана его личная драма.

Теперь ближе к Гиперборее - некоторые не понимают, причём тут Гиперборея и зачем такое название.

Главная героиня - актриса, хоть и крепостная, и у нас аж целый театр имеется, а Аполлон является покровителем искусств и непосредственно гипербореев. Л - логика. Три секунды в Гугле, и ответ готов.

Я понимала бы претензию к создателям спектакля, если бы они только дали красивое название и ничем это не обыграли художественно. Но на протяжении 2 часов 20 минут зрителю показывали главный гиперборейский символ сначала костюмами, а потом и вовсе белые пёрышки полетели и мешок с гречкой посыпался, из которого люди-птицы стали зернышки клевать и стучать ладонью по груди - выходило очень похоже на птичье курлыканье. Да и главные герои непрозрачно на это намекали в финале.

Финал. Наверно, предполагалось, что финал светлый. Песня красивая, лица счастливые.... но мне было невыносимо тоскливо и грустно, и надежды я не увидела: трагедия - она и есть трагедия.

Что значит имя?

Роза пахнет розой,

Хоть розой назови ее, хоть нет

Хочется обрести счастье и свободу при жизни, а не после смерти. Но каждый человек сам кузнец своего счастья, и несчастья тоже.

После спектакля слышала, как одна женщина делилась со своими спутницами, что она сходила на все спектакли (Музкомедия гастролирует две недели), и "Гиперборея" ей понравился больше всех. Я бы не стала сравнивать: любое сравнение - отчасти обесценивание, каждый спектакль - самостоятельное произведение, и чем больше самых разнообразных историй - тем лучше. Например, мой сосед ушел после первого действия - не проникся. Отчасти признаю, что в первом действии маловато драматизма и экшена, и если не знаешь сюжета, то сердечко не стучит.

Что в итоге? Я рада, что выбрала именно эту постановку, что моя душа не совсем очерствела и приняла ее, что мне было больно и горько, и что я смогла написать этот отзыв - меньшее, что я могу сделать в качестве благодарности создателям "Гипербореи".

Алениярекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
19.06.2024
Лескова читала давно. Сразу не смогла вспомнить про этот рассказ, но по описанию поняла, что да - читала. И тоже плакала...
21.06.2024
А на спектакле - синергетический эффект получается.
19.06.2024
Лесков - любимый писатель. И рассказ читан-перечитан. Интересно было бы посмотреть в такой интерпретации, но проживаю такие истории тяжело.
19.06.2024
И мой любимый писатель, перечитала у него все, до чего могла дотянуться) мое религиозное мировоззрение на его книгах формировалось, а потом оказалось, что церковь его не приветствует - не о тех праведниках писал...
20.06.2024
У Николая Семёновича с Церковью взаимные отношения были.
21.06.2024
История тяжелая. Конец хотели показать светлым, но какой же он светлый, если в реальной жизни у героев ничего хорошего не было, а счастливую загробную лично у меня верить не получается.
Гиперборея здесь - это такая вариация рая для мучеников.
19.06.2024
Если вы читали Лескова
Я прочла его тридцатитомное собрание сочинений. У меня психотравма от его творчества, такой чернухи еще поискать надо даже среди остальной русской литературы.
Но здорово, что ты хорошо провела время))
21.06.2024
Я вообще не люблю русскую классику. Но Лесков и Мамин-Сибиряк мне чем-то близки. У них про простых людей дела, а про страдания дворян мне как-то не заходит. Корову б им, а лучше - две. Exclamation Mark
19.06.2024
Зачиталась. Как будто и не было напряженного трудового дня, домашней второй смены, суеты и хлопот. Спасибо! Вырвали из реальности.
21.06.2024
Вырываться из реальности на 100% у меня получается только на концертах или спектаклях. Дома я даже не могу спокойно фильм посмотреть от начала до конца - постоянно буду отвлекаться. СДВГ с возрастом развивается, что ли...
Я давно не ходила в театры, началось это после карантина в 2020 году, да так сейчас и не могу войти в колею, а спектальные постановки очень люблю.
21.06.2024
Я в прошлом творческом сезоне предпочтение отдала филармонии, но свозила маму на спектакль в драмтеатр (для общего развития, после филармонии, для сравнения) и поняла, что надо все-таки 50:50, миксовать, про театр тоже не забывать, даже когда местные артисты выступают.
19.06.2024
Может в школе и читала, вроде знакомая фамилия, но в голове пусто, не помню ни одного произведения
21.06.2024
Самое известное произведение Лескова - "Левша".
21.06.2024
А, тогда читала конечно 😁
20.06.2024
Прочитав ваш отзыв, можно с полным правом считать, что сходила в театр. Спасибо огромное!
21.06.2024
Вам спасибо, что прочитали!
21.06.2024
Вот сколько я ни пыталась читать Лескова, ну не идет, хоть тресни. Хотя и язык у него не назовешь сложным. Помню, в подростковом возрасте нашла где-то у бабушки на чердаке пачку книжек - приложения к журналу "Нива". Текст еще дореволюционный, с ятями. Прочитала там "Соборяне". Не помню точно свои впечатления, но раз прочитала, то, видимо, нравилось. А во взрослом возрасте ну никак не идет.
21.06.2024
Вот конкретно этот рассказ написан просторечно - от лица той самой бывшей крепостной актрисы, и от этого кажется душевным и искренним. Всего в нескольких страницах и без "высокого стиля" такая драма разыгрывается... Stare
Захотелось почитать-послушать и дальше.
Язык у Лескова красивый. Я слушала "Леди Макбет Мценского уезда" в исполнении Л.Полищук - как она читает! Shock
С этой повестью у меня вообще глубокое погружение - и читала, и слушала, и фильм смотрела, и даже фильм-оперу Шостаковича! Laughing out loud Вишневская сильна.
21.06.2024
Что в итоге? Я рада, что выбрала именно эту постановку, что моя душа не совсем очерствела и приняла ее, что мне было больно и горько, и что я смогла написать этот отзыв - меньшее, что я могу сделать в качестве благодарности создателям "Гипербореи".
Вот собственно и то ради чего стоило пойти ,театр это всегда совершенно разные эмоции,но всегда незаменимые ничем .Рада что Вы получили положительные 🌹
21.06.2024
Эмоции я получила разнообразные, но главное - получила.
В домашней обстановке этого не испытываешь.
Спасибо!
21.06.2024
Наверное, только в школе читала. Ничего не помню
21.06.2024
Это произведение я не читала. Но никогда не поздно)
21.06.2024
Ого, живой оркестр - это круто. У нас такой роскоши в театре нет.
21.06.2024
Так это театр музыкальной комедии на гастроли приезжал. В прошлом году я купила боковые места. Свернула себе там шею, зато видела оркестровую яму и музыкантов с дирижером.
22.06.2024
Ахаха, я бы тоже за оркестром наблюдала)) Это ж здорово
22.06.2024
Очень интересно было прочитать. Рассказ этот помню, он душераздирающий.
22.06.2024
Рассказ этот помню, он душераздирающий.
Именно. Особенно за счет подачи, простой и безыскусной.
У Мамина-Сибиряка есть похожее по атмосфере произведение - "Из уральской старины", поражает своей жестокостью.
22.06.2024
...моя душа не совсем очерствела и приняла ее, что мне было больно и горько, и что я смогла написать этот отзыв
Наверное, это лучшая рекомендация драматического спектакля - когда он задевает, трогает душу. Значит, смогли.
Каждый увидит что-то свое, в меру мировоззрения, характера, отношения к жизни, личной истории, кого-то не затронет - это тоже нормально.
Лескова читала в детстве и сейчас понимаю, что перечитывать не надо.
22.06.2024
Восприятие искусства всегда индивидуально, и в разный период времени, в разном душевном состояние одно и то же произведение будешь воспринимать по-разному.
Я хочу послушать Лескова. Рискну Glasses
23.06.2024
Как замечательно вы описали спектакль! Захотелось на нем побывать. Рассказ этот не читала, но возьму на заметку.
24.06.2024
Спасибо! Я вчера в аудио-формате скачивала Лескова, в одном сборнике есть с этим рассказом.
24.06.2024
Очень интересно!
28.06.2024
Трагично, но красиво.
28.06.2024
С удовольствием бы сходила. Потом бы еще неделю думала.
28.06.2024
Я такие спектакли не забываю. Намного сильнее воздействие, чем фильм посмотреть.
29.06.2024
С произведениями Лескова немного знакома, но поверхностно. Все же они слишком трагичные, я такие не перечитываю. После отзыва нашла краткий пересказ рассказа Тупейный художник, Лесков есть Лесков, никаких надежд на счастье в этой жизни.
В который раз благодаря вашим отзывам приобщилась к искусству. Как и вашей подруге, было интересно как актеры одновременно двигаются и поют сложные партии.
Понравилось, что вы увидели отсылки к современности. Что значит классика - всегда актуально.
30.06.2024
А мне сейчас как раз захотелось перечитать и переслушать Лескова.
Я-то знаю, что каждый человек - сам кузнец своего счастья, и несчастья тоже. Люди каждый день такие драмы наяву проживают и находят в себе силы радоваться самым простым вещам, что - моё почтение.
Или - не находят, тоже вариант. Steve Но - не мой выбор.
Да, у Лескова все грустно...
увидела аллюзию на современное общество, государство и мироустройство.
Чувствую, что и я бы это увидела. Последние годы слишком заостряю на этом внимание.
На спектаклях давно не была, надо будет наверстать.
04.07.2024
Я честно призналась, что "чистому - везде чисто, грязному - везде грязно". Не хочу натягивать сову на глобус. Вижу то, что вижу, даже там, где, возможно, этого нет.
В последнее время я отдавала предпочтение музыкальным спектаклям и филармонии, но надо больше драматического театра включать. Для разнообразия.
19.07.2024
Лескова люблю... но ни разу не видела постановок... Даже удивилась, что это так
19.07.2024
Я смотрела, но в формате фильма-оперы и фильмов. "Леди Макбет Мценского уезда", "Левша", "На ножах".
Вживую всё острее бьёт.
21.07.2024
При возможности обязательно схожу
Смотрите также