Опубликовано 20 Ноябрь, 2020 - 16:36

Уже признавалась, что люблю Успенского за оригинальность идей его сказок, но не нравится мне его слог, выбор слов, иногда еще и слишком взрослый юмор. Вот зачем это "помоечное", почему надо употреблять именно такие слова? Зачем он, будучи детским писателем, в детских книгах выражался взрослым языком, использовал фразы, лишние в детской сказке?

Люся вошла за ним в отдельный домик, в директорскую, и строго стала пить по глоточку что-то помоечное из чашки.

Детские писатели бывают разные, некоторые очень явственно взрослые рассказывают детям интересные истории, как бы глядя сверху вниз, с высоты своих больших лет и большого же опыта, это интересно, и истории эти часто богатые на выдумку, но дети не чувствуют родства с такими писателями, они заворожены самой сказкой, но это книга о ком-то, но не о них (как Клайв Стейплз Льюис с его "Хрониками Нарнии" ). Есть писатели, которые стоят где-то с краю, в сторонке, и не мешают своим историям свободно течь, у таких книг может быть авторский стиль, но сам писатель в данном случае не столь важен, дети, читая, обычно чувствуют себя внутри самой этой книги, им легко представить себя одним из героев этой истории, им тут автор не мешает (такой писатель Владислав Крапивин). Есть писатели, чаще всего не столько детские, сколько один или несколько раз обратившиеся к детской теме, они ностальгируют или стараются подстроиться под детское восприятие, их сказки могут быть интересными или нет, это уже дело вкуса, потому что проникнется чужой ностальгией не каждый.

Эдуард Успенский писатель детский и при этом взрослый человек, который виден на страницах своих книг. Он язвителен, ироничен, бывает, что и зло насмешлив. Иногда это украшает его произведения, потому что юмор, тем более остроумный - это совсем неплохо, иногда просто раздражает. Потому что это детская книга! Зачем мне твоя взрослая озлобленность, взрослое отношение к жизни, перенесенное на страницы детской сказки? Зачем мне этот взрослый взгляд на какие-то жизненные обстоятельства, если я читаю сказку?! И я-то ладно, я уже взрослая, но детям это зачем?

Уроки в школе, уроки дома… В свободное время для развлечения и отдыха посылают в очередь в магазин… Хорошо еще, что в нашей стране по телевизору кино показывают. Особенно мультипликацию.

"Меховой интернат", как и многие люди моего возраста (чуть старше или чуть младше), я впервые прочитала в замечательном журнале "Мурзилка" в виде небольшой повести "Девочка-учительница". Это был сокращенный вариант, куда не вошли главы про обыкновенную советскую школу (где училась сама девочка-учительница Люся Брюкина) и кое-что из непосредственно рассказа про школу-интернат для зверенышей, где Люся преподавала.

За воротами меховая мелкота неторопливо кипела. Самые активные даже прыгали на бетонный решетчатый забор навстречу Люсе и пробегали по нему несколько шагов.
Люся вошла в калитку, и на ней сразу повисли Сева Бобров, Иглосски, Бурундуковый Боря и Цоки-Цоки.
Устин Летящий в Облаках и Биби-Моки старательно улыбались в стороне, как Люся их учила. Они так сверкали зубами, будто к ним пришла врачебная зубосмотрительная комиссия.

Повесть мне тогда понравилась очень, кроме той части, где Люся взаимодействует не со своими учениками, а с одноклассниками и другими людьми. Мне понравилась сама идея такой тайной школы для разных говорящих зверей, а люди... Людей я и так видела, в своей жизни, это уже не сказка, это уже было неинтересно.

Прочитав "Меховой интернат" во взрослом возрасте, уже в полном варианте, хочу подтвердить, что общение Люси с интернатниками (о, как же много новых слов мы узнали из этой книжки!) гораздо интереснее, чем главы про обычную человеческую школу (они называются у Успенского междуглавиями). Да, там, в междуглавиях, есть тот самый ёрнический взрослый юмор, который мне не нравится, и хотя междуглавия даже поучительны в чем-то, ведь Люся в них размышляет, наблюдает, начинает задумываться о том, что раньше принимала как должное, самое интересное в этой сказке - это потрясающие персонажи-зверюшки, описанные с юмором и озорством, а так же звериные обычаи, о которых никто кроме Успенского не додумался сочинить книгу, потому что так просто такое не придумывается, здесь нужен особый талант. Вот она та самая оригинальность, которая сделала этого небезупречного детского писателя настолько известным и любимым, в этих очень необычных выдумках об устройстве звериного мира, делает сказку очень интересной.

А еще мне нравятся иллюстрации. Известный художник Виктор Чижиков рисовал и для повести "Девочка-учительница" в журнале "Мурзилка", и для книги "Меховой интернат". Рисунки получились разными, в книге мрачновато-серьезными, в журнале ярко-детскими, но очень симпатичными и там, и там.

слева - журнал, справа - книга

Достоинства
  • Необычный сюжет
  • Частично юмор
Недостатки
  • Частично юмор
Явитарекомендует
Читать все отзывы 3
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 3
Смотрите также