Здравствуйте!
Честно говоря я боялась того момента, когда понадобится учить ребенка читать. Педагог из меня так себе, терпимости к людям — ноль, зато масса раздражения если кто–то чего–то элементарного не понимает. Я пытаюсь с этим недостатком бороться, потому как по жизни мне попадается 99% людей, которых надо чему–то учить и объяснять.
Но если другие люди — это другие, то научить детей — моя святая обязанность.
Моя дочь — это не тот ребенок, который сядет, сложит ручки и будет внимать. Усадить ее невозможно было лет до 5,5, а все знания, которые у нее есть (знание цифр на русском или английском, перевод слов на английский, умение писать и называть буквы и прочее) она получает по ходу. На развивающих занятиях на которые она раньше ходила, учили чему угодно, только не буквам и чтению.
Зная все буквы в слоги она их не соединяла даже к шести годам. Ровно в 6 и началось обучение чтению.
Меня абсолютно не парило, что дочь не читает в 4 года как я в свое время. И я не из тех мам, которые меряются одним местом с другими мамами и их детьми.
Мало кому из детей в таком возрасте реально интересно научиться читать.
Действительно ли ребенок готов к этому?
У ребенка ещё мало понимания ответственности и мотивации. Поэтому тут два варианта: личный пример или объяснение для чего нужно уметь читать.
На секунду я даже обрадовалась, когда на организационном собрании в школе сказали, что учить детей читать не надо. Потому что...
Оказывается, большинство родителей не знают, что такое буква, а что такое звук. Соответственно, учат детей неправильно. А учителям приходится переучивать.
Потом мне пришла в голову мысль, что дочери будет просто неинтересно на уроках, если большая часть детей не будет уметь читать. Я помню себя в 1 классе. Из 30 человек умели читать я и ещё одна девочка. Я читала 202 слова в минуту, а она 200. И мы с ней маялись большую часть урока по чтению, так как было неинтересно. В итоге, мы с ней по очереди проверяли технику чтения у своих же одноклассников.
В общем мотало меня сюда туда, пока в один день я не проснулась и не решила научить дочь читать. На всякий случай. Программы в школах сейчас (наверное) трудные, зачем ей тратить время и силы в школе на обучение еще и чтению.
Тем более, почти все дети садиковские, мне казалось, что садиковские дети знают больше чем домашние и уж точно умеют читать. Я оказалась вообще не права. И из 30 человек в классе умели читать двое: моя дочь и ещё одна девочка. В параллельном классе только один мальчик. И все читающие дети домашние.
Пообщавшись с некоторыми мамами оказалось, что их садиковские дети не знают времен года, дней недели, не умеют делать фонетический анализ слова.
Может я чего–то не понимаю, но мне казалось, что в сад именно для этого и отдают детей, потому что заниматься самим некогда. Ну и для социализации и всякого такого.
Так уж вышло, что читать дочь научилась за месяц. Правильнее сказать, ее научили, так как ее полностью до дня начала обучения устраивало, что читать она не умеет. Ведь всегда рядом есть мама, которая прочтет за нее. Но мама в один день перестала читать за нее и заставила учить разницу между гласными и согласными буквами по другой книге.
И только потом я познакомила дочь с Букварем Жуковой. Хотя по началу эта книга в моем понимании была странная и способ обучения странный, но он работает и это главное.
Выбрала Жукову я только потому, что по ней учат почти все и на нее хорошие отзывы. Кроме того, у нас были логопедические книги этого автора, они мне нравились. Но Букваря в бумажном варианте у меня не было. А подгорало начинать обучение уже здесь и сейчас.
Так как книга не совсем дешевая к нам в город перестали ее возить, как оказалось. Можно было заказать и подождать, что я и сделала. А пока ждали, ну чего время терять? Я начала ее учить по такой же книге, только в электронном виде.
«Мать–ехидна», — подумаете вы. Портит глаза ребенку. На мой взгляд, ничего страшного в этом нет. Во–первых ребенок все равно пользуется телефоном, смотрит мультики или играет. Во–вторых, занятия длятся не настолько долго, чтобы глаза уставать начали.
Книга в электронном виде вообще не отличается от бумажной. Никаких проблем или неудобств обучение в электронном виде не доставило. К тому моменту когда у нас появились книга в бумажном виде, мы уже закончили ее в электронном.
Поэтому потом просто начали заново, для закрепления результата, так сказать.
Считается, что учить ребенка читать можно только тогда, когда он выговаривает все звуки. Моя дочь не выговаривала «р» и «л», но научиться читать ей это не помешало.
Прежде чем научить читать ребенка, я сначала научилась учить читать ребенка.
Я узнала, что нельзя допускать побуквенного чтения иначе потом сложно будет овладеть послоговым чтением.
**Побуквенное чтение — это когда ребенок сначала читает буквы, а потом называет слог.
Я прочитала по несколько раз все информативные блоки с советами и методическими указаниями. В них прописано где нужно остановиться, что и как объяснить, а также другие советы.
Методика Жуковой, по сути, проста и заключается она в традиционном обучении русскому языку плюс личные находки автора, которые должны помочь избежать ошибок. В нем нет игрового элемента и детям может быть скучновато. Книга как бы заставляет ребенка читать.
Для меня было сначала непонятно почему буквы в книге расположены не по алфавиту и почему упор с самого начала идет на слоги. Буквы расположены в таком порядке, чтобы ребенок уже сразу с первых страниц учился читать. Они расположены как бы по частоте встречаемости в словах в словарном запасе детей.
Это не развлекательная книжка, чтобы познакомить ребенка с буквами. У Букваря Жуковой функция сугубо утилитарная.
И вот тут огромный плюс книги в том, что четко проговаривается: ребенок должен тянуть первую букву и переходить на вторую.
реализованно это с помощью "бегущего человечка по дорожке": пока пальчик ребенка движется по дорожке от первой буквы ко второй, необходимо тянуть первую букву.
Текст очень удобно форматирован и систематизирован. Даже в готовых предложениях слова поделены на слоги. Столбики и строки со слогами дают возможность ребенку тренировать и скорость чтения. Режим обучения построен по принципу от простого к сложному: чтение слогов, словосочетаний, предложений, рассказов с вопросами.
В Букваре достаточно яркие и крупные картинки. Не произведения искусства, конечно, примитивные, но для такого вида книги и не нужны слишком отвлекающие. Шрифт тоже крупный, все буквы, слоги и тексты хорошо пропечатаны.
Как по мне не хватает ударений в словах, они бы не были лишними.
Я прошу дочь во время чтения определить место определенной буквы в слове: начало, конец или середина.
Так как она вполне может забыть что только что прочитала, задаю вопросы по тексту либо прошу рассказать, что нарисовано на картинке. Я к тому, что по этому Букварю можно не только читать, а заниматься и другой дополнительной деятельностью. Но в книге нет заданий направленных на профилактику оптической дисграфии или развитие памяти. Это обычная азбука для того чтобы только научить читать ребенка.
На каждой странице есть вертикальная «красная линия» от которой нужно начинать чтение.
Я рекомендую Букварь Жуковой, но только если вы полностью уверены, что ребенок готов учиться читать.
Именно он готов, а не дочка соседки умеет читать в 3,5 года, а ваша не умеет. Мне кажется, если ребенку ещё рано этим заниматься, то никакие методики не дадут результата.
Огромное количество интересных отзывов Вы можете найти у меня в профиле.