В автомобильных аккумуляторах, если они обслуживаемые, нужно периодически проверять количество и качество электролита. Определить параметры раствора поможет ареометр. Если плотность слишком низкая, то стоит заменить электролит на новый или добавить корректирующего электролита, имеющего более высокую концентрацию. Если плотность слишком высокая - разбавить дистиллированной водой. Измерительный прибор, ареометр, действие которого основывается на законе Архимеда, представляет собой проградуированный поплавок, с разной силой выталкиваемый жидкостями в зависимости от их плотности.
Автомобильные ареометры бывают различных конструкций. Есть классические варианты с одним поплавком в цилиндрической колбе. Есть приборы с плоской колбой и множеством поплавков в виде палочек с нанесенными напротив них значениями, по которым смотрят, сколько палочек всплыло, сколько осталось погруженными.
Недавно купила в автомагазине ареометр "Вымпел АР-02", послушав хорошие отзывы. Устройство произведено в Китае, продается российской компанией. Упаковано в блистер на картонке. Прибор и пипетка изготовлены из стекла. Наконечник с носиком и груша резиновые. Чтобы ареометр не разбился при транспортировке, между ним и пипеткой проложен кусок поролона.
Картонку от упаковки советую сохранить. Там есть инструкция и таблицы.
К сожалению, отсутствует специальный футляр, поэтому после использования складываю все детали обратно в блистер.
Чтобы подготовить ареометр к работе, нам необходимо убедиться в его чистоте, поместить внутрь пипетки и установить наконечник и грушу.
Сам измерительный прибор - герметично запаянная стеклянная колба с тщательно подобранным весом, снабженная шкалой с отметками уровня и соответствующими им числовыми значениями.
Аналогичным образом устроен еще один распространенный в быту вид ареометра - спиртометр. Например, в самогонных аппаратах бывает устройство контроля крепости дистиллята, "попугай", в котором размещен ареометр, показывающий процентное содержание спирта.
Предел измерений для ареометра "Вымпел" АР-02 составляет 1.100 - 1.300 грамма на кубический сантиметр. Визуально можно отметить еще 1.325 г на верхнем краю шкалы.
Утяжелителем служит металлическая дробь в утолщении колбы, скрепленная смолой.
Вещь довольно хрупкая, но выглядит лучше, чем мои предыдущие автомобильные ареометры из пластмассы. Те со временем мутнели и растрескивались.
Плотность воды при температуре 20 градусов Цельсия составляет примерно 0.998 г/см3. Плотность 70% раствора серной кислоты равна 1.61 г/см3. Готовый электролит для автомобильных свинцово-кислотных батарей обычно имеет плотность 1.28 г/см3. Корректирующие электролиты выпускаются с плотностью 1.30 - 1.40 г/см3.
В обычную воду плотностью около 1 г/мл данный ареометр погружается дальше нижней отметки, но сохраняет плавучесть. Над поверхностью воды выступает лишь кончик колбы.
Теперь проверим электролит в заряженном аккумуляторе. Напряжение по цифровому мультиметру составляет 12.67 V. Минувшей зимой муж менял электролит, готовя автомобиль к эксплуатации при низких температурах. Как раз повод оценить нынешнее состояние батареи после зимы.
Отвинчиваем пробки и набираем электролит с помощью груши, чтобы ареометр свободно плавал погруженным в жидкость. При работе пользуюсь защитными перчатками. Хоть там и не концентрированная кислота, но все равно представляет опасность.
Прибор показывает отметку 1.28 г/см3. Стандартный показатель, значит все в норме. Содержимое прозрачное. Уровень электролита в банках тоже в порядке.
Конечно, состояние и срок службы батареи зависят от многих факторов. Состояние пластин имеет большое значение. В северных районах, чтобы исключить замерзание электролита, водители повышают концентрацию кислоты, доводя плотность до 1.30 г/см3. Но это ускоряет разрушение пластин. Поэтому в тропическом климате плотность электролита снижают до 1.22 - 1.24 г/см3. Для умеренного климата считается нормальным 1.27-1.28 г/см3.
Ареометр "Вымпел" АР-02 работает исправно. Прост в обращении и моментально показывает результат. Большая пипетка подходит также для доливки электролита или дистиллированной воды. После использования необходимо промыть все детали чистой водой и просушить.
Есть пара замечаний к конструкции. Съемный резиновый наконечник, служащий для забора жидкости, держится в стеклянной трубке за счет трения и больше ничем не зафиксирован. Это выглядит легкомысленно, учитывая то, что раствор содержит кислоту, а резина со временем теряет эластичность. Груша маловата для такой объемной трубки, поэтому ее приходится сжимать практически до упора, чтобы набрать достаточное количество жидкости для проведения измерений.
В общем же прибор имеет право на существование. Ставлю хорошую оценку и рекомендую.