В нашей кинематографической традиции культовым фильмом, отражающим эпоху 90-х, принято считать фильм Алексея Балабанова "Брат". Отчасти я с этим согласна, и невозможно конечно отрицать феномен "Брата".
Но если меня спросить "Какой фильм ассоциируется у меня с 90-ми?", то я, не задумываясь, отвечу, что это "Окно в Париж". Мне даже как-то обидно за этот фильм, за то, что он сейчас незаслуженно забыт, и о нем почти не вспоминают. Даже ветку на "Окно в Париж" мне самой пришлось создавать, так как ни одного отзыва на сайте не было.
А ведь в свое время, когда фильм только вышел, он был очень популярным. Кроме того, он получил несколько кинонаград. "Окно в Париж" даже на Оскар хотели отправить, но по словам режиссера, этому помешала вездесущая семья Михалковых.
Я посмотрела "Окно в Париже" как минимум раза 3, и каждый раз мне было интересно и я находила в нем что-то, чего не замечала раньше. Последний раз я видела этот фильм буквально несколько дней назад, поэтому спешу поделиться свежими впечатлениями.
★ ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ★
✔ Название: Окно в Париж / Salades russes (французское название фильма можно перевести на русский как "Оливье", так как именно этот салат во Франции называют salades russes, то есть русский салат)
✔ Жанр: комедия/трагикомедия/фантасмагория
✔ Хронометраж: 120 минут
✔ Год выхода: 1993
✔ Страна: Россия/Франция
✔ Режиссер: Юрий Мамин
✔ В ролях: Сергей Донцов (Дрейден), Виктор Михайлов, Аньес Сораль, Нина Усатова, Кира Крейлис-Петрова, Андрей Ургант и другие
★ ГДЕ ПОСМОТРЕТЬ ★
Фильм можно найти на просторах интернета, но везде он в плохом качестве. На всяких официальных сервисах типа IVI, Кинопоиска его почему-то нет.
★ СЮЖЕТ ★
Синопсис с сайта Кино-театр:
Главный герой фильма Чижов - учитель музыки, проживающий в питерской коммуналке, всю жизнь мечтал попасть в свободный западный мир. И вот его мечта сбывается. После изрядного подпития соседи находят в пустующей и захламленной комнате, где когда-то жила странная старуха, окно в Париж, прямо на левый берег Сены.
Своими словами без спойлеров:
Учитель музыки, типичный представитель петербургской интеллигенции, Николай Чижов заселяется в комнату в питерской коммуналке. В этой комнате когда-то жила странноватая старуха, которая около года назад таинственно и бесследно исчезла. Все решили, что она умерла, хотя трупа никто не видел.
Соседями Чижова по коммуналке оказываются работник фабрики музыкальных инструментов Николай Горохов со своей семьей (там полный комплект - жена, теща и взрослая беременная дочь).
В первый же вечер, после пьянки по поводу знакомства, Чижов, Горохов и его коллеги-собутыльники засыпают в бывшей старухиной комнате. В какой-то момент дверь шкафа открывается, из нее льется яркий свет, и появляется "старуха-покойница"...
Чижов, Горохов и компания просыпается, решив, что они допились до чёртиков, и решают проверить, действительно ли есть потайное окно в шкафу или они словили "белочку". Но оказывается, что окно на самом деле есть...
Дальше на экране разворачивается целый калейдоскоп событий, которые лучше увидеть один раз собственными глазами, чем читать в моем пересказе. Неожиданных поворотов сюжета в фильме очень много - 2 часа экранного времени пролетают незаметно.
В "Окне" есть все приметы России 90-х - очереди за водкой, серая безликая толпа, пьянство, жлобство, обман, воровство, грязные улицы, люди, справляющие нужду в подворотне, стихийные рынки-толчки, стены, исписанные ругательствами.
Угадайте, какое слово написано на стене?
Специально для тех, кто задается вопросом:
А будет ли в фильме настоящий Париж?
Отвечаю: Будет! Самый настоящий!
И Эйфелева башня будет
И базилика Сакре-Кёр
Натурные съемки парижских сцен снимали именно в Париже, а не во Львове, Риге и так далее, как это было в советских фильмах.
И улочки парижские
★ АКТЕРЫ И РОЛИ ★
Николай Чижов / Сергей Донцов (Дрейден)
Главный герой. Питерский интеллигент, учитель музыки в школе. Талантлив, имеет идеальный музыкальный слух. К урокам музыки у него, как сейчас бы сказали, "креативный подход", а потому дети его слушаются и уважают. Человек очень тонкой душевной организации - пару раз за фильм крякнулся в обморок.
Судя по всему Чижов очень беден - даже угла своего у него нет, так как в начале фильма он ночует в спортивном зале школы. Он не смог вписаться в новую капиталистическую реальность. Про его личную жизнь ничего не известно - возможно он развелся, поэтому и остался без жилья.
Режиссер явно симпатизирует этому герою и вкладывает в его уста свои собственные мысли:
Раньше вы воспитывали строителей коммунизма, теперь строителей капитализма… А в результате получается одно и то же: жлоб, невежда и вор.
Когда я первый раз смотрела фильм "Окно в Париж", Сергей Дрейден мне категорически не понравился - весь помятый какой-то, невзрачный, с волосенками жиденькими. Я смотрела и думала (ага, в 12 лет), что это не актер, а алкаш из подворотни. Но нет, Сергей Дрейден очень даже приличный актер, до сих пор играет в кино и театре. И, кстати, когда он снимался в фильме, ему был уже 51 год, а выглядит он лет на 45 максимум.
Николай Горохов / Виктор Михайлов
Сосед Чижова по коммуналке, работник фабрики музыкальных инструментов, вечерами подрабатывает в уличном оркестре, играя на трубе. То есть не совсем работяга в привычном смысле этого слова.
Маленький кругленький мужичок средних лет. Ведет себя как типичный жлоб и хам - хитрый, вороватый, невоспитанный, может ударить жену, любитель выпить, но не совсем алкаш. Несмотря на все свои недостатки, обладает хорошим чувством юмора.
Виктор Михайлов в эту роль вписался как влитой. Жаль, что актер не очень много снимался и умер через год после выхода фильма.
Верка Горохова / Нина Усатова
Жена Горохова. Хабалистая скандальная баба, именно баба, потому что женщиной это громогласное существо назвать сложно. Любит причитать по поводу и без. Но если честно, таких женщин в СССР и после было очень много. Наверно все эти черты характера проявлялись не от хорошей жизни.
Талант Нины Усатовой я смогла оценить также через много лет после первого просмотра этого фильма.
Нина Усатова в нижнем белье
Николь / Аньес Сораль
У Аньес Сораль лицо типичной француженки, во всяком я была в этом уверена, когда смотрела фильм впервые.
Аньес Сораль играет в фильме представительницу чуждого русским западного мира - свободную, независимую, незамужнюю женщину, проживающую в большой красивой квартире с мансардными окнами. Работает таксидермистом, кстати.
На самом деле очень здорово, что француженку в фильме сыграла настоящая француженка.
Теща Горохова / Кира Крейлис-Петрова
Ну типичная же теща - неухоженная, в застиранном халате.
Кира Крейлис-Петрова - прекрасная актриса, блокадница, между прочим. Королева эпизодических ролей - во всех фильмах играет чью-нибудь маму, бабушку, тещу или свекровь.
Кузьмич / Виктор Гоголев
Сосед Гороховых и Чижова по коммуналке, рыбак - ловит рыбу в канале Грибоедова. Роль эпизодическая, но очень запоминающаяся.
— А теперь за другого моего соседа, за Ивана Кузьмича. Знаешь какой он рыбак? Угрей ловит в канале Грибоедова! — Щас пойду принесу… — Не надо! — Почему? — Они у тебя говном воняют! — А что же ты хочешь, если они всю жизнь в говне живут? — Ладно, дед. Все мы в говне живём — тащи своих угрей.
Небольшие, но интересные роли сыграли в фильме папа Ивана Урганта - Андрей Ургант.
И депутат Госдумы РФ Елена Драпеко.
Старуха / Тамара Тимофеева
Тоже очень колоритный персонаж, хоть и появляется всего в паре эпизодов.
★ О ЧЕМ НА САМОМ ДЕЛЕ ФИЛЬМ ★
Что русскому хорошо, немцу - смерть.
Фильм наверно о том, что разница в менталитете русских и европейцев так огромна, что никогда русские не смогут жить так, как европейцы. И понять друг друга мы никогда не могли и не сможем. Это вовсе не значит, что европейцы лучше русских и в чем-то превосходят их. Просто мы очень разные. И про загадочную русскую душу в фильме тоже есть.
Образ Парижа в фильме - это квинтэссенция всего западного, европейского. Он такой притягательный и манящий, но в то же время такой чужой и непонятный.
А еще наверно этот фильм о том, что надо любить свою страну несмотря ни на что. Сейчас это актуально как никогда.
Обращаясь к сбежавшим детям, Чижов говорит такие слова:
Вы родились в неудачное время в несчастной и разорённой стране. Но это же ваша страна! Неужели же вы не можете сделать ее лучше? Ведь многое зависит от вас. Поверьте! Но вы ведь даже не пытались.
Когда я впервые смотрела "Окно в Париж", я была как раз ровесницей этих детей, поэтому можно сказать, что я тоже родилась и выросла в это самое "неудачное время".
И спустя много лет, когда мне уже немного за 40, эта цитата из фильма заставляет меня задуматься:
А что лично я сделала, чтобы в мой стране лучше жилось?
Кстати, режиссер фильма, Юрий Мамин в 2019 году эмигрировал в США, сказав на прощанье, что в России у него, как у режиссера, нет никаких перспектив.
★ МОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ / КАК ФИЛЬМ ПОВЛИЯЛ НА МЕНЯ ★
Многие обвиняют фильм в "чернухе". Дескать и мрачный он, и слишком гиперболизирует серость и тоску 90-х.
"Да неужели ж мы так жили? Не может этого быть!"
А я вот что скажу: "Да, именно так мы и жили!" Лично я помню и грязь на улицах, и неработающие фонари, и вандализм, и многие другие приметы того времени.
Но в фильме как-то все это показано с юмором, поэтому у меня лично не вызывает негатива.
А еще после первого просмотра я загорелась идеей когда-нибудь оказаться в Париже.
Особенно вот этот диалог из фильма меня раззадорил:
-А за это я устрою вам сногсшибательнейшую экскурсию!
-Куда?
-Туда, где вы ни разу не были и вряд ли когда-нибудь будете.
Я думала: "Ну как так-то? Почему это я никогда не буду в Париже? Обязательно буду."
Я очень хотела, как и герои фильма, бродить по парижским улочкам и кататься на лодке по Сене.
Моя мечта осуществилась только через 21 год. Но осуществилась ведь!
Конечно, в 2014 году Париж уже не казался таким чистым и прекрасным в сравнении с российскими городами. Я бы даже сказал наоборот - в Москве и Питере стало намного чище, чем в Париже.
Фильм к просмотру рекомендую, если вас не пугает низкое качество и атмосфера 90-х!
Какой фильм Вы вспомнили! Смотрела раз пять! О нравился родителям и больше почти ничего не показывали особенно. Совершенно забыла про эту картину). Спасибо за ностальгию.
Моя мама была в Париже в конце 90-х. По её рассказам, уже тогда он чистотой не отличался. А я почему-то никогда не хотела именно в Париж. Но фильм посмотрю, заинтересовал. Хотя для меня лично олицетворение эпохи 90-х годов - это фильм Сергея Бодрова "Сёстры".
Очень интересный отзыв. Но я наши фильмы не смотрю именно потому что большинство оставляет в душе какую-то серость и уныние, а я люблю либо смешные, либо мотивирующие фильмы.