Несмотря на то, что я уже совсем не ребенок любую работу Хаяо Миядзаки я искренне люблю и до сих пор их пересматриваю. А вот вышедшую в конце 2023 года картину " Мальчик и птица" успела пересмотреть уже дважды, тем более когда ждать её выхода пришлось ждать целых 10 лет. Ведь ещё в 2013 году я как фанат Миядзаки оплакивала его уход на пенсию.
Японское прокатное название картины " Как ты живёшь? ", так как вдохновением к картине послужил одноименный бесцеллер детской подростковой литературы в Японии , автора Гендза Ёсико. Книга вышла в 1937 году и была любимой книгой Хаяо Миядзаки в детстве.
Гендза Ёсико был журналистом пацифистом и в какой-то момент, чтобы остаться в профессии и уберечься от клещей цензуры начал писать сказки.
" Мальчик и птица" - это история подростка Махито, потерявшего из-за пожара в больнице свою тяжелобольную мать.
Начало картины происходит в 1943 году, что несомненно отражает и пережитые самим маэстро года его детства.
Как и у Миядзаки детство мальчика проходит во время войны. Отец Махито - Мацука Соити женится еще раз на младшей сестре матери Махито. Он достаточно богат, так как имеет фабрику, где в военные годы производят детали для самолетов.
Несомненно в мультике проявляется любовь Миядзаки к природе и самолётостроение, но не забываем что центральной фигурой всё же является Махито.
Отец Махито довольно богат и принял решение отправлять сына в школу на машине с водителем, когда большая часть населения страны бедствует и вся ситуация для Махито обернулась не в его пользу. Через анимационный рад кадров зритель может увидеть разницу в статусах Махито и других детей, а так же враждебное отношение одноклассников к мальчику.
Также моё внимание зацепила смесь традиционной Японской культуры и уже достаточно сильно интегрированной европейской. Данную особенность зритель может проследить от начала картины, до её конца.
В первую очередь это сильно отражается в одежде, так как дома и в дали от Токио персонажи больше предпочитают носить кимоно, когда как для работы или возвращения в Токио все герои уже показаны в европейской одежде.
На протяжении всей картины затрагиваются чувства Махито и его внутренние переживания от потери матери. Однако какой-либо агрессии Махито по отношению к своей тете я не заметила ( да мальчик скучал и тосковал по умершей матери, но и признать тетю мамой пока что не мог), но почему-то именно на этом моменте сделан акцент. Выходило так будто Махито не то что не любит, а даже ненавидит свою тетю, потому что она напоминает ему маму .
Несомненно люблю Миядзаке за сильных женских героев. Каждый раз они разные, но любая из них вызывает восхищение и располагает зрителя к себе.
Элементы сказки - это тоже неотъемлемая черта работ Миядзаки, и в картине "Мальчик и птица" зритель может подгузится и в сказочный мир, существующий параллельно реальному. И чтобы спасти свою тетю ( что доказывает его преданность ей) Махито пришлось отправиться в сказочный мир с необычными жителями.
Больше всего мне нравятся милые беляши Вара-Вара, которые повзрослев переродяться в людей. Хоть они присутствуют в небольшом эпизоде, но я рассматриваю их существование, как намек на хрупкость человеческой души.
Сопровождающий в этот волшебный мир как раз и является серая зубастая цапля.
Персонаж хитрый, много врет но всё же безобидный. А вот казалось бы разноцветные попугаи являются, наверное, самыми отрицательными персонажами.
Хоть и выглядят они угрожающе в одном из миров, но никакой жестокости в этой картине нет, так как Миядзаки самый известный мне пацифист, и хоть он и касается темы войны, но никогда сильно не погружает в нее зрителя.
На протяжении всего мультика прослеживается множество отсылок к самому гению Миядзаки и его отношение к миру.
Неоднократно прослеживаются намеки на хрупкость природы и мирного существования всей планеты, то что мир очень шаток и в любую минуту от чьих-то амбиций или жадности может разрушиться, а поддерживать состояние баланса и равновесия порой мучительно, но лучше уж худой мир чем война.
Так же при повторном просмотре мультфильма я обнаружила для себя еще один жирный намек на то, что нет смысла делать какие-то попытки изменить прошлое, а нужно стараться жить счастливо в настоящем, даже если придется расстаться с очень дорогим сердцу человеком.
В целом картина очень автобиографична для Хаяо Миядзаки. И чем больше я узнаю о жизни маэстро, тем больше могу прочувствовать его последнее творение.
Для кого-то "Мальчик и птица" остался непонятой картиной , но стоит только вникнуть в контекст и всё смотрится совсем иначе. Моё первое впечатление тоже было неоднозначным, но потом я решила получше узнать биографию и объект вдохновения маэстро и просто влюбилась в эту картину.
Концентрация затронутых болезней современного мира в мультфильме на 2 часа просто зашкаливает📍 Обязательно нужно смотреть внимательно и вдумчиво☝️