Мультипликационный фильм-инструкция о том, что нужно успеть сделать на пороге смерти. Под кем-то проваливается пол, над кем-то - распахивается потолок... Говорят - не для детей. Говорят - жестоко. Ну что вы, это светлый фильм о выборе в пользу любви и добра там, где первобытные архетипы диктуют нам "око за око и зуб за зуб", даже с самыми понятными и оправданными намерениями.
Давным-давно земля была покрыта лесами, в которых испокон веков обитали духи богов. Тогда люди и звери жили в гармонии, но со временем лесов почти не осталось, а оставшиеся стали охранять лесные твари, поклявшиеся в верности Лесному Духу. То были времена богов и демонов.
Мой ребенок смотрит Мононоке с любовью. Мы часто пересматриваем шедевры Хаяо Миядзаки - так и не нашли ничего похожего в аниме других авторов.
Аниме 1997 года. На кинопоиске анонс "Принцесы Мононоке" приведен "грубоговоря":
Юный принц Ашитака, убив вепря, навлек на себя смертельное проклятие. Старая знахарка предсказала ему, что только он сам способен изменить свою судьбу. И отважный воин отправился в опасное путешествие. Так он оказался в загадочной стране, где люди под предводительством злой госпожи Эбоши воевали с обитателями леса: духами, демонами и гигантскими существами, каких Ашитака раньше никогда не видел.
И была с ними принцесса Мононоке — повелительница зверей и дочь волчицы. Теперь судьба всех зависит только от одного воина — принца Ашитаки…
Страна не загадочная, госпожа не злая, а Мононоке не совсем повелительница зверей и была не с ним.
У Миядзаки никогда не бывает линейного противостояния черного и белого, абсолютного зла. Всё не однозначно, все нуждаются в понимании, исследовании, прощении. И в каждом фильме зритель наблюдает становление, развитие, рост характеров, осознание своих задач и, конечно, апофеоз настоящей любви.
-Почему не дал убить ее? Говори, пока жив!
-Чтобы тебя не убили...
-Я не боюсь смерти. Эта женщина дьявол, и никто не помешает мне убить ее!
-Нет... Пусть живет. А ты красива...
Вот так всегда - взрослые драмы на фоне юнцов, почти детей. В фильмах студии "Дзибли" почти все главные герои - дети. Возможно, как символическое олицетворение слов Писания: "Будьте как дети"... Решительными в честности, доблести, доброте. Либо же как символ того, что НЕ УТРАТИЛО СПОСОБНОСТИ расти, меняться, совершенствоваться. В отличие от заскорузлых взрослых.
Принцесса напомнила мне другого сказочного героя Питера-Пена. Но посыл у Миядзаки гораздо серьезнее, чем в сказке Дж.М.Барри. С поверхностного взгляда Мононоке (переводится как "мстительный дух") олицетворяет гнев природы против алчности человечества.
Ее родители оскверняли мой лес. Они бросили ребенка у моих лап и сбежали. Вместо того, чтобы съесть ее, я вырастила Сан как свою дочь...
Сюжет на такую тему мог бы быть комедией в стиле Уолт Диснея про далматинцев, фильмов "Дорога домой", "Месть животных... Слава Богу, что не Дисней и не Ворнер Бразерс, что так шевелит, болит и жжет глаза. Так сказочно и так реально.
В тебе злой дух. В ней - тоже Посмотрите, так выглядит ненависть, снедающая меня изнутри...
Верни мою дочь, демон!
Симпатии на стороне природы... Ну а как же? А вот так. И "боги леса" оказываются не безупречными. А люди-варвары? И с их стороны есть те, кто нуждается в защите. Отбросы общества - проститутки, прокаженные, инвалиды, потерявшая супруга и покалеченная госпожа... И не просто в защите. В том, кто обломит логику мести и войны, замкнутый круг вражды и ненависти.
-Если женщины счастливы – счастлива деревня.
-Счастливы?Ты о тех, кто работает в кузнице? Эти женщины позор. Госпожа Эбоси собрала их из местных борделей. У нашей госпожи доброе сердце.
Фильмы Миядзаки поражают фантасмагоричностью, яркостью - в сочетании с реальностью - образов, завораживающим музыкальным рядом... И все на высочайшем уровне отработано. Недаром мультипликационные фильмы в "Дзибли" (Gibly) готовятся по нескольку лет. Недавно смотрела юбилейный концерт композитора Дзё Хисаиси по фильмам Хаяо Миядзаки, пересматривала потом несколько раз - гениально, трогательно, исцеляет, воодушевляет и придает львиную долю очарования фильмам Хаяо.
Вообще, очень интересно наблюдать закулисную работу над анимацией, озвучкой, звуковым наполнением, работой над картинкой:
Фильм, по большей части, был нарисован вручную, но включает в себя некоторые моменты с использованием компьютерной анимации (в общей сложности, пять минут хронометража). Еще 10 минут занимает цифровая живопись, используемая во всех последующих фильмах студии «Гибли». Большая часть фильма окрашена традиционной краской, на основе цветовых схем, разработанных самим Миядзаки и Митиё Ясудой. Тем не менее, студия приобрела специальную технику, для успешного завершения редактирования фильма перед японской датой премьеры.
Мимишные малыши-духи - кто вас только придумал такими! Хочу себе в виде игрушек)
А Лесной Дух? Воплощение смирения, жизни, благости и покоя. Мудрый, бессловесный, дарующий жизнь... И смерть в тех случаях, если она дар.
В мае 1995 года Хаяо Миядзаки и аниматор Масаси Андо, вместе с командой художников и цифровых аниматоров, отправились в древние леса острова Якусимы, который находится в 60 км южнее острова Кюсю, а затем в горы Сираками-Санти в северной части Хонсю для вдохновения в создании пейзажей.
Режиссер играет символикой: железные пули, город железа - разрушающая твердыня.
Разъяренная слепота Окатананусси, готовая верить в то, что хочется:
Проститутки и прокаженные - не отсылка ли к Евангелию? К ним пришел Спасающий миротворец, "юноша на рыжей антилопе", готовый принести себя в жертву для того, чтобы люди проснулись,раскрыли сердца и увидели все по-другому.
-Токи права, он красавчик!
-Такой молоденький!
-Раньше тебя это-не останавливало
-Ахахахаха
Ведь можно защищать оружием, а можно - миром, добротой, человечностью.
Кажется, я уже писала об этом. В отзыве на фильм с похожими идеями - ненависть рождает ненависть - "Иерей-сан". Но наше современное кино - это всегда "на любителя", "Принцесса Мононоке" прекрасна универсально. Удивительно, люди до сих пор снимают косплеи и организуют ролевые игры, снова и снова воплощают эту красивую историю:
Неужели среди читателей найдется хоть один не знакомый с творчеством Хаяо Миядзаки? Если это ты - познакомься обязательно (не благодари). Для остальных мой отзыв лишь знак признательности грандиозному режиссеру.