Подумать только, прошло почти два столетия, а пьеса до сих пор актуальна. Мы до сих пор узнаем в ней себя и знакомые ситуации.
Да, это комедия, и еще какая. Такие типы описаны, такие движения душ! Современники Гоголя писали, что это сатира.
Комедийность начинается даже в списке действующих лиц. Чего стоит только фамилия Яичница! А учитывая характер персонажа, даже в этом сочетании уже есть смешной момент.
Даже если вы захотите смотреть постановку в театре, то советую все же прочитать первоисточник. Так как режиссёры могут расставлять акценты как им вздумается, иногда полностью переиначив смысл пьесы. На мой взгляд, надо иметь собственную точку зрения на замысел автора, а потом уже наслаждаться различными трактовками.
Пьеса недлинная, читается быстро.
Сюжет
Надворный советник, дворянин Подколесин планирует жениться, для чего обратился к свахе. Агафья Тихоновна, дочь купеческая, желает бракосочетаться с дворянином, и эту же сваху привлекла к решению своего вопроса. Приятель Подколесина Кочкарев отстраняет сваху и сам решает заняться вопросом. Сваха от профессиональной ревности быстренько подгоняет Агафье кучку завалявшихся женихов.
Далее комедия положений. Все хотят жениться, Агафья пытается сделать выбор.
Смешно до колик, все эти типусы подбивают клинья к купеческой дочке, конкурируют между собой, и в итоге кочкаревских интриг покидают поле битвы.
Главные герои
Подколесин – мягкий, ну такой мягкий человек! Просто нарицательный тип. Подбиваемый приятелем, вроде бы уж совсем решился, но вот как-то опять не решился! Да что ж ты будешь делать!
Агафья Тихоновна – девушка с приданым и с запросами. Гоголь потрясающе описывает ее поведение и эмоции от количества внезапно ей приваливших женихов. Очень смешно, как она пытается выбрать жениха:
Кочкарев - шустрый, ушлый, двигатель всей истории.
Смешные моменты
Таких моментов очень много, пьеса реально смешная и веселая. Местами задорно сатирическая.
Вот Кочкарев хвалит Подколесина:
Вот сатирический момент, актуальный в любые времена:
Обидно мне за Агафью Тихоновну.
Во первых, ей всегда достаётся за фразу:
- Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому ещё дородности Ивана Павловича — я бы тогда тотчас же решилась.
Но тут есть одно но, кто к ней сватается? Не графья, не князья, даже не купцы. Мужчины в возрасте, охотники за флигельком в приданом, а кое-кто уже в тираж вышел. У каждого свои недостатки, иф ю ноу вот ай мин. Поэтому я лично считаю, что её эта "переборчивость" оправдана. Ну вот хочет она за дворянина выйти замуж, имеет право. Да и не переборчивость это, а так, мысли вслух.
Ну и второе, это финал пьесы. Ну и козёл же этот Подколесин. И ему то что, он может снова свататься сколько хочешь раз, так и будет видимо до старости решаться - не решаться. А ей то как быть? Это в наше время женщины больше себя ценят, и посчитают что мусор сам себя вынес. А тогда это был не только огромный удар по самолюбие, но и могли слухи пойти, чем так невеста нехорошая, что жених сбежал, можно было вообще без нормальных женихов остаться. Сватались бы из-за приданого, а на личном счастье извольте жирный крест поставить.
Что-то не могу успокоиться. Обидно за Агафью, как будто она мне родня.
Это произведение самая настоящая классика. К прочтению, конечно, рекомендую!