Выбирая дорогу искусства, тернистую дорогу, очень часто приходится идти на жертвы. Но иногда эта жертва становится настолько тяжелой - что обычная человеческая жизнь, наполненная незамысловатым бытом, покажется избавлением...
Кнут Гамсун, своим драматизмом и пессимизмом в стиле написания романа, мне чем-то напомнил русского писателя Леонида Андреева. Страдания, муки, самоистязания главного героя настолько велики, что в конце концов, вместо ожидаемого ужаса и сострадания к неудачнику-писателю, начинаешь испытывать искреннее веселье. Это можно сравнить с ситуацией, когда кто-то заигрался в игру "наступи на швабру". Вначале, видя чужие муки, испытываешь чувство жалости, но после того, как человек получив опыт, начинает вновь и вновь получать шваброй по лбу, начинаешь испытывать усталость и даже интерес. Когда же, наконец, до него дойдет? И к чему это приведет?
Я подозреваю, что в романе "Голод" писатель выразил все свои подсознательные страхи которые его терзали. Чего может бояться писатель начинающий свой путь? Того, что его не признают. Что он не сможет себя обеспечить, будет обречен на нищету и голод, которая в конце концов его раздавит, победит, и заставит отречься от желанного ремесла.
И в конце концов он дает этому страху полную волю, так как все ужасное, что можно только себе представить, переживается и описывается, вплоть до духовной смерти, когда разрушается сама душа человека. И он, раздавленный, падает в ту пропасть, где даже животные находятся выше него. Разум мутится, тело разрушается, дух уничижается...
Роман очень тяжел для восприятия, очень многим он покажется отвратительным и они скажут свое "фи", или осудят главного героя, такого настырного в своем самомнении, такого упертого в желании стать тем, кем он не станет никогда.
Но можно посмотреть на это произведение с другой стороны. Это история жизни человека, который боролся изо всех сил своей души и тела, чтобы реализовать свою мечту. И это тот случай, когда мечта оказалась "вздором", способности "самомнением", настойчивость в достижении цели - помешательством и даже пароноей.
А можно увидеть эту историю еще с другой стороны. Допустим, что человек действительно имел талант, но не нашлось того, кто бы поддержал его на выбранном им поприще. Не нашлось того, кто бы оценил его и открыл ему путь в его мечту. Ведь даже ученые выдвигают предположение о связи сумасшествия и гениальности. Если главный герой был сумасшедшим (что не подлежит сомнению), возможно предположить, что он мог бы быть и гением.
История знает гениев, признанных при жизни, история знает гениев, признанных после смерти, но история не знает тех, кто будучи гениями, не смог "доказать" своей гениальности.
Роман рекомендую только литераторам, тем, кто любит писать, кто хочет писать, тем, кто мечтает стать писателем. Возможно, увидев апогей ужаса главного героя, наступит очищение и от своих страхов. Да и посмеяться можно, честное слово, над нагнетанием беспросветной атмосферы самого автора. Роман написан великолепно. Просто не о совсем приятных вещах.
Всем добра.