Начало 20 века - особенно мрачный период. Фильмы, посвящённые тому времени, полны неустроенности, обречённости, безысходности. Пасторальный уютный 19 век уже закончился, а до привычного нам 21 ещё далеко.
20 век здорово перетряхнул не только нашу страну, но и весь мир. Первая мировая война, эпидемия испанки в Европе, миллионы загубленных жизней, миллиарды нарушенных психик.
"Джорджино" - фильм будто готический, будто мистический. И на самом деле страшный. Только страшен он не мёртвыми людьми, как это обычно бывает с фильмами такого рода, а живыми.
Хронометраж у картины знатный - без малого три часа. В один приём вряд ли удастся посмотреть. Я смотрела в три захода. Можно и так. Атмосфера опутывает сознание моментально. Тягучая, холодная, засасывающая как болото. Ощущение "не по себе" - главный лейтмотив этого фильма. Будто погружаешься в сновидение, гнетущее, печальное, страшное... и не можешь проснуться.
Это далеко не классический "ужастик", где ---бу!--- и все забоялись, ---хрясь!--- и всем что-то противно. Здесь всё гораздо глубже, тоньше, не на поверхности, многозначно, на тонких струнах подсознания.
********** Герои **********
Катрин де Грас (Милен Фармер)
Режиссёр Лорен Бутонна (Laurent Boutonnat) снимал клипы Милен Фармер. И снял этот фильм с Милен в главной женской роли. Я равнодушна к песенному творчеству этой певицы (кто-то смотрел "Джорджино" только из-за неё). Но как же Милен хороша в этом фильме! Яркие рыжие волосы на фоне мрачной сепии, глаза-бусины, сексуальное хрупкое тело... Как же она сыграла сумасшедшую - жутко, реалистично... эти движения шеей, головой, странные, нелогичные, неестественные... Где-то вычитала, что Милен Фармер несколько месяцев общалась с безумными людьми, чтобы сыграть эту роль... бррр.
Джорджио Волли (Джефф Дальгрен)
Молодой и очень красивый врач возвращается домой как демобилизованный после газовых атак. Он жив, но смертельно болен. И хочет позаботиться об "особых" детях, пансионат для которых держала его семья. Однако детей в доме нет, из-за бомбардировок их перевели в более укромное место - отдалённую деревню. Почти что спойлер: в деревне детей тоже нет. Зато есть Катрин де Грас, в которую влюбляется наш Джорджино.
Жители деревни
Женщины и дети. Их мужчины ушли на войну. В местной церквушке горят свечи, каждая из которых символизирует жизнь одного из мужчин. Что будет если эти свечи погаснут? А вы верите в предрассудки?
Женщины очень страшные. Страшны они внешне - непричёсанные, в лохмотьях, с гнилыми зубами и перекошенными злобой лицами. Внутренне они ещё страшнее. Даже их искреннее веселье нагоняет непроходимую жуть, хочется вырваться и убежать, но фильм держит-держит... Их коллективная злоба не знает пощады.
Вы наверняка знакомы с повестью Куприна "Олеся"? Помните коллективное избиение ведьмы у церкви? Помните то тёмное, злобное, отчаявшееся стадо (не могу написать даже "общество")? В "Джорждино" есть подобная сцена и, поверьте, она пробирает до самых косточек, страшно, ух как страшно!
Дети в деревне все с нездоровой психикой. Или забитые депрессивные молчаливые, или озлобленные волчата. Например, они нашли труп в лесу и выволокли его на дорогу, чтобы перерезало санями. Интересно посмотреть, что у него внутри. А одному мальчику так не терпелось, что вот хоть бы палец отрезать... Маленькие чудовища. И делают они это всё настолько естественно, будто в догонялочки играют!
Каждый кадр здесь как страшная готическая открытка.
- Холодные неуютные улицы обшарпанного городка.
- Старая, пыльная, разрушающаяся церковь с жутким распятием.
- Тёмный, дымный, мрачный трактир.
- Страшные ледяные ванны, похожие на гробы, в сумасшедшем доме.
- Кладбище с покосившимися крестами.
- Снег, много снега и холода.
Никаких тебе призраков. Но живые настолько страшны, что бррр! Это не триллер, не хоррор, а несравненной глубины психологическая драма. Атмосфера нагнетается порой до предела, саспенс зашкаливает, сердце колотится, но... ничего страшнее реальности в фильме нет.
Мне фильм понравился, прежде всего, своей эстетикой. И я была очень рада, открыв в нём ещё и глубокие смыслы, и поводы к размышлению. Рекомендую, этот фильм незаслуженно обойдён вниманием.