В том месяце, который венчал лето данного года, мне удалось познакомиться со многими очень интересными местами России-Матушки, в том числе и с городом Выборгом, за который в своё время нашим воинам и дипломатам пришлось побороться. Помимо многих других достопримечательностей, разумеется, я со своей семьёй не мог пройти и мимо такого культурного памятника, как Часовая Башня, впитавшая в себя достаточно богатую и весьма неординарную историю.
Данное сооружение изначально впечатляет своими антуражем и внешним видом. Помимо того, что оно естественным образом вписано в восхитительные ландшафты так называемого Старого Города (то бишь той части Выборга, которая по возможности сохранила максимум культурно-исторических достопримечательностей, даже несмотря на многочисленные переделки разных лет и периодов), само по себе также навевает различного рода мысленные ассоциации, в том числе фрагменты некогда популярного в России юсовского художественного фильма «Чернокнижник» (1989). Данный голливудский опус я, кстати, под сильными впечатлениями своих летних поездок пытался пересмотреть и, честно говоря, чуть не переплевался, поскольку чуть ли не единственным его достоинством, если воспринимать таковой на трезвую взрослую голову, являются именно виды башни, где пытались магически «запечатать» зловредного колдуна. Всё-таки, гораздо естественнее и полезнее видеть собственными глазами НАСТОЯЩИЕ, а не игрушечно-пафосные киношные артефакты и всё, что им так или наче сопутствует.
По всей видимости, тех, кто наведается в это место впервые, следует предупредить о том, что в данном контексте существует определённая специфика посещения (в частности, нельзя туда заходить с животными, а дети-визитёры должны быть старше 12-ти лет от роду), но вряд ли это смутит кого-либо из истинных ценителей средневековой (вперемешку с другими периодами) экзотики Выборга. Кроме того, есть ещё такой нюанс, что билеты необходимо бронировать заранее дистанционным путём через сайт, и не позднее, чем за 1 час до планируемой экскурсии. Однако, тут же могу заверить, что все эти мелкие «неудобства» по факту получаемых впечатлений от грандиозного архитектурного объекта с весьма богатой историей окупаются, как говорится, сторицей.
Как можно заметить по сделанным мною фотографиям, внутреннее пространство данного культурного памятника насыщено, помимо более или менее аутентичных элементов, ещё и вполне современными информационными стендами. Однако, их не настолько много, чтобы они перебивали шикарные ощущения соприкосновения с Живой Историей нашей Страны. На самом деле, ощущение таковой сопричастности возникает практически сразу же, как только вы аккуратно переступаете порог сооружения и, немного подождав на первом этаже, пока соберётся вся группа посетителей порядка десяти человек (пока группа не собрана по точному количеству участников, экскурсия попросту не начинается), предпринимаете пошаговое восхождение к центральному по значению элементу, то бишь к часозвоне. Ещё один любопытный нюанс состоит, кстати, в том, что как только визитёр, пришедший на экскурсию последним по времени (но, всё-таки, ВОВРЕМЯ, поскольку «точность - вежливость королей», да и не только их), переступил порог, ведущий мероприятие человек закрывает за ним массивную деревянно-металлическую дверь на засов и начинает крайне осознанно объяснять всей группе собравшихся необходимую технику безопасности. Собственно, дверь, кстати, закрывается тоже с одной из целей этой самой безопасности - чтобы никто из посторонних не тревожил группу и, не дай Бог!!, не набедокурил. Да и в присутствии всяких там расфуфыренных современных «секьюрити» необходимость таким образом тоже отпадает.
В целях уже упомянутой безопасности окна в стенах крепко-накрепко закрыты, и фотографировать приходится сквозь узкие щёлочки. Помимо этого, необходимо аккуратно передвигаться и по лестницам, поскольку местами они обладают весьма крутыми подъёмами, а на каких-то их участках экскурсовод даже специально делает своевременные предупреждения (где идти потише, без всяких там спешек - да и дурная это, наверное, примета - спешить на ЧАСОВОЙ Башне, «тише едешь - дальше будешь»; где пригнуть голову, а где - в обязательном порядке крепко держаться руками за поручни либо иные приспособления).
По мере того, как происходит подъём всё выше и выше, «интрига» нарастает, поскольку экскурсовод сообщает всё новые и новые интересные исторические факты о данной башне, абсолютно честно и беспристрастно отметив ещё на первом этаже, что многое в этом сооружении неоднократно переделывалось, начиная ещё с момента её возведения, - как минимум, по причине время от времени вспыхивавших пожаров. К примеру, выкладывались заново кирпичами части стен, заменялись различные деревянные элементы и т.д.
Несмотря на уже отмеченную мною узость имеющихся окон, виды на город Выборг из них можно уловить просто шикарные. Понятное дело, что для реализации целей фото-фиксации на память оптика должна быть более или менее высокого качества.
Помимо того, что сама башня представляет собою весьма необычное и уникальное по своей культурно-исторической значимости сооружение, отдельно хочется отметить увлекательность экскурсии в целом и крайне высокий уровень профессионализма экскурсовода Кузнецова Павла Валерьевича!! Про таких специалистов не грех и выразиться с помощью всем известной поговорки: «Он сделал мой день!!».
Успешность того или иного культурного мероприятия, несмотря на правильность выбора места и времени, тех или иных конкретных достопримечательностей, во многом зависит и от личности того живого и неравнодушного человека, который зажигает своим талантом и воображение других людей. В данном случае сошлись все необходимые светила на Небе, и, помимо адекватного выбора города и конкретного эпического места в нём, Боженька подсобил ещё и с весьма грамотным, компетентным и интересным Проводником в Мир Истории. Помимо профессиональных качеств (которые, согласно моим наблюдениям, были очевидны практически всей группе туристов, независимо от их уровня образования, пола, возраста, статуса и т.д.: умение с адекватной скоростью излагать необходимую и самую интересную информацию, а не «лить воду»; подкреплять слова вполне очевидными и осязаемыми артефактами культуры, безо всяких шпаргалок и прочих вспомогательных средств щедро делиться с реципиентами огромными массивами информации и т.д.), хочется отметить и просто человеческие, не менее, а то и более важные для нашего современного общества: в одни нужные моменты иронизировать, а в другие - проявлять необходимую степень серьёзности; вовремя протянуть руку помощи той или иной даме, оказавшейся рядом и слегка смущённой «экстремальными» подъёмами или спусками по лестницам и т.д., и всё это сдобренное огромной неподдельной Любовью к тому Делу, которое он выбрал явно Душою, а не только развитым интеллектом. На этих страницах хочется выразить Павлу Валерьевичу искреннюю и сильную Благодарность за проведённую им в тот августовский день непревзойдённую по качеству (во всяком случае, в моём личном опыте) Экскурсию!!!
Одним из наиболее интересных эпизодов оказался, в частности, тот, когда наш Проводник знакомил всю группу с различными устройствами часового механизма, в том числе с методикой приведения часов к бою. Такого Интерактива на экскурсиях лично я раньше точно не наблюдал. Вот представьте себе: образованный человек грамотно рассказывает об особенностях эксплуатации техники предыдущих столетий, об истории её восстановления после различных не очень конструктивных метаморфоз и - бац, резко протягивает одному из посетителей часть рычага с неожиданным вопросом, а не желает ли сей сударь самолично завести обсуждаемый механизм!! ))
Следует отметить и тот факт, согласно которому Часовая башня Выборга богата не только на историю предшествующих столетий, но и на события гораздо более свежие и приближенные по хронологии к нам, к нашему сегодняшнему 2023 году. В связи с этим при взгляде на различные любительские, в том числе полу-хулиганские, надписи весьма уместна была шутка Павла Валерьевича о том, что, по всей видимости, необходимы какие-то более отчётливые критерии, нежели уже имеющиеся, применительно к тому, что считать ценным для сохранения потомкам, а что - нет.
Разумеется, на часозвоне не обошлось и без набатного колокола, который, помимо всего прочего антуража и реквизита, захотелось запечатлеть на добрую память.
И, вот, собственно, вершина, к которой мы все вместе, ступень за ступенью, стремились: после крайне аккуратного в силу специфики практически вертикальной лестницы восхождения перед глазами группы туристов панорама на достопочтенный Выборг с высоты птичьего полёта в прямом смысле слова и уже безо всяких ограничений в виде более или менее узких окон. Впечатления просто потрясающие, к тому же, несколько усиливающиеся лёгкими выплесками адреналина, поскольку перила на самом верху не такие уж и высокие, то бишь какой-нибудь дяденька физическим ростом под метр девяносто, перегнувшись через них, легко, по идее, может выпасть наружу!!
Подытоживая, хочется искренне пожелать долгих и плодотворно-счастливых лет жизни городу Выборг в целом и каждому его культурному жителю в частности!!