Опубликовано 15 Март, 2024 - 12:11

Знаете, почему роман Дж. Оруэлла "1984", который так восхваляют сейчас в России молодые любители либеральных движений, не проходят в школе и не затрагивают в университетах? Прежде всего, как мне кажется, связано это с максимальной депрессивностью произведения.

После прочтения "1984", у меня были очень смешенные эмоции. В первую очередь я поразился тому, как четко Оруэлл прописал депрессивный утопичный мир, в котором торжествует тоталитаризм - слишком много деталей и самые разнообразные описанные правила, которые имеют место быть в настоящем тоталитарном мире.

С другой стороны: депрессивность. Оруэлл специально сделал произведение максимально утопичным, построив сюжет таким образом, что у читателя нет даже надежды на то, что все будет хорошо. То есть после прочтения кроме грусти и разочарования ничего получить не удастся. Нужны ли вам такие эмоции - вопрос, на который каждый читатель должен ответить самостоятельно. Лично мне такие эмоции не по душе - хочется читать произведение, и испытывать что-то еще, помимо депрессии и грусти. Хотя, как я уже писал выше, понаблюдать за построенным миром и тоталитаризмом, как его видит Оруэлл, было достаточно любопытно.

Я считаю, что проходить произведение в школах не стоит. И правильно делают, что не включают роман в список литературы для школьников. Дело даже не в том, что сама по себе идеология книги идет в разрез идеологии России, которая еще совсем недавно была в составе СССР. Нет никаких сомнений, что "1984" - это не абстрактное государство. Именно таким Оруэлл видил государство советов:

На примере СССР Оруэлл видел, как идеи революции и социализма могут быть преданы, извращены и использованы для порабощения личности. Попытка свергнуть тиранию обернулась установлением ещё более ужасной тирании и властью «мерзкого убийцы» (так Оруэлл называл Сталина).

Нет, дело даже не в этом. Дело как раз в том, какие именно эмоции вызывает роман писателя, а кроме депрессии, паники и тоски он ничего и не вызывает, если речь идет именно о впечатлениях после прочтения. Почему "Мы" Евгения Замятина проходят в старших классах? Потому что с точки зрения сюжета и жанра произведение отечественного писателя заслуживает внимания.

А что с "1984"? Интересно лишь то, как он проработал мир романа, при этом использовав свою пошлую фантазию на максимум. Все. Причем сам сюжет прост, а идея, сюрприз, не уникальна и взята с того же Замятина:

В письме Глебу Струве от 17 февраля 1944 года Оруэлл писал: «Вы меня заинтересовали романом „Мы“, о котором я раньше не слышал. Такого рода книги меня очень интересуют, и я даже делаю наброски для подобной книги, которую раньше или позже напишу».

Я ни в коем случае не принижаю заслуги Оруэлла. Его роман не зря стал таким популярным. Как минимум, он создал интересный мир, и некоторые его параллели с реальным тоталитарным миром, который строился в СССР, уместны. Мне роман не понравился по причине отрицательных эмоций, которые возникают после прочтения, а также по причине слишком гиперболизированных деталей, которые, как по мне, являются результатом деятельности пошлой фантазии Оруэлла.

Однако вдруг появляется новость о том, что произведение "1984. Джулия" будет переведено на русский язык и продаваться в России. Эту новость я воспринял положительно. Казалось бы, после прочтения оригинала, покупка книги "1984. Джулия" выглядит так, будто я стреляю себе в ногу и удивляюсь, почему больно... однако интерес к утопичному миру остался. Было интересно, что собой представляет роман, написанный автором, продолжающим деятельность Оруэлла.

К тому же остался вопрос о том, как можно было бы раскрыть роман с другой стороны. Джулия - важнейший персонаж романа, однако о ней ничего сказано не было. Вообще ни слова, кроме того, что ей 26 лет, она революционерка и служит в министерстве правды. В интернет-издательстве "Дейли.Афиша" об этом писали, вставив фразу историка историк Дейдре Беддо:

«Оруэлл не только был антифеминистом, но и совершенно не видел, какую роль женщины были и остаются вынужденными играть в существующем укладе. <…> Он рассматривал капитализм как эксплуатацию мужского рабочего класса мужским правящим классом. Женщины были всего лишь женами этих мужчин».

Не знаю, насколько это так, могу лишь подтвердить, что Джулии дали слишком мало внимания. И роман о Джулии имеет место быть. Он, в отличие от "1985" (который тоже является продолжением романа Оруэлла), меня заинтересовал.

А потому я прочитал роман, и сейчас постараюсь объяснить в большом обзоре, что он собой представляет.

🚩 Один из самых ожидаемых романов 2023 года. Кто такая Сандра Ньюман?

Сетевые магазины, торгующими книгами, нередко говорят о том, что роман "1984. Джулия" является одним из самых ожидаемых романов в 2023-м году. Однако действительно ли он такой ожидаемый? В России до сих пор практически нет новостных и аналитических статей про этот роман (пожалуй, кроме Дейли.Афиша) от популярных интернет-изданий, а о книге люди фактически узнают только благодаря книжным магазинам, которым в принципе выгодно рекламировать любой свой товар.

Тем не менее, это не повод ставить значимость книги книги под сомнение. Роман был признан фондом Дж. Оруэлла, что автоматически ставит четкую грань: книга "1984. Джулия" - не фанфик и не простая авторская история, а официальное дополнение к классике.

Сандра Ньюман - достаточно популярная американская писательница, написавшая "Небеса" и "Страна замерзших звезд" (первую книгу The New York Times назвал книгой года в 2019 году). Она написала много книжек, которые пользуются популярностью в США. В России она не пользуется большой популярностью, но роман "1984. Джулия" - ее шанс завоевать внимание читателей еще и в России.

Итак, она написала продолжение классике, а значит дозволено ей не так много. Писатель должен думать как Оруэлл и писать в его стиле. Справилась ли она с этим?

🚩 Джулия - важный элемент в романе Оруэлла

Роман "1984" многогранен - Оруэлл поднимает невероятное число проблем, и одной из центральных становится проблема предательства во имя партии.

Зачем дети предают собственных родителей, донося на них за "двоемыслие"? Неужели ради партии, или же речь идет о личной выгоде: расположении партии к себе и социального лифта, а может и материальных благ? Оруэлл ставит этот вопрос, который стоял в СССР особенно остро - советская пропаганда помнила историю о Павлике Морозове.

Тем не менее, как мне кажется, проблема в оригинальном романе раскрыта не до конца. В книге "1984. Джулия" Ньюман продолжает тему предательства, ставя вопрос немного под другим углом - ради чего стоит это делать?

Нужно ли предавать любимого человека ради того, чтобы жить, чтобы существовать под тоталитарным строем? Какая цена этих взаимоотношений?

Джулия предатель. Она пытается усидеться на двух стульях, и в итоге проваливается между ними вниз ради того, чтобы трусихой, ей же и остаться.

Джулия действительно любит, но делает это исключительно потому, что это исключительно запрещено в тоталитарном и суровом мире, в котором она живет. Ей не нужен Смит так, как Смиту нужна она. Это чувство любви Джулия испытывает в знак протеста. Однако этот протест настолько слаб, что смешон. Джулия слаба, как и все жители Лондона. Их единственный вариант протеста - тайком нарушать глупые правила, которые ограничивают их свободу и полностью контролируют их жизнь. Джулия нарушает правила, потому что ненавидит партию. Ненависть - главная эмоция романа. Ее испытывают практически все герои.

Второе чувство - страх. Страх умереть, страх к пыткам и страх оказаться вне общества. Они боятся и ненавидят партию, и О'Брайен говорит об этом напрямую: партию не свергнут, этого не произойдет. Страх и ненависть - чувства, превалирующие в тоталитарном мире.

Любовь - это ненависть

Они ненавидят партию и боятся рисковать. Сандра Ньюман идеально описала типичного гражданина тоталитарного общества по мнению Дж. Оруэлла. Это Джулия. Она нарушает правила и законы, ненавидит партию и боится протеста. Без протеста она и погибнет, погибнет напрасно - все к этому идет. Однако персонаж меняется - несмотря на параллель между сюжетами "1984" и "1984. Джулия", судьба героев все же складывается по-разному.

В общем, для меня странно, что Оруэлл вел женского персонажа и совершенно не постарался его раскрыть, сделав ее инструментом, а не полноценным героем.

В "1984. Джулия" раскрывается полная картина, задаются новые и более глубокие проблемы, история в принципе становится полной. Более того, раскрывается новый персонаж. Джулия - она красивая, харá ктерная и страстная. Она заслуживает своей истории, однако в романе Оруэлла, к сожалению, осталась в тени Смита.

🚩 Мир - это война

То, ради чего я и приобретал эту книгу - дополнение к миру Оруэлла. Мир писателя многогранен - в нем много деталей, правил и законов, которые, на самом деле, достаточно неплохо отсылают к настоящему тоталитарному миру (хотя некоторые детали уж слишком гиперболизированы).

Ньюман дополнила этот мир, внесла много нового. Особенно понравилось про прозрачные дома: что людям скрывать и зачем прятаться в стенах здания? Можно жить в стеклянных сооружениях и быть прозрачным.

Понравилось и другое: как я уже писал выше, Оруэлл не счел нужным раскрывать Джулию - более того, он и Смита оставил серой массой, ибо про его прошлое неизвестно практически ничего. Смит сам его не помнит!

В романе Ньюман полностью раскрывается биография Джулии. Читатель может видеть, как разворачивается с самого детства жизнь типичного партийца - как развивается его профессиональная карьера и как в этом тоталитарном обществе функционируют социальные лифты.

Мир, созданный Оруэллом, дополняется книгой превосходно, при этом не создается противоречий оригиналу, сохраняются все детали. Однако есть один момент...

🚩 Образ Старшего Брата в "1984. Джулия"

Сейчас я постараюсь максимально без спойлеров описать образ Старшего Брата, который оказывается странным в романе, а в определенной части главный партиец и вовсе престает перед читателями в новом лице.

Понятно, какого эффекта хотела добиться Ньюман. Здесь поднимается проблема культа личности вождя, причем в доведенной до края степени: Джулия фантазирует, как проводит со Старшим Братом время в постели. Пропаганда гласит, что Старший Брат силен, могуч. Он видит все и за всеми наблюдает. Но не так страшен черт, как его малюют.

У Оруэлла Старший Брат более абстрактный образ, который означает иллюзорную силу, которая без поддержки режима со стороны партийцев перестает иметь какой-либо смысл. У Ньюман Старший Брат - образ реальный, что немного рушит концепцию его образа недоступности.

Надеюсь, вышла без спойлеров.

🚩 Стилистика и язык

Как я уже писал выше, когда ты продолжаешь дело писателя, по сути, дописывая его произведение (которое было выпущено 80 лет назад), важно сохранять его стиль письма и логику произведения в принципе.

Язык и стилистику Ньюман сохранила превосходно - роман по стилю действительно очень похож на Оруэлла.

Однако полномочий очень много. Акцент на постель, куча неуместных подробностей, и у меня начинает складываться ощущение, что я читаю не роман-антиутопию, а любовный фанфик 14-летней девочки. Возможно, я придираюсь, конечно, но мне кажется, что останавливаться на таких подробностей не стоило - это все-равно не способствует раскрытию персонажей.

К слову, в плане жестокости Ньюман не уступает Оруэллу уж точно. Эмоции после прочтения такие же - периодами читать становится тяжело и просто противно.

Так что Ньюман - молодец! Однозначно справилась со своей задачей!

🚩 Итог

"1984. Джулия" - стоит ли читать? В случае, как и с "1984", могу ответить - на любителя. Мне понравился утопичный мир романа, и в новой книге я был заинтересован исключительно из-за него.

В остальном эмоции, которые вызывает книга - жуть. Перечитывать я бы не стал.

P.S. Кстати, концовка хорошая, мне понравилось. Особенно последние слова.

samson33не рекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
15.03.2024
Даже не знала о том, что собираются выпускать продолжение.
С большим интересом прочитала ваш отзыв. Благодарю. Беру книгу на заметку.

Сперва хотела возразить, что настоящая причина отсутствия романа в школьной программе явно в другом. Мало что ли иных депрессивных историй в классической литературе? А потом дошла до упоминания Замятина, и меня попустило) Но, справедливости ради, у нас в школе и про "Мы" ничего не слышали.
16.03.2024
Спасибо за комментарий) В 10 классе я проходил Замятина "Мы", также произведение было в кодификаторе ЕГЭ по литературе. Да, депрессивных произведений действительно много и в школьной программе, но я еще ни сталкивался ни с одним произведением, где жестокости, депрессивности и просто чернухи было бы больше, чем в "1984"
16.03.2024
Не слышал о таком сиквеле!
Смотрите также