Отцвели уж давно белые розы в саду…
Что может быть лучше, чем устроиться вечером поудобнее и посмотреть сериал, посвященный каким-нибудь историческими событиям, в которых герои – реально существовавшие личности? Да только поделиться мнениями об одном из только что просмотренных.
И сейчас вам будет представлен краткий взгляд на сериал «Белая королева», созданный по романам писательницы Филиппы Грегори о войне Алой и Белой розы.
В центре сюжета борьба короля Эдуарда 4 Йорка сначала с Ричардом, графом Уориком, затем с собственным братом – Джорджем, герцогом Кларенсом, а на десерт – противостояние Ричарда 3 Йорка с Генрихом 7 Тюдором.
Акцент, как можно догадаться из названия, сделан больше на судьбах женщин, чем мужчин, и женщины эти – Елизавета Вудвилл, Анна Невилл, Маргарет Бофорт, Маргарита Анжуйская.
Начнем с хорошего. Сериал достаточно удачен для того, чтобы скоротать за ним вечерок. Исторический сюжет, интересные персонажи (даже самые неприятные), никакого избытка толерантности и осовременивания истории.
О самых запоминающихся персонажах и пойдет наш дальнейший разговор.
Помните ли вы, почтеннейшая публика, пьесу Уильяма нашего Шекспира «Ричард 3»? Не будем говорить о том, сколько в ней исторических огрехов и неточностей – этим все шекспировские так называемые хроники грешат. Так вот, в этой пьесе Ричард представлен как злодей и убийца, идущий по головам к английскому трону. Этот образ укрепился в массовом сознании – тех, разумеется, людей, которые хоть что-то знают о войне Алой и Белой розы. Да, образ, созданный Шекспиром, в основном строится на всевозможных домыслах и преследует одну цель – очернить династию Йорков, так как Шекспир творил преимущественно при потомке гордых Тюдоров. Но это образ сильного, пусть и порочного, человека, на короткое время даже добившегося своей цели.
А в сериале бедный Ричард – единственный более-менее положительный персонаж в гадюшнике, именуемом королевским двором Англии. Этакий кот Леопольд королевского семейства – всех хочет помирить: брата Эдуарда с Джорджем, себя – с Елизаветой Вудвилл. Помирить, разумеется, безуспешно, даже с противоположным результатом. Вдобавок он все время вспоминает про «честь», к месту и не к месту.
Правда, два неблаговидных поступка на его совести сериал все-таки оставляет:
- участие вместе с братьями в ликвидации безумного Генриха 6;
- связь (одна ночь) с принцессой Елизаветой Йоркской, то есть родной племянницей.
Однако даже этому можно найти пусть не оправдание, но объяснение:
- ситуация с королем Генрихом вполне закономерна для людей того времени, устранение тайком претендента на власть считалось совершенно необходимым, тем более что Ричард там и не организатор – тамадой сего мероприятия по ликвидации старичка Генри стал их старшОй Эдуард;
- ситуация с племянницей… Ну, это плохо. Инцест – это плохо. Но, если посмотреть на Испанию, там подобные связи дядей и племянниц активно практиковались среди аристократии и в том числе членов королевской семьи. То, что связь внебрачная, тоже плохо, особенно в те-то времена, но, по слухам, Елизавета Вудвилл сама обещала в случае победы Ричарда отдать ему в жены дочь. Так что соловья-то он, пользуясь выражением из «Декамерона», как бы в свою клетку посадил.
Закономерный вопрос: а кто, раз не Ричард, убрал мальчиков-принцев в Тауэре?
Подозреваемых здесь два, и они сейчас будут представлены.
Номер 1 – леди Анна Невилл. Дочь Делателя королей, золовка Джорджа Кларенса и супруга Ричарда. На мой взыскательный взгляд, сестры Невилл подобраны крайне неудачно. Современники отзывались о девушках как об общепризнанных красавицах, а в сериале они показаны как некие «постаревшие подростки», да вдобавок маловыразительные и похожие одна на другую так, что с трудом отличишь. И трудно решить, какая из сестер противнее.
Старшая из дочерей Невилл – Изабелла. Кажется, она могла бы вызвать сочувствие у зрителей тем, что отец торгует ей и сестрой как разменными монетами, однако ее обращение с сестрой после окончательного падения Уорика (их отца, между прочим) и Маргариты Анжуйской все больше напоминает не попытку услужить королю и получить прощение за мятеж ее отца, а целенаправленное упрямое тиранство. Можно аккуратно приглядывать за сестрой, но помогать мужу сбагрить ее в монастырь, чтобы прибрать к рукам отцово наследство… Зато, когда леди Анна становится супругой Ричарда, Изабелла, внезапно раскаявшись, уверяет сестру в своей преданности и клянется, что больше ее не предаст. То есть, даже факт предательства не отрицает.
Леди Анна начинает «портиться» после брака с Ричардом и подбивает муженька на открытый конфликт с Елизаветой Вудвилл. И потихоньку мечтает об устранении племянников, дабы Ричард стал королем. Племянники впоследствии и устраняются, а леди Анна начинает постоянно нервничать да так, что у Ричарда и другого дела нет, кроме как ее успокаивать. Она ему твердит, что из-за гибели мальчиков они теперь прокляты, а Ричард наивно пытается доказать ей свою непричастность к этому. Мда, сложил бы он два и два и сделал выводы. Леди Анна утверждает, что проклятие падет на них двоих, он этого не совершал, значит…
В итоге, леди Анна, изображенная Шекспиром как хрупкое и кроткое создание, здесь не смогла ни избежать искушения властью, ни стать достойным злодеем. Ни туды и ни сюды…
Номер 2 – Маргарет Бофорт. Она буквально помешана на двух вещах: своей вере (интересно, что бы она сказала, узнав, что ее внук отколет Англию от католической церкви) и своем сыне. Все твердит, что он станет королем и проводит время в молитвах о «знаке свыше». Ах, если бы ее деяния отличались таким благочестием, как и помыслы…
Маргарет активно плетет интриги и понимает, что мальчики слишком опасны, слишком серьезная преграда. Не получив знака, она решает взять дело в свои руки. От леди Анны ее отличают бОльшая твердость характера и умение оправдать все стремлением угодить Небу и получить корону для сына – законного короля. В общем, фанатичка, как ни посмотри.
Но, вероятно, уже созрел вполне логичный вопрос. Сериал вроде назван по имени Елизаветы Вудвилл, а про нее пока и слова не сказано. Да, не сказано. Потому что как заглавной героини леди Грей в сериале маловато.
Пожалуй, лучшая сцена с ней – это та, в которой раскрыто, как она женила на себе молодого короля Эдуарда. Он останавливается в ее поместье и приглашает «прогуляться под дерево», чтобы проститься перед важной битвой. Леди Грей приходит, ложится с королем на травку, Эдуард уже предвкушает плотские утехи, когда Елизавета применяет сногсшибательную тактику: пинает его, затем вскакивает и угрожает перерезать горло в случае бесчестия. И потрясенный Эдуард соглашается взять ее «по закону».
Прямо лайфхак девицам, как мужиков сразу на первом свидании в ЗАГС затащить. Пользуйтесь, дамы! По этому методу вас, даже в годах, с двумя «балластами» от прошлых браков, да еще с долгами, точно возьмет в жены молодой самоуверенный ловелас. Проверено на английском короле.
Большая часть сцен с Елизаветой – это те, в которых показано, как Эдуард с ней заделывает очередных наследников. Нельзя сказать, что сцены эти сильно портят сериал, но почему бы вместо беспорядочной возни под покрывалом не попробовать лучше раскрыть своего персонажа со всеми целями и желаниями? Зачем перегружать хронометрах серий особо не важными моментами, в которых ничего серьезного для смысловой нагрузки не происходит?
Из того, что удается собрать о леди Грей, можно сделать вывод, что она тоже весьма неприятная личность. Печется больше об интересах собственной семьи, а не государства, вдобавок крайне мстительна и рубит своей ненавистью друзей и врагов в одну кучу, не разбирая, кто на самом деле кто. Методы отмщения у нее весьма своеобразные: вместе с матерью она ходит к ближайшему к ее локации водоему и совершает некие ритуалы, чтобы призвать громы и молнии на головы врагов. И кара, конечно, не замедляет явится.
Из минусов можно назвать чрезмерное увлечение сценаристов всякими мифами о тех событиях. К таким «находкам» можно отнести:
- связь Ричарда с племянницей Елизаветой;
- онемение руки Ричарда якобы из-за колдовства Елизаветы Вудвилл;
- подмена Елизаветой младшего из сыновей и последующее его спасение от рук неведомых убийц.
Право, из-за этих не доказанных событий в некоторых моментах сюжет начинает напоминать нечто среднее между ток-шоу и графоманским детективом.
В целом сериал порадовал как интересными персонажами, так и обращением к важному периоду в истории Англии. Так что, тем, кто увлечен историей Англии и Войной Алой и Белой, можно только порекомендовать не полениться и потратить на него время, непременно помня при этом, что, если историки порой допускают самые фантастические и, казалось бы, немыслимые версии исторических событий, то создателям художественных произведений это тоже может быть прощаемо.