Недавно я листала фильмы из нашей подписки wink и нашла среди других кинолент российский фильм "Первый Оскар". Рейтинг на кинопоиске у него чуть выше 6. Да, наш кинематограф последние годы не блещет, можно увидеть сплошные штампы и стремление понравиться зрителю. Если советский кинематограф задавал планку высоких нравственных стандартов, то современные режиссёры часто изображают людей, похожими на животных: убийства в порывах эмоций, случайные связи... Однако фильм "Первый Оскар" отличается от большинства современных российских кинолент, и он создан явно не для того, чтобы нравится всем зрителям или быть популярным.
Сюжет фильма совершенно небанален. Это один из самых нетипичных фильмов о войне, ведь здесь нам не показывают судьбу какого-нибудь солдата и его участие в масштабных и судьбоносных для страны битвах, мы видим повествование о работе кинооператоров во время войны. Все мы видели документальные кадры различных военных сражений и фронтового быта, но, глядя на них, мало кто думает, что их снимали обычные люди, которые были вынуждены в тяжелейших условиях с угрозой для жизни запечатлевать эти драгоценные кадры. О работе этих людей и рассказывает фильм "Первый Оскар". В основу сюжета положена история создания документальной киноленты "Разгром немецких войск под Москвой", которая в 1943 году получила кинопремию "Оскар" и стала первым документальным фильмом, добившимся этой престижной награды.
В фильме "Первый Оскар" мы видим, как два оператора, люди совершенно разные и придерживающиеся противоположных взглядов на то, каким должен быть документальный фильм, снимают свои кадры, которые потом войдут в киноленту "Разгром немецких войск под Москвой" - работу, снятую по распоряжению Сталина для поднятия морального духа советских граждан.
Персонажи.
В фильме "Первый Оскар" три основных персонажа, которых объединяет не только любовь к искусству.
Лев Альперин (актер Антон Момот) вырос в благополучной семье, ратующей за то, чтобы жизнь сына сложилась наилучшим образом. Лев еврей, строго придерживающийся религиозных принципов, поэтому попадая на фронт в качестве кинооператора категорически отказывается от оружия. На войне в пленных немцах он видит, прежде всего, людей, юношей, оторванных от семьи, попавших в чужую холодную страну по чужому приказу и мечтающих о доме. Лев считает, что в кино главное - это правда, поэтому снимает обычную фронтовую жизнь - молоденькую медсестру, которая трясущимися пальцами пытается закурить папироску, солдата без ног, матерей, достающих из петли своих дочерей, повешенных немцами. Кадры эти сами по себе очень трагичны, в них передается весь ужас и бесчеловечность войны, и они входят в фильм "Разгром немецких войск под Москвой". Однако у Льва есть одна страсть, которую он ставит даже выше своих религиозных принципов - он много лет любит одну девушку и из-за нее может запросто взять в руки оружие.
Иван Майский (актер Тихон Жизневский) - полная противоположность Льва. Он вырос в детдоме и привык всего добиваться своими силами. Иван очень эмоционален и подчас жесток, чужие беды для него ничего не значат, он не умеет сопереживать. На фронте Иван воспринимает немцев как врагов и упивается их убийством. Задачу снять хорошее кино про доблестных советских воинов он понимает буквально, поэтому все его кадры - постановочные, с заранее отработанными репликами солдат. У Ивана тоже есть объект обожания, и это, конечно, та же девушка, в которую влюблен и Лев.
Может показаться, что режиссер сталкивает лбами хорошего и плохого персонажа, но это не так, Лев и Иван разные, но в каждом из них есть и плохое, и хорошее. Хотя по началу зритель и симпатизирует больше кроткому Льву, у Ивана есть своя правда, и он способен на настоящую любовь и самоотверженную отдачу долгу. Даже позицию каждого из них по отношению к немцам можно понять: один видит в любом человеке именно человека с его трагедией, и он прав, второй видит во всех немцах врагов, и с ним сложно не согласиться, глядя на все зверства, что творили фашисты.
Юна (актриса Дарья Жовнер) талантливая актриса и певица, которая попадает на фронт в концертной бригаде. Она влюблена в Ивана и собирается выйти за него замуж, хотя Лев говорит, что они не пара.
Юне предстоит столкнуться со сложным непримиримым характером Ивана и сделать свой выбор. Сама же Юна готова помогать каждому и никогда не пренебрегает своими принципами. С Юной связано несколько драматичных сцен, одна из которых - ее выступление перед солдатами, когда она поет любимую песню отца.
Визуал.
Визуал в киноленте зависит от смысловых частей фильма, их несколько: начинается он с документальных кадров войны из фильма "Разгром немецких войск под Москвой".
Затем мы переносимся в гламурный мир Лос-Анджелеса с кадрами в стиле ретро.
После этого нас знакомят с героями истории, и здесь их жизнь делится на до их участия в войне и само пребывание героев на войне. Довоенная часть представлена яркими жизнерадостными кадрами, на которых молодые люди радуются жизни.
Военная часть в фильме основная. Мы видим множество кадров войны, которая показана нам как величайшее трагическое событие. Здесь нет победителей и нет проигравших, только смерть и искалеченные души выживших.
Мы видим кадры со сцен ВГИКа, запорошенного снегом и словно притихшего на время войны.
И множество дипломов кинооператоров, которые уже никогда не найдут своего адресата. Преобладающий цвет большинства кадров - серый. Кажется, что с этой войной исчезли все краски на свете и осталось лишь тусклое пятно.
Разумеется, увидим мы и оригинальные кадры из фильма "Разгром немецких войск под Москвой". В конце киноленты их покажут под знаменитую песню "Когда мы были на войне" в медленном, заунывном исполнении, совершенно не характерном для этой удалой песни. Всё это окончательно убеждает в бессмысленности войны. Эти кадры закольцовывают композиционно фильм.
Композиция.
В композиции для меня и прячется основной минус фильма. Основной сюжет постоянно перемежается кадрами "американской жизни", на которых учредители премии "Оскар" совещаются, номинировать на премию советский документальный фильм о войне или нет.
Что мне больше всего не понравилось, это то, что кадры эти путают зрителя. В начале фильма мы видим, что американские дядьки посмотрели фильм "Разгром немецких войск под Москвой", прониклись к нему и решили включить его в список номинантов на премию. Затем следуют кадры, как в Москве во ВГИКе объявляется, что было принято номинировать документальный фильм о войне на "Оскар" и каждый студент загорелся снять свой материал и получить заветную статуэтку. Что они там снимают, если у американцев был уже отснятый фильм - не понятно. Мне понятно, чего хотел добитьсЯ режиссёр этой композицией, он показывает нам, что решение присудить документальному фильму "Оскар" было непростым и здесь шла своя война, но в результате только путает зрителя. Как можно было выйти из этой путаницы, я не знаю. Возможно, стоило оставить для кадров из Америки пару картинок в начале и в конце фильма, но картинок этих не меньше одной пятой фильма, и они действительно отвлекают от сюжета.
Впечатление о фильме.
В целом фильм мне понравился. Актёры отлично справились со своей задачей и показали на экране сложных персонажей, настоящих людей, а не выдуманных героев с одинаковыми репликами.
В фильме есть немало неожиданных трагичных моментов, немало и эмоционально сильных кадров, производящих впечатление. Сам сюжет не стандартен. Кому-то не нравится, что в эту историю вставлен любовный треугольник, мол, он не уместен, но мне кажется, он органично влился в сюжет, не будь здесь любовной линии, повествование о работе операторов, рискующих на войне жизнью, было бы скучным и ограничивалось бы клишированными кадрами, но мы видим реалистичных, живых людей, и это цепляет. После просмотра "Первого Оскара" мне захотелось посмотреть "Разгром немецких войск под Москвой", обязательно найду его, и здорово, что современный фильм побуждает не забывать о подвиге кинооператоров во время Великой Отечественной войны, заинтересовывает увидеть фильм, о котором многие (я, например) и не знали, за это режиссёру большое спасибо.
Поскольку мой отзыв не первый в ветке на этом сайте, я вижу, что в числе недостатков отмечено, что фильм искажает всё советское. Но я не помню ни одного негативного выпада в фильме в сторону советского. Даже в поведении большинства персонажей мы не видим отношения к пленным немцам как к нелюдям, есть конкретный персонаж с такой позицией. Ни один начальник не показан с какой-то античеловеческой стороны. Есть кадры, говорящие о том, что советскому правительству был нужен показательный фильм, но так на самом деле документальный фильм задумывался как элемент пропаганды, чтобы поднять моральный дух людей, ведь война в эти годы успела сильно выкосить солдат, потери были ужасными.
Но основной посыл киноленты "Первый Оскар" не в том, что советские люди хорошие, а немцы плохие, мы не видим начальство фашистов, тех самых зверей, которые упивались кровью невинных, перед нами немецкие парнишки, которые сами не понимают, что делают на русских землях, и режиссёр показывает не конкретную политическую идею - коммунизм или нацизм, а бесчеловечность войны. Именно в условиях войны и обнажаются все самые страшные и сильные стороны людей.
Фильм рекомендую к просмотру ставлю четыре балла за изобилие кадров из Лос-Анджелеса, меня они отвлекали от сюжета.