Раньше я считала, что российский кинематограф погиб уже давно окончательно и бесповоротно, поэтому смотреть русские фильмы, начиная годов так с 90х, смысла нет. Но совсем недавно я осознала, что жить в России и не знать опять же родного кинематографа- даже стыдно немного. Поэтому после сессии я принялась за русских режиссеров.
Выбор пал на Алексея Балабанова. Это имя всегда на слуху - как никак, яркая фигура отечественной киноиндустрии.
Легких путей мы никогда не ищем, и начала я знакомство с Груза 200.
Смотрела я фильм традиционно на ночь - просто привычка такая. И на уговоры не смотреть внимания не обращала.
Название уже говорит о примерном отрезке времени. Если кто не знает,
Груз 200 (также жарг. воен. двухсотый в значении «убитый, мёртвый, погибший») — условное кодированное обозначение, применяемое в Вооружённых Силах Российской Федерации при авиаперевозке тела погибшего (умершего) военнослужащего к месту захоронения. Обозначение в советской и российской армиях цинкового гроба с телом погибшего солдата, в широком смысле погибшего. Также используется как эвфемизм для трупов убитых солдат[4], то есть для безвозвратных потерь.
И естественно название фигурирует в контексте фильма.
Сюжет рассказывать не буду, но суть в том, что показана обратная сторона медали предперестроечного времени, а именно про то, как маньяк в погонах(милиционер) творил свои жуткие дела.
В фильме немало отвратительных (именно таковых) по ощущениям сцен, будь то разлагающийся труп или насилие.
В общем, пока я смотрела, у меня не было никаких эмоций, кроме как шока наполовину с ужасом и отвращением, вплоть до тошноты. Но уже после фильма я осознала, что это глубокий фильм, который смотреть нужно сквозь пространство и контекст. Балабанов показал бесконечное множество отсылок и смыслов, которые просто стирают мерзкие сцены.
Предпосылки "подумать" начинаются уже с названия и года, в котором все происходит. 1984. Чувствуете Оруэлла? И так по накатанной. Второстепенные персонажи переплетаются в страшные нити с главным героем. Каждый из второстепенных несет свой смысл, будь то поиски Бога, понятие чести или же полное равнодушие.
Странно это понимать, но я воспринимаю этот фильм исключительное как философский. После просмотра я была в шоке, пересказывала сюжет друзьям в ужасе. Но тут же понимала гениальность сей жуткой картины, потому что именно взгляд на детали и образы позволяет называть фильм истинно важным.
Обратите внимание на музыку в фильмах Балабанова. У него она играет очень важную роль. Зачастую все самые страшные события происходят под веселую и задорную музыку - опять же показана обстановка в стране, а именно то,что многие страшные вещи просто не предавались гласности.
К слову, песню ансамбля Ариэль - "В краю магнолий" Вы еще долго не сможете слушать 😊
Почему ставлю 4? Не все воспримут такой фильм и жуткие кадры. А контекст и образы - однозначно твердая пятерка.
Удачного просмотра!