«Сербский фильм» (серб. Srpski film) - фильм жанра псевдоснафф, снятый в 2010 году и содержащий крайне натуралистичные изображения изнасилований, некрофилии и педофилии. Входит в топ самых шокирующих фильмов мира, официально запрещён к показу в Испании, Финляндии, Австралии, Норвегии и ряде других стран.
На просмотр «Сербского фильма» меня сподвигло чистое любопытство - было интересно, чем же он так ужасен, что запрещён едва ли не во всех странах мира.
Разумеется, моё мнение и видение героев - чисто субъективное и не претендует на истину в последней инстанции.
По словам режиссёра Срджана Спасоевича, «Сербский фильм» является политической аллегорией. И этот смысл, в принципе, можно понять, вдумавшись в общий сюжет и прослушав монолог одного из героев. Но здесь зависит от восприятия - мне, например, привиделся даже некоторый социально-бытовой подтекст, навеянный семейством главного героя.
« - Я увидел своё первое порно, когда был в таком же возрасте.
- Но твой отец не был там в главной роли!»
Кстати, о герое - в центре сюжета депрессивный и склонный к алкоголизму экс-порноактёр Милош в исполнении Срджана Тодоровича. Особой симпатии сей персонаж не вызвал, ибо недальновиден, инфантилен до безобразия да и ясностью ума не отличается. А вот сам Тодорович уважения вполне заслуживает - здесь вам и актёрские работы, и озвучка, и группа музыкальная... И чтец, и жнец, одним словом, да и с ролью справился на все сто.
Милош и Мария с сыном
«Я не делаю этого. Я не бью женщин ни при детях, ни при камерах»
Также в фильме фигурируют:
Жена Милоша Мария (Елена Гаврилович) - спортсменка, комсомолка и просто красавица интересная женщина, судя по всему, сильно любящая своего мужа, и совсем немножко - деньги (куда ж без них). Чем занимается по жизни - непонятно, на сфере её деятельности внимание не акцентируется.
Брат главного героя Марко (Слободан Бештич) - обиженный жизнью полицейский-извращенец с заниженной самооценкой. Вы «Ворониных» смотрели? Так вот, это крайне хардкорная версия Лёни.
Деятель искусства Вукмир (Сергей Трифунович) - харизматично-пугающий персонаж, успешно совмещающий должности детского психолога (по словам Марко) и режиссёра, помешанного на гипертрофированном натурализме. Всякая жесть кровь, мясо, внутренности - это по его части. Свою режиссёрскую работу любит до безумия, имеет склонность к экстатическим припадкам и даже в сложнейших ситуациях не теряет оптимизма, пафосно восклицая: «Да, да, это и есть настоящее порно!» Выражаясь простым языком - психушка по нему плачет.
Порноактриса Лейла (Катарина Жутич) - бывшая коллега Милоша, активно пытающаяся вернуть последнего в лоно высокого искусства. Предпочитает оригинальные ощущения, работе отдаётся со всей самоотверженностью, легко поступается принципами ради наживы.
Стефан (Люка Миятович) - маленький сын Милоша и Марии, волею судьбы оказавшийся в описанных условиях. В титрах указан как Stefan, но переводчик почему-то упорно называет его Питером. Единственный персонаж во всём фильме, вызывающий искреннее сочувствие (и некоторое недоумение по поводу родителей самого актёра, отправивших его на съёмки).
Телохранители, медсёстры, какие-то гопники, маленькие девочки и куча других эпизодических персонажей, вносящих в сюжет разнообразие.
Надо сказать, что все актёры отлично вжились в роли - во время просмотра возникает ощущение, что все события, описанные в фильме, происходят на самом деле.
Встреча с Лейлой
Помимо качественной актёрской игры, среди плюсов можно отметить музыкальное сопровождение - оригинальное и цепляющее (хоть я и не поклонник этого жанра музыки) и хорошее построение сюжета. В отличие от многих фильмов, снятых за последние годы, здесь присутствует и логическое вступление, и кульминация, и неожиданная развязка. Идея сама по себе тоже неплоха, хоть и подана в довольно извращённой форме.
«Наш фильм выпрыгнул из окна!»
Да, я совершенно спокойно досмотрела фильм до конца и ничего ужасного не произошло - мне не начали сниться кошмары, я не впала в депрессию и не сошла с ума (хотя на одном из ресурсов читала комментарий о возможности такого эффекта интересно, как пользователь это проверил?). Но и полезного не почерпнула - не постигла Дзен, не узрела истинного смысла бытия, не ужаснулась реалиям современности. Что я, новостей никогда не смотрела, в самом деле, или на улицу не выходила, чтоб не знать, какая дичь кругом творится? Непонятно, на что там зрителю хотели глаза открыть, но я ничего нового как бы не узнала. Факт существования заказного порно, в том числе с участием маленьких детей, далеко не нов и неоднократно всплывал во всех возможных источниках. Политический подтекст справедлив не только в отношении Сербии и тоже не явился для меня шоком. Ну показали всё это в гиперболизированной форме, и что дальше?
Ещё один кадр из фильма
Вообще, сложилось впечатление, что все проблемы главного героя, равно как и мерзости, совершённые им же, есть ничто иное, как результат его собственной тупости. Остальных персонажей тоже не назвать невинными жертвами обстоятельств (кроме детей). А с Вукмира и вообще взятки гладки - он буйнопомешанный и ведёт себя соответственно.
«Поверишь ли ты, если я тебе скажу, что я и твоя чудесная семья, о которой ты так заботишься, является единственной гарантией этого национального выживания? Мы есть основа экономики этой страны. Только мы можем доказать что эта нация жива... Жертва всегда была хорошей продажей в мире. Ощущение жертвы и её страдания лучше всего»
Мерзким и отвратительным я фильм не считаю (кроме двух-трёх отдельных сцен) - та же «Человеческая многоножка» или «Голова» куда как противнее и тошнотворнее. В плане жестоких жизненных реалий без цензуры гораздо более глубокое впечатление на меня произвёл роман Высоцкого и Мончинского «Чёрная свеча» и «Заводной апельсин» Энтони Бёрджесса (именно книга, а не фильм).
Из фильмов, вдохновлённых снаффом, больше понравился «Храбрец» - сюжет во многом схож с «Сербским...», однако Депп как режиссёр делал упор не на гипертрофированную жестокость, а на социальный аспект и погружение в переживания главного героя (и да, смысл доходит ничуть не хуже, хотя реалистичная сцена насилия всего одна). Ну а на качественный хоррор «Сербский фильм» объективно не тянет и приводить сравнения нет смысла.
Да, фильм можно посмотреть чисто из любопытства да ради расширения кругозора (конечно, если у зрителя полностью сформирована психика и нет проблем с нервной системой). Но и не посмотрев, вы особо ничего не потеряете. Пищу для размышлений можно получить и из других источников, при этом не придётся в течение полутора часов рассматривать кровь, кишки и половые органы. А в мире ежедневно происходит масса событий куда более жутких, чем самые изощрённые фантазии сценаристов.
Фу, я видела это. Одно время увлекалась странными и необычными фильмами, особенно вызвавшими резонанс. Но мне хватило зелёного слоника и этого фильма, чтобы удовлетворить свой интерес целиком и полностью. 😁
Видимо, режиссёр хотел донести до народа какую-то глубокую мысль - правда, я не совсем поняла, почему эту мысль надо было подавать в настолько хардкорной форме
Сегодня узнала о существовании этого фильма, блин, конечно хочется посмотреть из-за отзывов, но страшно, если там показано насилие над детьми, я за себя не ручаюсь! До сих пор в голове крутятся 3 сек реальные кадры, случайно увиденные в какой-то передаче на рен тв, въелось в память на всю жизнь, когда вспоминаю... не могу описать словами, это очень тяжело, это невыносимо!
Тогда не советую смотреть - даже очень не советую. В плане детей там есть крайне тяжёлые для восприятия сцены. Хотя со временем я поняла аллегорию - то, что режиссёр хотел донести до зрителя - но слишком уж эта аллегория буквальная