В сборник Кира Булычёва «Великий Гусляр» вошли три повести: «Марсианское зелье», «Нужна свободная планета» и «Глубокоуважаемый микроб», а также ряд рассказов. Действие происходит в г. Великий Гусляр (прототипом был Великий Устюг) в 70-х годах ХХ века. Но не только, действие где только не происходит, и на других планетах, и в других временах и в космосе.
Сильная сторона Булычёва это юмор. Другая сильная сторона занимательность. А вот глубины не хватает. Из глубоких вещей, ему, на мой взгляд, удались только две «Посёлок» и «Похищение чародея». Но это не страшно, поскольку не всем же быть глубокими писателями. Прежде всего «Великий Гусляр», как данный сборник, так и весь цикл о Великом Гусляре, отличная альтернатива приключениям Алисы. Альтернатива потому, что фантастика хоть и юмористическая, но далеко не детская. И взрослый читатель может хорошо отдохнуть, читая данный сборник.
Что ещё интересно, уже не раз говорил, у Булычёва почти нет стрельбы, но книги его от этого ничего не теряют. Интрига всегда настолько захватывающая, настолько увлекательная, настолько искромётная, что все произведения читаются на одном дыхании.
Почему он так избегает «стрелялок» я не знаю. В той же повести «Нужна свободная планета» их, при желании, можно было вставит много. В ней один из главных героев цикла Корнелий Удалов помогает жителю другой планеты в поиске, в космосе, планеты пригодной для жизни, но ещё не занятой разумными существами. У жителей этой планеты проблема перенаселения. И им пришлось посетить массу планет, в том числе и опасных. Тем не менее, стрельбы почти нет, но всё, всё равно, читается на одном дыхании.
В «Марсианском зелье» поднимается вопрос об этической стороне бессмертия, в условиях СССР. И вновь интрига закручена более, чем не слабо. В «Глубокоуважаемом микробе» Удалову пришлось побывать не только на других планетах, но и в других временах, с помощью машины времени.
Из рассказов я бы выделил «Поступили в продажу золотые рыбки». Вновь с великолепным юмором поднята проблема того, что бы было, если каждый мог исполнить любое своё желание. Но при этом, поднята так, что это именно смешно, а не трагично, как у Стругацких в «Пикнике на обочине». Самое же главное, никому из жителей Великого Гусляра даже в голову не приходит пожелать: «Счастья для всех даром, и пусть никто не уйдёт обиженным!». Великолепно показано, что обывателя ну совершенно не «колышит» счастье человечества. Точнее, его может «колыхать» что угодно, но только не общее благо.
Очень рекомендую книгу к прочтению.