«Похищение чародея» очень необычная повесть для Кира Булычёва. Я знаю у него всего два настолько глубоких и серьёзных произведения «Посёлок», о котором уже говорил, и эту повесть. Причём, тема, вроде бы традиционна для него – перемещения во времени. Будущее, классическое «Прекрасное далёко». В общем, всё как обычно для его фантастики. Но, прежде всего, нет и толики традиционного для Булычёва юмора.
Во-первых, очень психологически и исторически достоверно показана Древняя Русь, к тому же в малоизвестный период её истории, показана во всей её противоречивости и трагичности. Во-вторых, очень необычна миссия хорононавтов. На этот раз их цель – спасение гениев, спасение гениев погибших в прошлом.
Повествование идёт от лица девушки 80-х годов ХХ века. Цель хрононавтов Древняя Русь, но они устраивают в нашем времени плацдарм, и волей обстоятельств девушка оказывается в курсе происходящего, и начинает помогать хрононавтам, и тоже путешествовать во времени. Что, понятно, повышает увлекательность интриги.
Интрига, впрочем, как почти и всегда, выше всех похвал. Но главная деталь впечатляет. Очень хорошо показано всё уродство и весь ужас нашего мира. Мысль известная: «Люди могут простить человеку его недостатки, но достоинства никогда». Один из хрононавтов подробно описывает девушке ситуацию. Большинство гениев погибли насильственной смертью, главную роль, как всегда, играет зависть человеческая. И он приводит массу примеров. Так же мне врезалась ещё одна его мысль, цитирую по памяти: «ХХ век такой же убийца, как и остальные». И он приводит ряд примеров насильственного уничтожения гениев, в ХХ веке, причём, в нашей стране.
На этом и построен проект. Задача хрононавтов выдернуть гения из прошлого за несколько мгновений до гибели, что бы не вызвать нарушений хода истории. Причём, сделать это можно только один раз. Если сделать второй, то тоже возникнут временные парадоксы. А поэтому большая часть таких миссий закончилась провалом, гении погибают. Ну и ясно, какое же напряжение развитию сюжета придаёт эта деталь.
Ещё одна интересная деталь, всё это делается далеко не из соображений альтруизма. Девизом проекта можно назвать слова «Гении нужны!», что, наконец, в будущем, люди сумели понять.
К этому можно добавить, что развязка совершенно неожиданна. Гением оказывается и близко не тот, кто предполагают хрононавты.
Повесть, кстати, была неплохо экранизирована Свердловской киностудией в 1989 г.