Здравствуйте! Рада, что заглянули. Поздравляю с началом учебного года!
Один из моих внуков – левша. И неудивительно, что год назад я купила для будущего первоклассника учебное пособие «Прописи для левшей», автор Т.В. Шклярова.
Теперь, когда внук перешел во второй, я могу с уверенностью высказать свое мнение об этих прописях, подкрепив фотографиями почерка внука.
Итак. Общая информация.
Татьяна Васильевна Шклярова автор нескольких подобных пособий:
Отличительная особенность прописей для левшей - образцы и задания даны справа, а не слева. Наклон букв «левый», косая линейка помогает формированию такого наклона.
Даны образцы написания всех букв.
Даны подробные пояснения к каждому занятию в конце пособия. А на каждой странице краткие пояснения выделены голубым фоном.
В книге 57 страниц. Один разворот – одно занятие.
Всего 24 занятия.
Остальные страницы заняты пояснениями для родителей и учителей.
Пояснения очень подробные, к каждому занятию.
Последовательность изучения написания букв хорошо продумана, сложность нарастает постепенно и последовательно.
В каждом задании - необычные рисунки, которые помогают отрабатывать навыки письма.
Первое, что мне непонятно в этом пособии – для кого оно предназначено? По объему и разнообразию материала – учителю. Задачи автор обозначает сложные – по программе первого класса, но обращается к родителям «ваш малыш», «малышу» и т.д.
Мне было ясно, что до школы всерьез заниматься по этим прописям не стоит. У каждого учителя свои подходы к обучению письму и тут я не хотела ставить будущего первоклассника в ситуацию, когда бабушка объяснила так, а учительница по-другому. Именно поэтому я не советую до школы заниматься по этим прописям. Пусть их рекомендует ваш учитель.
Прописями не торопясь занялись летом перед первым классом.
Первое, чему учились – обращать внимание на освещение: тень от руки не должна закрывать то, что пишешь. О! тут мы ставили эксперименты: передвигали настольную лампу вправо-влево, за маленьким детским столиком садились то спиной к окну, то боком, то в центре комнаты под люстрой, то сдвигались вперед-назад… В результате будущий первоклассник понял: неважно, где и какой источник света, главное расположиться так, чтобы тень не мешала письму.
Второе. Как расположить тетрадь и куда деть правую руку? Тут правила примерно такие: уголок страницы должен быть посередине груди, а строчки наклона параллельно предплечью левой руки. Но автор прописей обращает внимание, что ребенок сам должен найти удобный ему наклон.
На отработку правильного положения рук и тетради пришлось потратить немало времени, пока будущий первоклассник не привык и не стал сам принимать удобную и правильную позу.
Третья сложность. Оказалось, что внуку привычнее вертикальные и наклонные палочки писать снизу вверх, а горизонтальные черточки справа налево. На переучивание потратили немало времени и первые две страницы прописей дались с большим трудом. Кстати, позже выяснилось, что он и кружочки для букв «о», «а» пишет ПО часовой стрелке. Обратите внимания, нам-то это странно, ведь удобнее ПРОТИВ часовой. Про эту особенность левшей и Шклярова пишет:
Левшатам трудно запоминать направления лево-право, вверх-вниз…. Около 85% левшат вообще воспринимают мир зеркально
Кстати, из-за этого зеркального восприятия могут возникнуть трудности и со счетом. Советую обратить внимание на палочки Кюизенера , полезны всем 5-7- леткам, а левшам – в особенности.
Пока занимались по прописям, вновь и вновь возникали вопросы про школу.
Как объясняли будущему первокласснику необходимость занятий с прописями:
- В классе почти все дети будут писать правой рукой, поэтому учительница будет объяснять, как писать для них, а потом для левшей. Поэтому тебе хорошо бы до школы потренироваться.
Какие вопросы пришлось обсуждать из-за леворукости будущего ученика.
«Почему я левша?»
- Так природа распорядилась. Люди должны быть разными. У кого-то успехи в спорте, у кого-то в рисовании…Поэтому есть высокие и низкие, длинноногие …
«Левша, значит, не повезло?»
- Тут мы приводили примеры из спорта, что леворукие спортсмены в некоторых видах спорта имеют преимущество перед праворукими (бокс, фехтование, ...)
«Если почти все в классе правши, значит, мне будет труднее?»
- Нет, если ты будешь знать, как правильно расположить тетрадь и как писать основные элементы, то все получится. Ведь все буквы состоят из одних и тех же элементов, посмотри: палочки, крючки, кружочки. Если ты научишься их писать сейчас, то собирать буквы из них будет просто, как ты собираешь из элементов Лего. Например: если ты научился кататься на велосипеде, какая разница, сколько поворотов тебе надо проехать? Или по какой дорожке ехать? Ты ведь умеешь! Если папа умеет водить машину, какая разница – на Мазде или на Форде? И т.д…. .
«Значит, всем будет легко, а мне трудно. Так нечестно!»
- Тут пригодились аналогии со спортом: кто умеет преодолевать трудности, у того и результаты лучше
Я очень кратко записала, на самом деле эти вопросы обсуждались много раз. Важно было, чтобы у внука не было страха перед школой и новыми требованиями. Приводили примеры из его опыта занятий гимнастикой и танцами: как трудны сначала простейшие упражнения и движения, потом они становятся привычными, постепенно усложняются.
До школы внук занимался по программе подготовки к школе, плюс стандартные занятия в детском саду., т.е. он умел читать, считать, отвечать на вопросы.
Поэтому прописи нужны были только для адаптации именно левши к написанию основных элементов.
А вот результаты работы в прописях:
Осилили еще полстраницы наклонных палочек. На этом наши занятия по прописям закончились. Да, закончились. Написали еще несколько крючочков и успокоились. Ведь я не знала, одобрит ли учитель такие прописи.
В течение учебного года пару раз обращались за помощью к прописям, разглядывая и пробуя написание нескольких трудных букв.
Вот как пишет теперь наш левша:
Это работы в период «дистанционки», т.е. писал дома. Домашних заданий в первом классе не было, все успевал делать в школе. Это с пандемией узнали, что такое "задание на дом"
А это уже в августе, разминка перед вторым классом в специальных прописях, писал сам, избежав бдительного надзора взрослых, которые бы точно указали на ошибку: первое слово в предложении должно быть с заглавной буквы.
Как видите, наклон вполне стандартный, «праворукий». И это пишет мальчик-левша, который не рвется в отличники, потому что футбольные тренировки намного важнее. Считаю, что в нашем случае занятия по "Прописям для левшей" могли бы только навредить: учительница не выделяла левшей, задания и требования для всех были одинаковыми.
У нас еще были куплены "Математические прописи для левшей" Т.В. Шкляровой:
В них наклон цифр тоже влево:
По ним попробовали написать цифры 1 и 2. И забросили.
А вот результаты школьных занятий:
Итак: "Прописи для левшей" Т.В. Шкляровой я не рекомендую. Посоветуйтесь с учителем, не пойдут ли они вразрез с его методическими приемами.
И хотя "Прописи для левшей" отлично изданы, хорошо продуманы, интересны, я ставлю только три звезды, чтобы привлечь внимание родителей: такие прописи должен порекомендовать учитель вашего ребенка.
Спасибо, что дочитали. Надеюсь, отзыв поможет вам определиться. Выбирайте для детей лучшее.
Успехов всем в учебе! Хорошего настроения и здоровья!
Родителям будущих первоклассников (и не только), хочу посоветовать обратить внимание кроме палочек Кюизенера, еще и на игру «Шоколадная битва» - очень полезна для развития вычислительных навыков
Спасибо всем заглянувшим!
Заходите в гости, поговорим
о развитии детей и подготовке к школе
про английский со второго класса
о том, как сотворить костюмы для утренников в детском саду и на Елку
о Екатеринбурге
о всяком-разном....
Всегда ваша, Бабушка Яга