Опубликовано 15 Январь, 2024 - 13:59

  • Опыт использования:
    несколько раз

С этим художественным фильмом я впервые познакомился практически сразу же после его выхода на экраны в начале 90-ых. Мне не особенно нравился в то время Майкл Дуглас как актёр и как личность, но фрагменты этого боевика, подсмотренные в каком-то из кино-обзоров на общественном российском телевидении, положительно срезонировали и, подогретый интересом, я стал постигать данный сюжет по модному в те годы кабельному телеканалу, а чуть позже пересматривал уже и в официальных эфирах отечественной телевизухи.
По большому счёту, наверное, именно с этого фильма у меня и стало возникать определённое уважение к актёрской игре упомянутого М. Дугласа: уж очень лихо и ТОЧНО он отобразил болевые точки как того исторического периода, так и этого, который не намного далеко от него ушёл в плане решения межнациональных, коммерческих, профессиональных, инфраструктурных, да и многочисленных этических, лежащих в основе всех перечисленных, проблем.

Понятное дело, что персонаж Уильяма Фостера прорисован несколько схематично - в том смысле, что он нереально последовательно и, можно даже сказать, НЕсгибаемо претворяет в жизнь свою мировоззренческую политику, свои принципы - однако, ввиду того, что режиссёр и сценарист хотели добавить ему капелюшку безумия, синдрома "не от мира сего", это вполне оправданно. Да, действительно, людей не очень гибких в плане обогащения их мировоззрения, подчас штормит очень даже нешуточно; как в песне неоднозначного артиста А. Макаревича, такие персонажи смотрят на жизнь сквозь призму крайностей - не желая того, чтобы их прогнула некая абстрактная социальная среда, они сами начинают нагибать различные виды коммуникации с переменным успехом. До поры, до времени, как и У. Фостеру, им это удаётся.

Чем симпатичен этот персонаж, за вычетом некоторых спорных моментов в его поведении??
По большому счёту, многим российским зрителям он интересен как человек, который ОДНИМ МАХОМ решил разрубить все "гордиевы узлы", назревшие в обществе: расизм, бандитизм, коммерческие махинации фаст-фудных забегаловок, халатность работников, обслуживающих городскую инфраструктуру и т.д.
Насколько хорошо у него это получилось - как раз таки и раскрывает известный режиссёр Джоэл Шумахер. На мой взгляд, получилось у него гораздо больше, чем это можно было предвидеть в случае со скромным работником "оборонки". Разумеется, в реальной жизни пожилой "коп" с, мягко говоря, странноватой фамилией Прендергаст да и вся "фараонская" юсовская братия схомутала бы или аннигилировала его с помощью прицельного огнестрела гораздо раньше, но кино - на то и кино, чтобы у зрителя была не только возможность пофантазировать, но и утешить себя тем, что хотя бы на экране Справедливость способна РАботать достаточно быстро и чётко. Примечательно, кстати, что и посвящённый теме Справедливости супер-популярный остросюжетный "Америкэн Бой" был снят буквально годом ранее, в 1992-ом.
Из других художественных ассоциаций возникла ещё такая: Фостер говорит придурковатым официантам «мак-дака» о том, что он всего лишь хочет позавтракать и не нуждается ни в какой волоките, а Люк Девро в исполнении Ван Дамма в том же году в «Универсальном солдате» твердит, что просто хочет домой.

Из сильных сторон данного фильма отмечу, что он не отличается предсказуемостью, когда его смотришь в первый раз. Главного героя заносит в самые неожиданные места американского города конца ХХ столетия (по пути его следования к родной дочери то «район этнических банд», то магазин рехнувшегося нациста, то поле для гольфа олигархов ...) и, помимо этого, он крайне непредсказуемо на возникающею агрессию реагирует. Разумеется, начиная с какой-то сцены, становится понятно, что Вилли уже несёт инерция и он, насладившись временной безнаказанностью, словил «синдром Бога»; соответственно, в следующей сцене он, вероятнее всего, будет ещё более брутально себя вести, чем в предыдущих; однако, это нисколько не портит общего впечатления от этого городского вояжа «по понятиям», во время которого Фостер наводит долгожданный для зрителей в реальной жизни порядок в самых различных пластах современной социализированной жизни.
Поведение Уильяма чем-то напоминает замусоленный сталинский принцип «лес рубят - щепки летят», однако, с той разницей, что он, в отличие от «красного вождя» всё делает СВОИМИ руками, а не делегирует разборки с нехорошими персонажами каким-то бюрократам, специализированным «силовикам» и т.д. Это также импонирует немалой части зрительской аудитории, в особенности мужчинам.
Понятное дело, что перехлёсты главного героя временами вызывают серьёзные вопросы: если, честно говоря, абсолютно наплевать на сердечный приступ зажравшегося эгоцентрированного олигарха (тем более, что он, к своему пожилому возрасту наверняка уже вкусил много таких радостей жизни, о которых большинство людей на планете и не мечтало), то впускание снаряда из базуки в сторону рабочих могло быть чревато серьёзными жертвами не только среди них, но и среди людей невиновных. Разумеется, если не углубляться слишком серьёзно в Промысел Божий и мысли о том, что у каждого совершенно не случайная судьба. К тому же, среди рабочих наверняка ведь были не только бездари и симулянты, но и адекватные добросовестные работяги, которые просто волею судьбы оказались в не очень хорошей бригаде и т.п. Как и сам Фостер, кстати, тоже, которого сократили на работе, несмотря на то, что он весьма добросовестно там работал и даже был, согласно легенде, на весьма хорошем счёту (до поры, до времени).

В качестве ещё одного рискованного момента выделю тот, когда ГГ, не зная, как именно пользоваться базукой, вступает в диалог с мальчиком. Понятное дело, что - это важная и, можно сказать, неотъемлемая часть сюжета, но, на мой взгляд, она подана режиссёром как-то слишком легко и непринуждённо, даже фривольно. Как будто пулять такими нешуточными снарядами - это задорно и весело, как и точить зубами пряники во время чаепития.

Вместе с тем, несмотря на различные нюансы, которые заставляют задуматься о психической, в частности, об интеллектуальной адекватности Фостера, уходит из кадра он вполне достойно - не просто по-мужски, ни разу не попав в плен «фараонам», но и даже как некий Самурай, сражённый «вражеской» пулей (понятное дело, что ентот самый Прендергаст - ему, по большому счёту, не враг, а такой же живой человек, который просто заботится о социальном порядке с другой стороны).

В целом, отмечу, что данное остросюжетное кино с чистой совестью могу рекомендовать не только любителям творчества Майкла Дугласа, которые высоко оценили его роли в «Чёрном дожде» (1989), «Разоблачении» (1994), «Игре» (1997) и других фильмах 80-90-ых, но и всем любителям остросюжетных неглупых фильмов.

Достоинства
  • Наведение порядка в обществе
  • Непредсказуемость сюжета
  • Разборки по остросоциальным темам
Недостатки
  • Недостаточно серьёзное отношение к оружию
  • Шизанутый персонаж нациста
RichestHarvestрекомендует
Читать все отзывы 3
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
16.01.2024
Помню такой, но полностью не посмотрел.
16.01.2024
Если посмотрите целиком, то вряд ли будет ощущение "потерянного времени" ))
В отличие от современного восприятия всякого идиотского кино-"трэшака" ))
Другие отзывы
Смотрите также