Всем доброго времени суток и хорошего настроения!
Итак, сегодня мой отзыв будет посвящен книге Гюстава Флобера "Госпожа Бовари", которую я перечитывала и не раз (в разное время), как в оригинале, так и в различных переводах. Также есть фильмы (различные постановки) по данному произведению. Как не странно, книга мне кажется до сиз пор современной и очень актуальной. Ведь герои сюжет (особенно ГГ - Эммы). Хоть и показано французское общество, но на мой взгляд, те темы и моменты, которые поднимает Флобер - будут актуальны всегда и во все времена.
Для начала отмечу плюсы и минусы данной книги (а точнее - сюжета).
Плюсы:
- Актуальный и современный сюжет (не смотря на то, что произведение написано не вчера).
- Жизненно.
- В лучших традициях французской классики.
- Отлично раскрыт образ ГГ.
- Хорошо прописаны персонажи.
- Сюжет вроде и банальный, но цепляющий и вечный.
Минусы:
- ГГ - неприятная героиня (впрочем, Флобер выписал довольно типичный образ и поведение женщины, которой всего и все будет мало).
"Госпожа Бовари" – роман французского писателя Гюстава Флобера, опубликованный в 1857 году. Разошелся по читателям как горячие пирожки, потому что многие узнают в ГГ Эмме, если не себя, то возможно своих подруг, знакомых и пр. Вот и тогда, знаменитый французский романист, наверняка наблюдал за такими женщинами как Эмма, да не одной. Впрочем, я вижу таких женщин довольно часто, которые не могут и не умеют ценить то (и того), кто и что у них есть, не умеют останавливаться, с лёгкостью поддаются тщеславным выкрутасам таких же как они - только мужского пола, развивая только одну свою сторону - зеркало (в прямо и переносном смысле - свою нарциссическую детскую и недоразвитую личность).
Флоберовский инстаграм прошлых веков - квинтэссенция и тщета (одновременно) человеческого тщеславия (в данном случае - женского), которое ни на чем толком не основано.
О жизни Эммы Бовари, юной и красивой женщины, которая оказывается замужем за скромным и неинтересным врачом, можно было бы говорить долго, если бы она сама по себе из себя хоть что-то представляла. Кроме миловидности и молодости (в начале произведения) у Эммы, собственно, ничего и нет - вот она и продает то, что у нее было. Но разве она может этим довольствоваться? Как говорится - аппетит приходит во время еды. Так и Эмма. Вроде бы она получила, что хотела - брак, вроде бы цель была достигнута.
Однако, несмотря на свой брак, Эмма не может насытиться жизнью провинциального городка, в котором она живет, и начинает вести двойную жизнь, находя незабываемые приключения в посещении театров, балов и других развлечений. Разве Эмма отличается чем-то от некоторых современных женщин/девушек? И Флобер очень хорошо и тонко, постепенно, так сказать - по нарастающей - подводит читателей к последствиям такой жизни на показ.
Главной проблемой, с которой сталкивается Эмма, является ее зависимость от своих мечтаний и фантазий, которые ее окружают. Она не может принять реальность своей жизни и продолжает мечтать о том, что она достойна лучшего судьбы. В конце концов, ее жизнь заканчивается трагически, когда она понимает, что ее иллюзии не соответствуют действительности, и она готова идти на край света, чтобы избавиться от своих проблем. Тут мне сразу вспоминается поговорка про то лучшее, которое враг хорошего. И неумение ценить то, что имеешь. Так Эмма вовсе не ценила своего мужа, те его старания (ведь он мало в чем ей отказывал, практически во многом ей потакал), не ценила того, что у нее было не только в материальном, но и моральном плане. Ведь ее любовники ее не ценили также, как она своего мужа. Они были (как мне показалось) своеобразным отражением ее самой - подобное тянется к подобному, на самом деле, а не наоборот.
Флобер затрагивает важные социальные темы (а я бы еще добавила, психологические аспекты), которые в общем - вне времени. Также как и образы персонажей (не только самой ГГ Эммы). И вот
то непомерное желание (свойственное человечеству в целом) - иметь больше, чем нужно на самом деле, проглотить больше, чем влезает в желудок, нацеплять на себя самые дорогие тряпки (пусть даже они и не подходят, а порой, в них не комфортно) - но чтоб все видели, все завидовали и вот в эту суету (опасную для слабых умов) быстро вовлекаются, подсаживаются словно наркоманы на иглу, а хочется еще больше. Неумение говорить достаточно и знать свою меру - сгубили не одну мадам Бовари. Этот ее образ у Флобера раскрыт на все 100%, бесподобно и вне времени.
Некоторым читателям может показаться, что произведение не изобилует диалогами - на мой взгляд, такая манера и прием дают как бы такой взгляд со стороны. Флобер словно бы наблюдает за Эммой и просто записывает.
"Госпожа Бовари" стала одним из самых известных романов Флобера и знаковым произведением французской литературы XIX века. Роман стало основой для многих исследований и интерпретаций, и по сей день остается важным произведением для понимания человеческой психологии и социальных отношений. Флобер много всего заложил в эту книгу, здесь будут вечные образы и вечные темы, которые прошли и пройдут сквозь века, пока существует человек.
Выводы: данную книгу безусловно стоит прочитать (лучше всего в оригинале, чтобы до конца прочувствовать всю атмосферу и колорит), а также перечитывать, думать и делать выводы, что умение благодарить бога и вселенную за то, что есть - дано не каждому, как не всем дано умение говорить достаточно и знать свою меру. Ведь последствия тщеславия и неумения ценить того, кто рядом, истинные чувства и поступки, вместо внешней мишуры и жизни на показ - могут быть фатальными и трагическими. Флобер показал вечные ценности и вечную погоню за внешним блеском, но полную пустоту и одиночество внутри, коими страдают тысячи таких как госпожа Бовари. Рекомендую.
Всем удачных покупок и позитива!