Иллюзия идеальной семьи при любом раскладе остается иллюзией.
Где смотреть: онлайн-кинотеатры Premier, ОККО.
Идея и сюжет
Актуальные проблемы подняты в казалось бы странном и неприспособленном для этого жанре-ужасы. Интересно, свежо, небанально. Скандинавия умеет удивлять и делает это, используя достаточно известные приемы, но взглянув на них под нужным углом.
Перед нами современная картинная семья, где родителям нет дела до детей, а дети любым способом пытаются обратить на себя внимание и получить хоть каплю любви.
Сюси-пуси
Мать - блоггер, отец - ничем не занят кроме того, что он во всем поддерживает жену.
Находка в лесу
Но однажды дочь-Тинья из чувства жалости приносит домой яйцо погибшей птицы, из которого вскоре вылупляется Нечто.
Немного о названии.
Фильм в русском прокате вышел со звучным для ужасов названием "Скрежет", и это ровным счётом ничего не говорит о фильме. В комбинации с постером так вообще финиш.
Второе название "Вылупление", ну это, наверное, ближе к истине, но сказать "по чесноку", я бы фильм ужасов с таким названием очень навряд ли стала смотреть. Вернувшись к постерам, я маски вижу в виде яиц, поэтому фантазия бешено работает.
Что интересно, Pahanhautoja в переводе с финского означает "Пороки". На мой взгляд, идеальное название, которое бы и отразило всё, что зрителю предстоит увидеть, но имеем то, что имеем.
Актёрская игра
Фильмы в жанре ужасов редко могут похвалиться такой роскошью, как актерская игра. И «Скрежет» не исключение, но оригинальность подачи делает свое дело, и фильм выглядит органичным.
Очень странное осталось впечатление об актерском составе, хотя смотреть тут особенно не на кого.
Дочь Тинья (Сийри Солалинна)
Это первая роль Сийри и, по-моему, очень удачная. Её героиня не выглядит, как Барби, которой всё и всегда удаётся. Она просто хочет, чтобы её любили не за то, что она лучшая, а просто за то, что она есть.
Сийри Солалинна в роли Тиньи
Тинья мечтает, чтобы мама обратила на неё внимание, но для этого нужно полностью соответствовать, чего бы это не стоило.
Нельзя просто взять и чего-то не уметь, это не входит в рамки идеального мира.
Мать (София Хейккиля)
Расчетливая блоггерша занята только созданием вокруг себя "сказочной" атмосферы: вот моя идеальная семья, вот моя прекрасная и талантливая дочь, вот мой понимающий и самый лучший муж, вот мой умный сын, а это наш идеальный дом...
София Хейккиля в роли матери
Сплошное розовое облако из ванили и соплей до тех пор, пока всё под контролем.
Какая же замечательная у меня семья
Но стоит только появиться чему-то или кому-то, что мешает созданной иллюзии, как она превращается в ведьму.
Отец (Яни Воланен)
Самый известный актёр из всего состава, ну как известный: 14 ролей)
Роль его скорее эпизодическая, персонаж создан для того, чтобы не мешать остальным. Обычно он просто появляется в кадре с тупым выражением на лице и идиотской улыбкой.
Смотри какая новая гитара. Классная, да? Тебе ещё что-то нужно?
Бесхарактерный, безэмоциональный, его можно принять за элемент интерьера или попросту за похериста)
Сын Матиас (?)
Просто мерзкий пацан, которыми в большинстве своём и являются мальчики его возраста.
Ноет, вечно стучит и жалуется. Внешне полная копия отца, внутренне полная противоположность.
Теро (Рейно Нордин)
Рейно музыкант и его фильмография невелика, но актёрская игра мне понравилась.
Рейно Нордин в роли Теро
Отец-одиночка, хорош собой, но без пафоса и выпендрежа, единственный после Тиньи вызывает теплые чувства.
Диалоги
Диалогам в фильме практически не уделено внимание. Да и много вы знаете ужасов, где интересные диалоги. Ужасы- это страх, крик, кровь, смерть, в лучшем случае немного историй.
Всем привет, даже и не знаю, можно ли быть настолько счастливой...или морда просит кирпича
В основном тут спичи от блоггерши и разговоры Тиньи с вылупленным Нечто, которые больше похожи на убаюкивание.
Атмосфера и визуал
Фильм посмотрела с интересом, но показалось странным, что отнесён он к боди-ужасам, там хронология немного другая, но тут, конечно, как понимать фильм, может, всё и чётко. Классический боди-ужас, это "Человеческая многоножка", "Бивень", " Восставший из ада", "Кожа, в которой я живу", " Худеющий"...
С первых кадров тошнит от мнимой идеальности. Невозможно отделаться от ощущения декораций.
Но буквально через 7 минут передёргивает от ситуации с птицей. Это было внезапно и попросту мерзко.
Само Нечто не наводит ужаса практически до самого финала.
Нечто кукольное
Я чувствовала себя будто в кукольном театре, никогда не нравились эти стремные куклы.
Кровь есть, но это не самоцель фильма. Большинство кадров вызывают скорее отвращение, чем холодок по спине.
Всё декоративно красивое, местами даже гламурное. Вообще визуалу уделено очень много внимания: стиль, одежда, макияж, интерьер, интересные детали...
Картинка балансирует между визуальной привлекательностью и внутренним отторжением к тому, что видишь.
Подведение итогов
Сюжет "Скрежета" неровен, путан, неоднозначен. Точнее он очень понятен до определённого момента, а потом словно переключается. После этого всё можно воспринимать десятками комбинаций.
Режиссёр оставляет зрителю подсказки, которые трактовать можно как буквально, так и на уровне подсознания. Этим он и привлекает. Много о чем можно подумать.
Винегрет из драмы, арт-хауса, комедии и ужасов выглядит смело и современно.