Опубликовано 9 Июнь, 2020 - 06:35

Метрополитен еще со времен создания первых линий в ХІХ веке был и остается символом технического прогресса, можно даже сказать, что наличие такого вида транспорта не только удобно для городской инфраструктуры, а еще и в определенной степени престижно.

Ведь зачастую прокладка подземных линий сопровождается решением огромного количества сложных технических вопросов.

И Киев не стал исключением в этом процессе, построенный после Московского и Лениградского метрополитенов в 1960 году этот вид транспорта стал одной из визитных карточек города.

В первое время существования киевского метрополитена вход в него осуществлялся по талонам, но уже через год были установлены автоматические турникеты со специальным приемным аппаратом для монет 5 копеек (именно столько стоил проезд в метро более 30 лет). Однако к концу 1980- х проезд подорожал до 15 копеек, тогда турникеты перестроили под новую монету или под три пятака.

90 - е годы ХХ века принесли гиперринфляцию и вынудили метрополитен снова перейти на талоны, но ввиду возросшего пассажиропотока это было очень не удобно.

Решением стало введение с 1992 года в киевском метрополитене жетонов, в качестве оплаты за проезд. Так как проезд регулярно дорожал, а граждане были склонны покупать жетоны про запас, было решено при каждом подорожании менять вес и материал из которого производились жетоны.

Таким образом это решение стало настоящим подарком для коллекционеров транспортных жетонов и просто любителей различных сувениров.

Первые жетоны производились из металла, но так как их производство было достаточно затратным постепенно метрополитен переходит на пластиковые жетоны.

Металлические жетоны были двух размеров (диаметров), а вот пластиковые сохраняли одинаковый диаметр, до их фактического выведения из обращения в 2020 году.

В наше время происходит переход на бесконтактную оплату проезда и эпоха жетонов уходит в прошлое. Киевский метрополитен не первый, которого коснулись такие изменения в способах оплаты проезда. Еще раньше на бесконтактную оплату перешел харьковский и московский метрополитены.

Пластиковые жетоны в 1990-е годы были также своеобразной технической "революции", а благодаря широкой цветовой гамме, от темно синего до практически фиолетового цвета, они представляли собой значительный интерес для коллекционеров.

Неизменным элементов всех пластиковых и металлических жетонов было наличие изображения символа киевского метрополитена стилизованных листьев каштана, который в свою очередь является символом города Киев.

Существенным недостатком всех пластиковых жетонов было то, что несмотря на специальный (антивандальный пластик) из которого они изготавливались, через некоторое время появлялись следы износа, особенно страдали (оббивались) края жетона, так как при опускании в приемочный механизм им приходилось падать на дно приемника.

Как правило листья изображались как продолжение буквы "М", которая в свою очередь является условным обозначением и символом метрополитена.

С другой стороны жетона было написано прописью - метрополитен. И обязательным элементом обеих сторон жетона была надпись - "Киев".

Более подробно остановлюсь на пластиковых жетонах конца 90-х годов ХХ века и до сегодняшнего дня.

В конце 90-х жетоны изготавливались из темно-синего пластика, хотя впрочем оттенки также значительно варьировались. На аверсе такого жетона можно увидеть довольно удачное сочетание эмблемы киевского метрополитена, которая плавна переходит в листья каштана - символ города, а сверху надпись - "Киев".

Аверс одной из первых серий жетонов

На реверсе мы уже видим более крупную эмблему метрополитена- в виде большой буквы - "М", по кругу которой собственно надпись - "Метрополитен", а внизу надпись (также более крупным шрифтом чем на аверсе) - "Киев".

Реверс одной из первых серий жетонов

Помимо кассы жетоны была возможность получить обменяв на деньги в специальных автоматах.

Настоящим подарком для коллекционеров и просто гостей города стал выпуск специальной, юбилейной серии жетонов киевского метрополитена.

В серию вошли жетоны на аверсе которых были стилизованные изображения вестибюлей и памятных мест первых пяти станций киевского метрополитена. Также на аверсе появилось написание пуска первых поездов киевского метро - 1960 год. Цветовая гамма жетонов юбилейной серии варьировалась от темно-синего до небесно голубого, поэтому чтобы собрать их полную коллекцию со всеми разновидностями необходимо было хорошо постараться.

Таким образом эта серия (а выпущена она была довольно большим тиражом) несла еще и дополнительную информативную нагрузку из истории развития города Киев, а также визуально помогала обнаружить местонахождение станций метро.

Итак в серию вошли жетоны с изображением следующих станций - Вокзальная, Университет, Крещатик, Арсенальная и Днепр (все станции находятся на одной линии).

К слову киевский метрополитен был не единственный кто выпускал подобные транспортный жетоны. Юбилейные жетоны первых станций выпускал также минский метрополитен. Метро Санкт-Петербурга достаточно регулярно (как в специальных подарочных блистерах так и в обычном формате) осуществлял выпуск жетонов посвященных юбилею конкретных станций.

На аверсе юбилейного жетона станции вокзальная мы можем увидеть вестибюль входа в станцию и частично здание вокзала пригородных поездов.

Аверс жетонов Юбилейной серии станции Вокзальная

Реверс жетона остается унифицированным для всех жетонов. Это уже знакомая нам более крупная эмблема метрополитена- в виде большой буквы - "М", по кругу которой надпись - "Метрополитен", а внизу надпись (также более крупным шрифтом чем на аверсе) - город "Киев".

Реверс жетонов Юбилейной серии станции Вокзальная

Следующий жетон представляет станцию "Университет", изображение вестибюля которой мы имеем возможность увидеть.

Аверс жетонов Юбилейной серии станции Университет

Хоть станция и названа в честь Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, если на ней выйти, то к центральному входу университету придется немного прогуляться (10- 15 минут).

Реверс жетонов Юбилейной серии станции Университет

А вот практически напротив входа в станцию (необходимо перейти на противоположную сторону бульвара Т.Г. Шевченко, через подземный переход) находится главный корпус национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова, а за вестибюлем самой станции находится центральный вход в киевский ботанический сад имени М.И. Фомина. В Киеве два ботанических сада, есть еще национальный, он более большой по территории и расположен на днепровских склонах.

Также в пределах буквально пяти минут хотьбы, на противоположной от вестибюля станции "Университет" стороны бульвара имени Т.Г.Шевченко, находится Владимирский собор.

Вестибюль изображенной на следующем юбилейном жетоне станции "Крещатик" является встроенный в дом, который находится на одноименной улице. Именно это здание и изображено на аверсе жетона.

Раньше на верхних этажах здания располагался ресторан "Метро", в наше время здание реконструировано под офисное.

Встраивать вход в метро в обычные жилые дома для центра Киева была вынужденная и достаточно распространенная практика, вызванная плотной застройкой города. Именно такой же встроенный вестибюль мы можем увидеть у станции метро "Золотые Ворота".

Аверс жетонов Юбилейной серии станции Крещатик

Кроме вестибюля станции метро на первом этаже этого здания расположился ресторан Макдональдс.

Реверс жетонов Юбилейной серии станции Крещатик

Вообще эта станция имеет три наземных выхода и подземный переход на станцию "Площадь Независимости".

Станция киевского метрополитена "Арсенальная", а именно ее вестибюль расположился на аверсе следующего жетона, во многом легендарна.

Аверс жетонов Юбилейной серии станции Арсенальная

Во-первых эта станция считается самой глубокой в мире.

Реверс жетонов Юбилейной серии станции Арсенальная

Так случилось не потому, что строители шли на рекорд. Дело в том, что правый берег реки Днепр, на котором как раз и расположился центр города Киев - высокий, а точнее он находится на холмах (пагорбах). Поэтому строительство метрополитена было достаточно сложным, а первые станции очень глубокого залегания, чего не скажешь о более поздних, многие из которых проложены на поверхности.

Во-вторых возле входа в вестибюль станции расположился памятник (пушка) январскому восстанию рабочих киевского завода Арсенал 1918 года.

Пятая станция "Днепр" представляет собой платформы на берегу реки Днепр, с которых открывается отличная панорама на реку. К сожалению не могу предоставить собственное фото аверса и реверса этого юбилейного жетона, но его можно без проблем найти в открытых источниках.

Кроме изображения посадочной платформы на аверсе юбилейного жетона изображены две скульптуры - "Труд" и "Мир", которые входят в оформление станции. Особенно интересна скульптурная композиция "Мир" - на ней изображена женщина с голубями, так вот визуально кажется, когда смотришь на скульптуру, что это живые голуби пролетают над ней.

Особенностью этой станции является ее органичная целостность вместе с еще одним уникальным сооружением киевского метрополитена - метромостом через реку Днепр.

Жетоны последней серии отличаются более зеленым оттенком и немного большей толщиной самого жетона.

Аверс последней серии жетонов

Все остальные элементы не отличаются от предыдущей серии.

Реверс последней серии жетонов

Таким образом технический прогресс на месте не стоит и вместе с усовершенствованием системы оплаты проезда в метрополитене, уходит в прошлое целое направление коллекционирования.

Достоинства
  • Познавательно
  • Увлекательно
Grafandrрекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
09.06.2020
Очень познавательный экскурс, спасибо. Заинтересовали.
09.06.2020
Есть такие) Но там столько цветовых разновидов- всех не собрать 😞
09.06.2020
интересный рассказ вышел.
У нас помню похожие были жетоны из прозрачного пластика. увы не сохранилось ни одного
Прям раритет
Классная коллекция
16.06.2020
Написано со знанием дела. Готовый реферат😁
Смотрите также