Самое главное в морском плавании, на мой взгляд - это наслаждаться отдыхом на пароме в непривычной обстановке и пользоваться возможностью любоваться бескрайним морем.
Сначала мы изучали, как все тут устроено: шлюпки, лестница между палубами, вертолетная площадка и даже песочек для выгула собак.
Стокгольмский порт
Tallink Silja Line Isabelle
Tallink Silja Line Isabelle
Tallink Silja Line Isabelle
Tallink Silja Line Isabelle
Tallink Silja Line Isabelle
Tallink Silja Line Isabelle
Tallink Silja Line Isabelle
Потом после ужина исследовали судно Изабелль изнутри.
Tallink Silja Line Isabelle
Tallink Silja Line Isabelle
Tallink Silja Line Isabelle
Tallink Silja Line Isabelle
Tallink Silja Line Isabelle
Tallink Silja Line Isabelle
Tallink Silja Line Isabelle
Tallink Silja Line Isabelle
Шведским столом и магазинами Дьюти Фри сейчас мало кого можно удивить.
Буфет
Буфет
Буфет
Еда
Еда
Еда
Еда
Еда
Далее, любование морским закатом, развлекательная программа, после чего ночлег в каюте - уровень комфорта согласно купленным билетам.
Tallink Silja Line Isabelle
Tallink Silja Line Isabelle
Балтика
Закат в Балтике
Закат в Балтике
Балтика
Каюта
Каюта
Каюта
А вот, что касается непосредственно маршрута Рига - Стокгольм, то здесь утром сразу после завтрака мы поспешили на палубу, чтобы не пропустить вход в Стокгольмский архипелаг состоящий из невообразимого количества островов разных размеров и ландшафта. С погодой повезло - видимость замечательная.
Стокгольмский архипелаг
Стокгольмский архипелаг
Стокгольмский архипелаг
Протискиваться большим судам в узкие проливы между островами - настоящее мастерство навигации достойное восхищения.
Стокгольмский архипелаг
Чайка
Но более всего поразило нас - то, что даже на самом маленьком островке можно увидеть домик - если средства шведу позволяют и никаких стратегических планов у государства на землю нет, то дачку возможно построить в любом месте. При этом никаких заборов и ограждения - такую же картину мы наблюдали путешествуя по Норвегии. Примечательно еще то, что дома, как правило имеют схожую архитектуру (городские здания стокгольмских предместий - не в счет) и окрашены в три основных цвета - темно-красно-коричневый, желтый или белый - не знаю, как удается добиться такого однообразия.
Побережье Стокгольмского архипелага
Побережье Стокгольмского архипелага
Побережье Стокгольмского архипелага
Побережье Стокгольмского архипелага
Фотокамера помогла получше рассмотреть прибрежную застройку и даже подсмотреть вовнутрь.
Побережье Стокгольмского архипелага
Побережье Стокгольмского архипелага
Побережье Стокгольмского архипелага
Побережье Стокгольмского архипелага
Побережье Стокгольмского архипелага
Побережье Стокгольмского архипелага
Побережье Стокгольмского архипелага
Побережье Стокгольмского архипелага
Побережье Стокгольмского архипелага
Уже на самом подходе к Стокгольму удалось запечатлеть фортификационные укрепления.
Крепость Фредриксборг
Крепость Фредриксборг
Крепость Фредриксборг
Это крепость Фредриксборг и тут не могу не поделится интересными историческими фактами, о которых сама раньше ничего не знала. Между тем, строительство этого крепостного сооружения в восемнадцатом веке связано с войной между Российской империей и Швецией. А именно: высадкой российского десанта на побережье в 1719 году:
с целью вынудить шведское правительство пойти на подписание мирного договора, который должен был завершить Северную войну
Галерному флоту предписывалось разорять шведские берега, но убивать мирное население запрещалось: «людей не токмо не брать, но не грабить с них и ничем не досаждать, но внушать, что мы воюем для того, что сенат их не склонен к миру». Запрещалось также грабить церкви.
По оценке русского командования в ходе десантной операции было разорено и уничтожено 8 городов, 140 особняков и замков, 21 завод, 1363 селения, 21 мельница и 26 военных складов (магазинов). При этом была захвачена большая добыча «железа и меди», а множество хлеба и скота «истреблено и жжено»
После этих событий шведское правительство задумалось об укреплении своих границ, в результате в районе Стокгольмского архипелага появились башни, гидротехнические сооружения и хозяйственные постройки крепости Фредриксборг.
Что тут скажешь... походы Карла XII принесли не мало страданий населению России, Польши и Великого Княжества Литовского - на территориях которых проходила эта война за выход к Балтике.
Но вернемся к нашему плаванию...
Чем ближе к порту Стокгольма - тем больше стало появляться многоэтажных домов:
Стокгольм
Стокгольм
Мимо то и дело проплывали другие паромы, катера и яхточки:
Паром
Катер
Яхта
Как же наверное трудно шведским связистам прокладывать коммуникации в таких труднодоступных местах:
Побережье Стокгольмского архипелага
Побережье Стокгольмского архипелага
Вот уже виднеется порт и заканчивается первая треть нашего морского путешествия - предстоит еще экскурсионная программа и обратная дорога в Ригу.