Опубликовано 30 Август, 2020 - 12:50

Хочу рассказать о своем первом путешествии в Горный Алтай. В августе 2020 я ездила на Телецкое озеро. Про дорогу туда и обратно, где жили, что ели, какие там цены, какие экскурсии были, какие впечатления получились, что надеть в конце лета - всё в этом отзыве.

Как я стала туристом

Поехать на отдых в Горный Алтай я хотела давно. И исполнить это желание мне помогло турагенство Ангел Тур. Отзыв о нем здесь. Куда ехать, мне было неважно. Авто-пеший тур на Телецкое был достаточно коротким (3 дня) и приемлемым по цене, поэтому выбрала его.

Телецкое озеро - август 2020

Забронировала поездку на себя и маму и стала собираться. Мне же надо, чтоб никаких неожиданностей, чтобы не замерзнуть, не остаться без еды и денег. Все должно быть по возможности четко.

Сколько денег и вещей с собой взять

Составила длинный список и нагрузила рюкзак.

Что взять с собой на отдых?
В итоге пригодилось не всё.

У меня были такие исходные данные путешествия:

• проезд туда и обратно на туристическом автобусе
  • ночевки в неотапливаемом деревянном домике
  • пешие прогулки по 3-5 часов подряд
  • температура воздуха +16 +23, периодически мелкий моросящий дождь
  • бесплатное питание от Ангел Тур и платное в кафешках

Денег взяла 5500, потратила 2600. Цены на удивление не кусаются.

• Ужин в пути около 100 р. (столовка Горная страна под Бийском)
  • Экскурсия на катере 1500
  • Обед 250 р. (кафе Селена)
  • Подъёмник на Кокую 500
  • Проход на водопады 2 раза по 100
  • Сувенир 50 р (мама тут "оторвалась" по полной)

Подъем на гору Тилан-Туу

Что из вещей действительно стоит взять с собой в конце августа:

• кепка (пригодится не от солнца, так от ветра и для тепла)
  • дождевик (постоянно моросил дождь, но с дождевиком это вообще не мешало)
  • непромокаемые удобные кроссовки с достаточно толстой рифленой подошвой (идти придется по камням, корням, грязи, часто под уклон, т.е. может быть скользко и твердо)
  • небольшой рюкзак для прогулок, чтобы положить туда дождевик, бутылку с водой, документы-деньги и пр., что захотите
  • теплая домашняя одежда и носки, чтобы было тепло спать в неотапливаемом домике (для мерзляков).
  • косметичка с зубной щеткой-пастой и мини-флаконами шампуня, геля, крема и пр, без чего не можете обойтись, полотенце, туалетная бумага
  • туристический коврик или его еще называют "поджопник" (квадратная штука с резинкой, крепится 5-ю точку) - очень пригодился при подъеме на гору Кокую
  • сменное белье (не стала брать средства гигиены в такое чистое место, чтобы не оставлять неразлагаемый мусор)
  • запасные брюки или быстросохнущие (после стирки) туристические - на случай падения в грязь
  • зарядка для телефона - от бесконечных съемок телефон быстро "садится"
  • достаточную для вас сумму наличными (удобнее иметь разменянные по 100, 200, 500 р)

Телецкое озеро - август 2020

Что надеть на прогулку?

Я мерзлячка. И надевала на себя все, что было.

Футболку с коротким рукавом, сверху водолазку из вискозы (либо полушерстяную), потом рубашку и ветровку из плащевки. Снизу - джинсы и кроссовки.

Идеально, если у вас будет специальная экипировка для туристов.

У меня ничего не было, а в спортмастере как раз ждали привоз. Так что собраться в свое спонтанное путешествие я особо не успела. К следующему разу обзаведусь флисовой толстовкой с капюшоном и непромокаемой обувью. Толстовка - это прям маст-хэв. Только спереди она должна расстегиваться.

Кроссовки у меня были для фитнеса (тряпочные сверху). Но к счастью сильного дождя не было, и ноги у меня ни разу не промокали.

Еще раз повторюсь, что выручили кепка и дождевик.

Подробнее о путешествии на Телецкое озеро

Приехав в Горный Алтай поздно ночью, мы переночевали в усадьбе "У Степана" и наутро отправились осматривать окрестности.

Телецкое озеро очень длинное, вытянутое. 77,8 км в длину!

На одном берегу расположен Артыбаш, а на другом - Иогач. Администрации обоих поселений расположены в Артыбаше. Странно, но факт.

Улица Телецкая, мост между Артыбашем и Иогачем

На этом фото справа виден мост. Я стою на улице Телецкая в Артыбаше. Слева от моста считается, что расположено Телецкое озеро, а справа - уже река Бия.

Мы пошли вдоль озера до кафе Селена и надписи "Телецкое озеро".

Берег Телецкого озера

От этого места начинаются тропы на Тилан-Туу, к Святому источнику и батюшке кедру. Туда мы и направились на первую экскурсию.

Артыбаш 2020

Конец августа в Горном порадовал нас мелким дождичком. Сильной грязи не было, взбираться на склоны было реально. Но девчонки 60+ вскоре стали спрашивать, а долго ли еще до конечного пункта прогулки? А теперь? А сейчас?

Мне же очень понравилось. Воздух свежий и какой-то "вкусный". Природа прекрасна. Птички поют. Иди себе и иди.

Добрались мы до 250-летнего кедра, пообнимались с ним, набрали воды из Святого источника.

Батюшка кедр
Честно говоря, не знаю, почему батюшкой назначили именно его ). Вокруг почти сплошные кедры, и позже мы видели более высокие и древние.

Лес по склонам озера в основном хвойный: кедры, пихты, ели, сосны... У кедра мягкие иголочки и растут пучочками.

Иголки кедра

Немного отдохнув и осмотревшись, мы сделали что-то вроде суставной гимнастики. Гид у нас была затейница. И двинулись на гору Тилан-Туу, чтобы посмотреть на Артыбаш с высоты птичьего полета.

Тут начался дождик и очень пригодились дождевики. Было достаточно тепло и даже уютно. Идешь, вокруг красота, тишина, капли тихонько стучат по шуршащему дождевику...

Смотровая площадка на Тилан-Туу. Вид на Телецкое и Артыбаш

На смотровой площадке нас порадовало солнышко. Народу там было прилично. Кто-то приехал на лошадях, кто-то на квадроциклах или уазике. Некоторые боялись подходить к краю, но я этого не поняла. Ничего страшного или опасного не наблюдалось, поросшие лесом горы. Но если боитесь высоты или страдаете паническими атаками, вряд ли стоит сюда лезть.

А вот потом был экстрим. Спуск вниз по короткому маршруту, который девочки-пенсионерки окрестили "всплески ужаса". Возрастным людям без подготовки не рекомендую. Здесь у нас одна молоденькая девочка шлепнулась на попу и прилично проехала по спуску. Поэтому я и упомянула выше запасные штаны и рифленую подошву.

Спуск с горы Тилан-Туу

Спустились мы все на трясущихся ногах. У меня отлично проработалась передняя поверхность бедра )). Думаю, суставная гимнастика перед подъемом была очень кстати, и, возможно уберегла от растяжений. На следующий день вообще мышцы не болели.

Не садись на пенёк...
После этой экскурсии мы потопали обратно в Артыбаш. Там постоянно идет стройка. И вообще вокруг Телецкого непрерывно что-то меняется. Те, кто приезжает сюда время от времени, все время удивляются, как все изменилось и порой не узнают местность. В этот раз мы шли по краю траншеи. То ли канализацию, то ли электричество там прокладывают.

Артыбаш 2020. Горный Алтай

На набережной много катеров и людей, предлагающих экскурсии и разные развлечения, магазинчиков с сувенирами и несколько кафе.

Телецкое озеро
Пообедав в Селене и отдохнув немного в домике, мы отправились в путешествие по озеру на катере. Дело было вечером, около пяти. Прогулка длится 3,5-4 часа и стоит 1500 руб.

Экскурсия на катере

Озеро имеет вытянутую форму и похоже на широкую реку. Максимальная ширина 5,2 км. Его особенность в жуткой глубине (от 174 до 325 м).

Оно находится в расщелине и пополняется мчащимися с гор реками, водопадами, талыми водами. Более 70 речек питают озеро. Вода в нем пресная, холодная и кристально чистая.

Пусть всегда остается такой чистой вода в Телецком озере
Наш гид сказал, что рыбы в озере толком нет, "маленькая кормовая база". В паре мест, в заливах, где мелко и вода успевает прогреваться, есть рыбные места, но они под охраной егерей. Есть даже особое "зона покоя рыб". Туда никого не пускают. И правильно делают. Хариус, продающийся в селе, привозной...

Весь правый берег - заповедник. На побережье построено около 7 кордонов егерей. Они там круглогодично живут и охраняют заповедник от непрошеных гостей.

Телецкое озеро. Горный Алтай

Во время экскурсии на катере мы объехали достопримечательности озера - это Каменный залив, водопад Эстюба, вдопад Корбу, остров Любви и др.

Гид рассказывал местные байки. Было интересно. Я боялась, что за 3,5 часа заскучаю, проголодаюсь или в туалет захожу. Но время промелькнуло незаметно, просто миг, а еда и туалеты нашлись.

Каменный залив. Вроде как сюда упал метеорит, и эти камни внеземного происхождения. Мне показались обычными камнями.

Каменный залив, Телецкое озеро

Потом было страшно. Мы двинулись дальше и тут же попали в след другого катера.

Катер

Нашу посудинку начало болтать из стороны в сторону, как легкий пластиковый таз. И мы, сидя на общей скамейке, начали мотаться из стороны в сторону, схватиться толком не за что... Я подумала, что вряд ли это устройство может перевернуться, а если и да, то его легко вернуть в прежнее положение и залезть обратно. Но тут я посмотрела на маму и ее ужас передался мне. Зачем я ее взяла с собой, подвергла такой опасности, чем я думала?...

На этой мысли нас перестало болтать, мама заулыбалась, и всё снова стало хорошо.

Когда в районе водопада Корбу водитель радостно сообщил, что под нами 325 м ледяной воды, пугаться уже не было сил.

После Каменного залива мы высадились, чтобы осмотреть водопад Эстюба

Водопад Эстюба. Телецкое озеро
За вход - 100 р. Есть деревянный туалет. Есть энергетический камень, обещающий дать заряд энергии, приложившим к нему обе руки.

Мне не особо понравился этот водопад, его энергетика. Гид сказал, что его название переводится, как "смотри под ноги", "будь осторожней". Он правда какой-то извилистый, опасный, угрожающий.

Территория арендована ИП. Все аккуратно оборудовано, деревянные дорожки, ступеньки, оградки. Ходить удобно.

Через полчаса мы снова загрузились в катер и отправились в гости к водопаду Корбу.

Водопад Корбу. Телецкое озеро
За проход на территорию с нас также взяли 100 р. Но в этот раз выдали билетик с печатью главного бухгалтера. Здесь все под контролем Министерства природных ресурсов и экологии РФ, заповедная зона Алтая.

На входе множество деревянных киосков с едой и сувенирами. Мы нагуляли такой аппетит, что с удовольствием наелись чебуреков, хотя я такую еду не приветствую (про мой эксперимент с неедением сахара читайте здесь). Есть туалеты.

Пошли к водопаду Корбу. Он широкий и шумный. Огромная масса воды падает с грохотом вниз. Я записала видео и теперь пересматриваю его. Эта мощь и бесконечное течение гипнотизируют, умиротворяют и наполняют силой. Суперместо.

В основном это и всё. Когда мы приехали обратно, поняли, что - вечер, холодно и мы жутко устали. К счастью гид Ангел тура, пока мы катались, приготовила вкусный сытный ужин. Нам осталось только наесться, принять душ и завалиться спать.

За этот день я прошла около 25 000 шагов. Для меня это новый рекорд.

Закат на Телецком озере

На следующее утро мы отправились на прогулку к водопадам Третьей речки и съездили на гору Кокую. А потом поехали домой, в Барнаул.

Третья речка находится рядом с Артыбашем, где-то в той же стороне, что и гора Тилан-Туу, но нас довезли на автобусе прямо к началу тропы.

В этот день было прохладнее и сразу начался дождь.

Третья речка напомнила мне Белокуриху. То же нежное журчание воды, камушки, ручей, лес. Только бурундуков не хватало. Их мы нашли на Кокуе.

Здесь вход бесплатный. Какая-то организация или фонд выиграли гранд и оборудовали тропу для пешеходов. Вдоль скал кое-где протянуты канаты, за которые можно ухватиться, чтобы не шлепнуться в ручей, расставлены информационные стенды.

Экотропа Третья речка - Телецкое озеро
В начале тропы - 2 большущих муравейника.

Муравейник и его устройство

Повсюду таблички, рассказывающие об обитателях леса и растениях.

Третья речка, Артыбаш
Очень приятное место.

Представьте, как вся эта зелень благоухает и шелестит во время дождя.

Горный Алтай. Кедровый лес
На входе - магазинчик сувенирами. Там стоят чучела медведя, кабарги и еще какого-то зверька. Я никогда не слышала про кабаргу, и она меня поразила. Косуля с клыками саблезубого тигра и длинными задними ногами, наподобие зайца. Я подумала, что это шутка какая-то. Погуглила, правда, есть такой зверек. Как тут не поверить в сказки и чудеса?

Что ж, мы подмерзшие садимся в автобус и уезжаем на гору Кокуя. Встретимся в следующем отзыве.

Рекомендую побывать в Горном Алтае на Телецком озере. Отличный активный отдых. И в то же время, не хочу, чтобы туда ездили.

Хочется, чтобы там остались первозданная чистота и красота. Телецкое озеро - второй по величине запас пресной воды в России после Байкала. Давайте беречь и уважать мир вокруг нас.

А ещё я подумала, что при самостоятельной поездке не получила бы столько впечатлений и комфорта. Путешествовать с агенством удобно.

Поэтому я отправилась с Ангелтуром в морозом январе смотреть на лебедей 🙈

• Интересные экскурсии
  • Красивая природа
  • Отдых от цивилизации
  • Приемлемые цены
  • Чистый воздух
ЯНаСолнцерекомендует
30.08.2020
Красиво!
Фотографии просто потрясающие 😍 Тоже мечтаю попасть на Алтай и на Байкал)
Решайтесь Wink
30.08.2020
Раньше мы без 100 рублей на Корбу проходили и ближе к водопаду стояли, запах кедра и водяная пыль, мне очень запомнились.
100 р не жалко. Пусть облагораживают на эти деньги. А пройти ближе и сейчас можно. Просто мы не полезли по камушкам. А так на фото справа от моего лица можно пронаблюдать мужчину, который наслаждается брызгами водопада Laughing out loud.
05.09.2020
После самоизоляции такой отдых точно вызовет массу положительных эмоций Smile
Фотографии отличные Wink . Уже по ним понятно, что места красивые и стоит туда съездить и самому посмотреть на всё: водопады, озеро, растения..
06.09.2020
Спасибо Big smile
10.09.2020
О, какой знак с муравьями прикольный)))
Очень хотелось бы когда-нибудь попасть на Алтай... да как-то очень далеко...
11.09.2020
Кстати, девочка, которая тур организовывала, сказала, что делала тур "Дикий Алтай" на 5 или 7 дней. Там прям жесть, с рюкзаками, много пешком, цивилизации почти 0. И к ее удивлению в основном группа набралась из других регионов, с Алтайского края было пара человек. Нижний Новгород, к примеру съездил. Ей еще обидно было, что местные-то нетронутую дикую красоту и не увидели.
14.09.2020
Ну местные может ее уже видели? На то они и местные, что могут сами организоваться))
Если проводить параллель к Крымом, то местные и сами ходят в походы... где-то собираются своей компанией, где один знает все тропы. Где-то с местным турклубом... где-то еще как-то. Например, я по сути никогда не была на организованных экскурсиях, и сама троп не знаю. Но много где была... и в пешие походы ходила, и дикую красоту Крыма видела.