Всем привет, друзья! С вами Ищущий, и мы ищем хорошие книги : )
Сегодня я хотел бы поделиться с вами впечатлениями после прочтения романа "тени тевтонов", который вызвал у меня... скорее неприязнь. Если это чувство так можно назвать. Несмотря на внешнюю "историчность" произведения автора, оно целиком и полностью является его измышлениями, и здесь сложно говорить о некой достоверности происходящего. Да, мне могут возразить, что, дескать, писатель и не претендовал на некую достоверность, и нигде об это не писал.
Володя до сих пор верил, что красивые женщины непременно умные и добрые.
И потому мои какие-то завышенные ожидания лишь моя проблема. Все так. Но ведь мы говорим об выражении ЛИЧНОГО мнения в рамках субъективного отзыва, верно? И вот поэтому я и говорю, что мне, в первую очередь, не понравилась так называемая псевдоисторичность произведения, которое создает ощущение продуманности романа, словно Иванов имел доступ к каким-то секретным архивам или редким книгам, в которых он мог вычитать некоторое свои порой весьма смелые гипотезы или переиначивание некоторых исторических фактов и событий.
В этом мире людям принадлежат желания, а исполняет их дьявол.
Впрочем, это все вкусовщина, и я не пытаюсь тут отстоять честь тевтонского ордена. Скорее обидно за то, что вместо интересной и максимально приближенной к реальной истории книги я получил набор невнятных и переделанных "исторических" хроник из далекого средневековья и условно "современного" времени, так как события книги происходит чуть позже окончания войны, когда русские еще продолжают операции по локальным зачисткам от внутреннего противника, который не собирается сдаваться, несмотря на падение Третьего Рейха.
Немцы считали, что любые бедствия и даже смерть - это лучше, чем русские.
Скажем так, у них свои собственные взгляды на этот счет, и для них еще не все потеряно. В то время как другие бывшие представители "высшей расы" просто пытаются свалить куда подальше. Где до них не доберется возмездие в лице уставшего советского солдата, у которого есть несколько злых вопросов на тему "зачем вы все это вытворяли, Ироды"? И так как у уже "бывших" фашистов нет внятного ответа, то только побег за океан может спасти их шкуры. Такой вот шкурный у них интерес.
В вермахте рассчитали, что война до лета не дотянется, а потому из экономии не перекрасили боевую технику в летние цвета. Это было очень по-немецки.
Да и сам временной перекос, который кидает нас то в прошлое, то в условное "настоящее" (с точки зрения событий романа) мне тоже не то, чтобы понравился. Скажем так, сам по себе прием достаточно распространенный, и не то, чтобы плохой. Просто его нужно уметь грамотно использовать и вводить. И у автора не получилось создать красивый фундамент. Он получился перекошенным и побитым. Мне не понравилось то, как Иванов пытается это обыграть.
Немцы не алчные, но упорные даже в малой корысти и от своих правил не отступают.
Местами книга была откровенно пресной и унылой. Я с трудом пробивался через мертвые и затянутые диалоги, через чересчур гиперболизированных тевтонских рыцарей, которые написаны у него как под копирку. Да и современные герои у него получилось не то, чтобы прям убедительными. Нет, откровенным картоном я их не назову, но мне действительно было скучно наблюдать за так называемой драмой, которую писатель хотел развернуть на страницах произведения.
Пиллау строили три столетия, а разрушили за неделю. Артиллерия, авиация и уличные бои превратили город в свалку дырявых и пустых коробок, полузасыпанных щебнем, битым кирпичом и черепицей.
И так как это уже вторая книга Иванова, то пожалуй, что можно начинать делать какие-то определенные выводы. И пока что они складываются не в его сторону. Я не имею ничего против современной отечественной литературы. Если человек пишет хорошо и интересно, то это здорово. Проблема литературы как раз в том, что произведение может выиграть множество наград, шуметь на всех информационных порталах, но не зайти читателю. Просто из-за вопроса вкуса или несовпадений взглядов.
Бывало, какой-нибудь немецкий дот упрямо поливал атакующих из пулемётов, а потом немцы выбрасывали белый флаг и выползали из своего укрытия с поднятыми руками. Таких не щадили. Кончали даже под белым флагом.
Так бывает, и в этом нет ничего ужасного. Делает ли мой отрицательный нейтрально-сдержанный отзыв писателя плохим и посредственным? Разумеется нет. Особенно если его книги хорошо раскупаются и постоянно выходят переиздания тиража. Я просто не слежу за его творчеством, и читаю по мере возможности. Так, например, эта книга покупалась несколько лет назад в "Fix Price", и я только сейчас до неё добрался, чтобы прочитать.
Огнемёты были самым беспощадным и самым надёжным оружием для захвата подземелий. Огнемётчиков, попавших в плен, немцы казнили вместе с коммунистами и евреями.
Роман не произвел сильных впечатлений, но свое любопытство я удовлетворил. Меня сложно назвать поклонников западных рыцарей, но мне всегда была интересна история тевтонцев, и причины их становления как политической единицы и силы, способной угрожать не только нашим предкам, но и славянским племенам. Недаром они печально знамениты своими походами против "язычников и еретиков," и остались в памяти не как самые приятные ребята, которые могли себе позволить порой не самые христианские обычаи в сторону противников или беззащитных людей.
Время уравнивало правых и неправых. И перед этой неизбежностью земные чувства были драгоценны вдвойне.
Понятное дело, что где-то раздутые частные случаи, за которые они сами же и наказывали своих рыцарей или послушников. Но если внимательно смотреть на их амбиции и планы, то у них действительно была странная идея объединить славян под своими знаменами. Насчет всех утверждать не могу, но замашки у них были имперские. Пока им несколько раз не выбили зубы, и не пустили кровь. После чего они сами перестали существовать как организация. Да и не только они.
После штурма русские похоронные команды собирали в Лохштедте только своих, а немцев не трогали.
Просто здесь Иванов изобразил их чуть ли не откровенными сатанистами, которые давно забыли про свои клятвы верности, и которых ничего не интересует кроме собственной власти и золота, которого должно быть как можно больше. Дело его, разумеется, да сама книга явно не претендует на историчность, но просто немного странно видеть тевтонских рыцарей в таком амплуа. Впрочем, проведенные здесь с Третьим Рейхом параллели действительно очевидны.
...под землёй не существует времени. Здесь вечность. Здесь мир мёртвых, ибо живым человек бывает лишь на краткий срок, а мёртвым — уже навсегда.
К тому же, сами фашисты действительно многое взяли из этого ордена, пытаясь если не создать собственную мифологию и провести мостик преемственности между собой и этим орденом, то хотя бы некую моральную и идеологическую общность. Дескать, они собираются закончить то, что много веков начали смелые воины Христа, которым не удалось по независящим от них причинам победить "еретиков и язычников", и принести "просвещение и истину в нечестивые земли".
Ну или как-то так.
Так устроена природа человека: всегда приятно видеть, как попирается чужая гордыня.
В основе произведения заложена идея историчности самого мироздания. То есть некоторые события, которые будут повторяться снова и снова. Тем самым создавая определенную временную спираль, которую невозможно прервать, остановить или изменить. Это как законы природы, которые существуют вне зависимости от наших хотелок. И они будут существовать и дальше. Хотим мы этого или нет. Единственное, что можно попытаться сделать - вычислить очередной виток, и попытаться минимизировать его последствия для мира.
Если получится. Что маловероятно.
Год выпуска: 2021
Издательство: Рипол Классик
Тип обложки: мягкий переплет
Возрастные ограничения: 16+
Количество страниц: 382
Аннотация:
Один из самых ожидаемых романов 2020 года. «Тени тевтонов» — постмодернистское полотно, охватывающее 500 лет истории: от Тевтонского ордена до конца Второй мировой войны В центре сюжета — легендарный меч Сатаны, ради обретения которого пробуждаются древние силы. Роман о том, что стоит за ходом истории и какие силы разыгрывают разнообразные пьесы, тянущиеся веками. Алексей Иванов — один из самых популярных писателей России, лауреат «Большой книги», автор романов «Георгаф глобус пропил», «Тобол», «Сердце пармы» и др.
Говоря об этой работе писателя, стоит, наверное, напомнить о том, что это не первая книга Иванова. Он уже успел выпустить немало нашумевших в свое время проектов, некоторые из которых даже экранизировали у нас в стране. Не могу сказать, что я поклонник его творчества, так как я прочитал только две книги. И думаю, что на этом можно остановиться. У меня есть странное, иррациональное желание прочитать еще его "пищеблок", но после этого романа сомнений все больше. Скажу так - если мне в руки попадется бесплатный экземпляр, то прочитаю с удовольствием.
- Я тебе со всей прямотой скажу, мой друг: честь хуже веры! - доверительно вздохнул Бафомет. - Веру можно обмануть, а честь не обойти.
А покупать на пробу книгу я точно не стану. Потому я купил, например "тени тевтонов", и что в итоге? А ничего - произведение благополучно было сдано в библиотеку. С надеждой на то, что найдутся читатели, которым его творчество будет ближе. И которым нравятся подобные истории. Потому что мне не зашло.
Но вернемся к сюжету произведения.
В этом мире людям принадлежат желания, а исполняет их дьявол.
Автор предлагает нам две временных линии, которые будут развиваться параллельно, несмотря на то, что речь идет об условных "настоящем" и "прошлом". Одна линия начинается в 1457 году, вторая проходит в 1945 после падения Третьего Рейха, но когда советские войска еще продолжают специальные операции по зачистке территории от остатков фашисткой армии, которые могли остаться. Или шпионов, которые притаились, и теперь ищут возможность уйти безнаказанными с потерянной территории в безопасную бухту.
История никому не была нужна – ни фашистам, ни коммунистам, ни пилсудчикам. Им была нужна только власть.
В центре обоих исторических вех лежит некая реликвия ордена тевтонов. Меч Павшего Ангела, который способен разрубать не только живую плоть, но и камень и даже металл. И на этом его волшебные свойства не заканчиваются. Согласно местным легендам, убийца меча остается безнаказанным. То есть его преступление не записывается в книгу жизни, и сами Небеса не смогут указать на того, кто убил человека этим оружием некогда приближенного к Творцу Ангела.
Война затаилась в этих подземельях, как дождевая вода, что просочилась сквозь грунт и уже никуда отсюда не денется, не уйдёт ниже, будет стоять здесь вечно, мёртвая и холодная.
Просто задумайтесь, друзья - даже Бог не сможет сказать КТО убил человека этим мечом. То есть полная безнаказанность и возможность творить ЧТО угодно, и сохранить при этом свою душу в чистоте. Правда, я так и не не понял по какому принципу это работает. Так как речь идет о христианской мифологии, согласно которой Сатана не может противопоставить мощи своего Создателя ничего, чтобы это укрыло какие-то знания или факты от Бога.
Размазанный по песку батальон упростился в грязных и бесчувственных муравьёв. Одни упрямо ползли на четвереньках, ныряя в воронки, другие прикрывали их очередями. Если у муравья шинель на спине вскипала клочьями сукна, то муравей затихал. Они, эти муравьи, отскребали и отгрызали пространство маленькими кусочками, чёрствыми корочками, крошечками, точили его, истирая в труху, пока не очутились у кирпичных стен, и тогда в окна полетели гранаты. Замок всеми ртами закашлял огнём.
И тем более мне я не могу понять механику этого оружия. Допустим (просто допустим), что человек с этим оружием не становится убийцей. Хорошо. Небеса не видели того, что кто-то обагрил свои руки кровью врага. Но внутреннее смятение, гордость от того, что он смог обмануть самого Творца никто не отменял. Почему нам никак не обыгрывают ЭТОТ момент, а? Или автор не догадался до настолько очевидных вещей, которые задаст любой читатель в процессе чтения романа?
«Восточных рабочих» на бирже продавали хозяевам фольварков, что окружали Пиллау. Продавали недорого, всего за тридцать рейхсмарок. Хельга потом иногда видела этих рабочих на заводах или в порту: они были тихие, вежливые, безликие, словно выдохшиеся. Они носили белые повязки с надписью «OST», им не разрешалось заходить в магазины, посещать кино и ездить на автобусе. Конечно, это были уже не настоящие русские.
Хорошо, мы не знаем убийцу с точки зрения предложенного концепта. Но его опьянение кровью, его гордость от сотворенного им НИКТО не отменял. Оружие только убирает грех убийства. Но не убирает ОСТАЛЬНЫЕ грехи человека, по котором можно выйти и к тому, что именно этот человек воспользовался мечом падшего ангела. Так что, как не крути, а меч не то, чтобы прямо полезным был. Я считаю, что более важной его способностью является возможность разрезать металл и доспехи.
Но хватит об оружии. Давайте вернемся к основной идее истории.
Парнишке было лет пятнадцать-шестнадцать. Наверняка в каком-нибудь Гитлерюгенде голову ему забили фашистской пропагандой: великий фюрер, тысячелетний рейх, «Дойчланд юбер аллес», «жизненное пространство»… Но этот парнишка был храбрым и умел любить. Он закрыл собой старика. Его ещё не превратили в чудовище. И Володе вдруг захотелось, чтобы немецкий мальчик опомнился. Пускай и не сейчас, а вообще. Увидеть такое возрождение – это как вернуться с войны домой, а твой дом не разрушен бомбой, и герань цветёт на подоконнике, и мама, живая, сидит за швейной машинкой.
О том, что хотел поведать нам в рамках книги Алексей Иванов рассказать на самом деле не то, чтобы трудно. Впрочем, я мог неверно интерпретировать сюжет книги, и потому прошу относиться ко всему написанному как к моему личному восприятию, а не объективной истине или критическому разбору романа, хорошо?
Слабый духом мимо ада не проскочит
Что во времена 1457, что в 1945 году, у нас, фактически происходит одно и тоже событие с точки зрения глобальных метаморфоз, которые происходят в мире. И там и тут присутствует проклятое оружие, которое Бафомет (тут действительно существует демон, который замешан с этим артефактом. Он вполне реален, как и само оружие, и у него действительно есть те самые особенности, которые ему приписывают легенды) хочет вернуть обратно. Тот редкий случай, когда существо Ада вполне резонно говорит о том, что находящийся среди людей артефакт нужно вернуть обратно.
Гордыня - вот путь к падению любой праведности
Туда, откуда и пришел меч. Ему не место среди простых смертных, которые могут наломать немало дров с этим артефактом. Удивительное и неожиданное сострадание от существа с запахом серы и рогами, не находите? На самом деле у этого эпизода есть вполне логичное объяснение - инфернальные силы просто не хотят позволить использовать оружие без их участие. Потому что сама мысль о том, что кто-то будет пытаться обмануть Небеса не в угоду их миру вызывает у них приступы ненависти и неконтролируемой ярости.
Немцы вошли во Львов 30 июня 1941 года. Триумф рейха начался с евреев, повешенных на фонарях, затем айнзацкоманды принялись вылавливать профессоров. Их привозили в парки, некоторых – вместе с семьями, и там пули разбивали польские головы, набитые бесполезным хламом: законами медицины, математики, физики и филологии.
А вот если все идет по их плану, то "глупым" смертным игрушку можно и доверить. На некоторое время. Только потом обязательно забрать обратно.
Кох легко использовал пропагандистские лозунги Геббельса, хотя считал того горлопаном и обезьяной-ревуном. Однако вопли рейхсминистра годились для любой ситуации, а особенно для катастрофической.
Не могу не заметить нарочитую параллель между Третьим Рейхом и тевтонцами, которую автор старательно выводит на страницах произведения. В некоторых местах действительно использует исторические сноски и факты, где-то немного меняют для сюжета хронологию или события. А где-то, простите, и откровенно привирает, чтобы сова плотно сидела на глобусе, и не сползала с него. Ведь придуманный им концепт должен быть максимально реалистичным, и не расползаться по швам.
Однако тевтонцам не повезло. Именно их нацисты провозгласили своими предтечами. Безродные нацисты вызвали тени тевтонцев из небытия, желая врасти в глубину истории, желая стать венцом эволюции. Они рассчитывали переиграть судьбу Ордена заново. А получилось – повторить.
Идея "повтора" некоторых событий, которые происходили ранее в прошлом, и происходят сейчас так и витают в книге.
Пилау строили три столетия, а разрушили за неделю....
Автор даже не скрывает эти параллели, которые он проводит между двумя эпохами. И тевтонцы, и современные "арийские воины" используются им для того, чтобы показать цикличность исторических изменений мира. Подвести нас к определенной мысли о тщетности выбора. И что некоторые события невозможно изменить, как бы сильно мы не старались. А артефакт, который тевтонцы пытались использовать в свое время... Он не помог им. Он не помог и современным "рыцарям" Адольфа, который потерпел сокрушительное поражение.
Когда вы идёте вперед, идёте к Нему. Когда назад – ко мне.
Наверное, где-то там смеется один Бафомет, наблюдая за тем, как рушатся планы очередного "Наполеона", возомнившего себя повелителем всего мира.
Безродные нацисты вызвали тени тевтонцев из небытия, желая врасти в глубину истории, желая стать венцом эволюции.
И если сам концепт, который был помещен в фундамент произведения, мне еще кажется относительно интересным, то я вынужден сказать, что подвела его реализация. Автор не смог все довести и показать нормально. Он вечно куда-то торопился, отчего некоторые главы показались мне скомканными и непродуманными. Финал и вовсе сбит и смят как бумажная салфетка, которую просто выкинули.
Честь хуже веры! Веру можно обмануть, а честь не обойти.
А попытки ввести в Великую Отечественную Войну какие-то мистические нотки я и вовсе считаю неудавшимися. Потому что если тут бегает Бафомет со своими слугами, то где ангельское войско Господа. Почему молчат небеса, позволяя чертям творить произвол на Земле, и безнаказанно действовать в рамках своих интересов? Или это тонкий намек на то, что цикличность общей, мировой истории действует не только на людей, но в том числе и на падших ангелов?
Не дело рыцарю бояться, с ним – крест, а в небе – Бог, но Каетану стало не по себе. Видит ли Господь его под этими обложными тучами?
И что они тоже не способны что-либо изменить, так как вынуждены подчиняться общим правилам мироздания?
Они защищали свою родину, свою чертову злобную преступную родину
У меня осталось немало вопросов после прочтения "тени тевтонов". Но мне не сильно интересно искать на них ответы, если честно. Скажу так - произведение получилось размытым, пресным, скучным. Мистическая нотка слишком алогичная и общая, нет каких-то продуманных твистов или интересных решений сведения двух исторических эпох воедино. Общая идея повторения и цикличности слишком ... навязчивая и посредственная.
Она держалась строго, а строгость нередко путали с образованностью: дескать, умные всегда строгие. И кто строже, тот умнее.
За старания автора ставлю два балла из пяти, но сам не готов рекомендовать книгу кому-то еще. Мне не понравилось.
Спасибо всем, кто заглянул на огонек, друзья. И надеюсь, что до новых встреч. Берегите себя!
Вот не ожидала, что Вам не понравится. У меня есть в электронных запасах, все не доберусь. Решилась для поднятия духа почитать Ваш отзыв, и тут сюрприз.
В целом роман хвалят, а Вам не отозвалось, не впечатлило, не зацепило.
Ну не клеится у меня с автором, так бывает. *растерянно развел руками* Вторая книга, и мимо. Я пока что решил сделать паузу с этим писателем. Вернусь к нему через несколько месяцев, и посмотрю, какая будет реакция на его творчество.