Приветствую заглянувших🖤
Поговорим о книгах? В настоящее время российская женская проза активно изучается как литературный и социальный феномен, в рамках которого женщины получили право голоса и создания собственных литературных канонов. Уходя от "дамскости", бытовой пошлости и банальности, женщины заговорили о своем видении мира, своём опыте и мировоззрении, не оглядываясь на признанные классическими литературные стандарты.
- Женская проза — нечто большее, чем просто произведение, написанное женщиной. России это отдельное направление, получившее развитие в современной литературе
Одной из лучших и популярнейших представительниц направления стала Виктория Самойловна Токарева (Шефтер).
Помимо писательства Виктория занималась редакторской деятельностью, а также является сценаристом многих популярнейших советских фильмов.
Три фильма — «Джентльмены удачи» (1971, сценарий совместно с Александром Серым и Георгием Данелией), «Мимино» (1977, сценарий совместно с Ревазом Габриадзе и Георгием Данелией) и «Шла собака по роялю» (1978) — были чрезвычайно успешными. «Мимино» получил Государственную премию 1978 года и золотую медаль на Московском международном кинофестивале в 1977 году.
Повесть "Всё нормально, всё хорошо" начинается с "анкетных данных" главного героя. Заполняя нужные бумаги, персонаж параллельно рассказывает о себе читателям.
Наш герой тоже принадлежит к "пишущей братии", он журналист. Бочаров человек образованный, мыслящий, рефлексирующий.
Появляется не сравнение, но ненавязчивое сопоставление отца с сыном. У отца, воевавшего и работавшего на благо родной страны, к старости не осталось ничего, кроме имени да крохотной пенсии. Был ли он счастлив?
Наш герой в жизни устроился намного лучше, комфортнее. У него появилось всё, о чём мог только мечтать отец. Может, даже больше. И вообще у него всё удивительно нормально. Всё хорошо.
Только будто бы не хватает чего-то... Важного.
И эту пустоту Бочаров и его жена совместно заполняют вполне ощутимыми материальными вещами.
Желание быть особенным и сохранить индивидуальность не спасает Бочарова от того, что общество и собственный ритм жизни всё-таки загоняет его в жёсткие рамки. Или эти рамки он выстраивал сам?
Человеком, живущим вне рамок и стереотипов, показана профессор Розалия Ефимовна. И Бочаров когда-то был её любимым студентом.
Постоянно герой ощущает, что ему чего-то мучительно недостает — то ли возможностей для самореализации, то ли силы характера, то ли искренней любви. Может, того, во что можно верить. Эти мысли приходят и не уходят, лишь затихают ненадолго, и Бочаров даже справляться с ними вполне научился.
Такая мелочь вдруг заставляет героя пересмотреть весь свой жизненный путь, запускает обратный отсчёт, лишает сна и покоя.
Божья коровка пустила его мысли совершенно по другим виткам. И в обратном направлении. Неожиданно вспомнилась молодость, стажировка в Дели после университета. Обезьяны, живущие на воле у стен мертвого города. У русских «давно» – это восемнадцатый век. А у индийцев «давно» – это второй век. Да и то не очень давно: у них все связано – второй век, двадцатый, тридцатый
Но надолго ли? Решится ли человек на то, чтобы отказаться от привычного образа жизни, комфортного, пусть и насквозь фальшивого? Сможет ли наконец перестать убеждать себя, что "нормально" — это действительно "хорошо"?
Токарева, рассказывая историю одного персонажа, касается эпох и личностей, культур и религий, даже политики, но её повесть всё же о человеке и его нравственном выборе.
Но при чем тут Дарвин, мартышка, мертвый город?…
В городе исчезла вода, и люди ушли. Без воды нельзя жить. А еще нельзя жить без правды. Правда – это тоже вода. А в жизни Бочарова правды нет. Значит, он живет в мертвом городе.