Фильм «Девственницы-самоубийцы» я посмотрела несколько нет назад, и время от времени пересматриваю. Это фильм из моего «избранного списка». Сложный, неоднозначный и по-своему прекрасный.
Завязка фильмы проста. 70-е годы, типичный американский пригород для миддл-класса. Учитель математики, его религиозная жена, и пятеро их дочерей – юных, свежих и прекрасных созданий, возрастом от тринадцати до семнадцати лет. Сесилия, Люкс, Бонни, Тереза и Мэри. Младшая, Сесилия, режет себе вены, но ее удается спасти. Впрочем, ненадолго – она доводит начатое до конца, заражая вирусом смерти и своих сестер.
Атмосфера в фильме просто нечто – как будто попадаешь в другой мир. Закадровый текст, который идет от лица кого-то из мальчиков, влюбленных в сестер, представляет собой выдержки из книги, что еще больше усиливает погружение в этот мирок. Голос рассказывает о девочках, и эти рассказы сопровождаются яркими и необычными визуальными образами. Отдельно хочу отметить музыкальное сопровождение. У фильма имеется два саундтрека – подборка ретро-песен от исполнителей типа Heart и Sloan, а так же электронная музыка от группы Air, написанная специально для фильма. Песни передают дух эпохи, а музыка от Air – настроение. В некоторых моментах от саунда просто мурашки по коже, он потрясающий.
Главный вопрос, который мучит абсолютно всех после этого фильма (да и после книги, тоже): почему они это сделали? Почему они убили себя – такие красивые, милые, всеми любимые и перспективные девочки? У которых еще вся жизнь впереди? Ну да, строгая мать – так а у кого она не строгая. Это не причина.
Разгадка неуловимо витает где-то рядом, но сформулировать ее не получается. Но все же, как мне кажется, я поняла.
Самоубийство девочек – это метафора. В каждом подростке умирает ребенок, а в каждом взрослом – подросток. Посмотрите на свои фото в 15 лет – где эта девочка или этот мальчик? Все, нет их. И куда делись, непонятно. Вот именно об этом идет речь в «Девственницы-самоубийцы», и такое странное отпугивающее название выбрано неслучайно. Речь о девочках, которые исчезли бы в любом случае, если не умерев – то переродившись в женщин. О школьном красавце, который предстает перед нами наркоманом с трясущимися руками, и где он теперь – тот «мэджик мен», которому красавицы носили домой домашние задания с пирогами? Нет его, просто нет. Пропал. Но не умер.
Я теперь понимаю, какое чувство вызывает у меня этот фильм, сумела сформулировать. Тоже самое, какое возникает при просмотре Диснея, или когда попадается игрушка из Киндера 90-х. Это щемящая, сладкая, острая ностальгия – светлая грусть о тех временах и о тех нас, которых больше никогда не будет.