Недавно было 8 марта, поэтому я решила написать отзыв о книге, рассказывающей о великой женщине. О той, которая подарила миру маленькое черное платье и знаменитые духи "Номер 5". О Шанель.Признаться, давно хотела прочитать что-то о жизни Шанель, но не могла найти ничего достойного - либо находила сухие биографии, либо вообще нечто ужасное вроде
сего опуса от Павлищевой.
Наконец, наткнулась на книгу о Мадемуазель, написанную Гортнером. У Гортнера великолепный слог, его книги всегда полны описаний, интересны и трогательны. Я читала две книги Кристофера Гортнера -
о Екатерине Медичи и роман
"Принцесса Ватикана", повествующий о судьбе Лукреции Борджиа. Именно поэтому я, найдя книгу Кристофера о Шанель даже не сомневалась, что буду в восторге от сего произведения.
Сюжет.Готовясь к очередному показу, семидесятилетняя Шанель волнуется, что все может пойти не так, что ее новая коллекция, выпущенная после столь долгого перерыва, может не понравится публике.
Волнуясь и размышляя об этом, женщина вдруг вспоминает фразу, которую ей однажды сказал некий Бой (как мы узнаем позже - ее возлюбленный)...
Помни, Коко, ты всего лишь женщина.
Она признается, что все время об этом факте забывает.
А я частенько забываю об этом. Я всего лишь женщина, которая постоянно должна заново открывать саму себя, для которой это вопрос жизни и смерти.
Мадамуазель оглядывает себя в зеркале и вдруг ее взгляд падает на собственные руки...
Руки унизаны дорогими кольцами, но сморщены, узловаты и грубы, как у камнетеса, изуродованы тысячами иголочных уколов — это руки овернской крестьянки, которой я, сирота, мечтательница и прожектерка, до сих пор себя чувствую в душе. Мои руки недвусмысленно говорят всем, кто я такая. Глядя на них, можно догадаться о борьбе, которая не прекращалась ни на минуту и в результате которой прежняя робкая девочка превратилась в легенду; я сама ее создала, тем самым спрятав от постороннего взгляда свою истинную душу.
Задумавшись, она вдруг задается вопросом...
Так кто же такая Коко Шанель?
Женщина знает, что ее судьба окутана тайной, которую не могут постичь другие люди, а потому выдумывают и лгут о Шанель, приписывая ей все, что им заблагорассудится. Мадемуазель, чтобы неконец перестали выдумывать разные мифы о ее жизни, решает рассказать о себе всю правду...
Я приложу все силы, чтобы рассказать правду вопреки всем мифам и сплетням, которые облекают меня так же, как платье из крепдешина или костюм из твида.
Я постараюсь всегда помнить, что, несмотря на все свои победы и поражения, я была и остаюсь всего лишь женщиной.
Итак, мы погружаемся в детство Шанель. Причем погружение начинается не с самой радостной фразы.
Начнем с того, что я была глубоко несчастлива, но нисколько не жалею об этом.
Родители Шанель часто ссорились и однажды расстались совсем. Мать Шанель сначала плакала, а затем...
Уложив наши скудные пожитки, мама привезла нас, то есть меня, моих сестер Джулию и Антуанетту и братьев Альфонса и Люсьена, сюда, в Курпьер, где жили три ее вдовые тетки, которые, увидев ее, зацокали языком:
— А ведь мы предупреждали тебя, Жанна. Мы говорили, что мужик твой никудышный. От таких ничего хорошего не жди. И что ты теперь станешь делать? Как будешь кормить свой выводок, который он тебе оставил?
Наша героиня начала кричать, что ее отец еще вернется, а тетушки заявили, что...
— Девчонка дурно воспитана и грубиянка, — в один голос заявили мамины тетушки. — Сразу видно, чья кровь в ней играет. Из нее тоже ничего хорошего не выйдет.
Мать Шанель вскоре умирает от болезни и ребенок остается на попечении тетушек. Тетушки, будучи дамами с характером и особой привязанностью к нашей героине (чье настоящее имя, кстати, Габриэль), а также ее братьям-сестрам не обладающие, решают отправить детей подальше от своего дома.
Так, братья Габриэль были отданы в разные мастерские, где будут жить и работать на какого-нибудь мастера, а девочки семьи Шанель, включая саму Габриэль, были отправлены в Обазин (монастырь).
Причем, если Джулия - старшая сестра Габриэль, смирившись с судьбой, готовилась стать монахиней, а младшая, которой было пять, еще толком не решила - согласна ли она с таким поворотом событий, то сама наша героиня твердо решила, что душа ее к монашеской жизни не лежит и она постарается покинуть монашескую обитель при первой же возможности.
Нет, Габриэль не планировала побег, ибо, во-первых, вокруг леса и горы, а во-вторых, бежать было некуда. К тому же в монастыре неплохо кормили и там было чисто. Запах чистоты Обазина Габриэль еще не раз вспомнит, когда будет уже взрослой, самостоятельной женщиной.
Побег она не планировала, но часто думала о том, что будет делать, когда, при достижении совершеннолетия, сообщит матушке-настоятельнице, что не создана для служения Богу и что хочет вести мирской образ жизни. Но думать и мечтать - одно, а претворять в жизнь - совсем другое. Габриэль понимала, что одной, без помощи монастыря ей не справиться, а потому решила найти свое дело - призвание, которое не даст ей умереть с голоду.
Этим призванием оказалось...Шитье. Шитье и вышивка стали делом ее жизни. Она, как и покойная мать, была виртуозной швеей. Монахини, заметив у девочки талант, иногда позволяли ей шить, или украшать одежду знатных господ, присылающих предметы своего гардероба в монастырь. Однажды Габриэль даже посчастливилось украшать подвенечное платье некой высокородной девушки.
Прошло несколько лет, Джулия стала совершеннолетней и ей нужно было принять решение - стать монахиней, или покинуть монастырь. Матушка-настоятельница, знавшая о том, как Джулия привязана к сестре, позволила девушке остаться в монастыре до совершеннолетия Габриэль.
Когда же пришло время Габриэль принять решение о своей дальнейшей судьбе, она сначала даже боялась решиться покинуть монастырь, но все решил случай - у нее нашлись тетушки. Нет, не те противные тетушки, которые ее в этот монастырь отправили, а другие - сестры ее отца.
Луиза была ее старшей тетушкой, то есть, старшей сестрой отца Габриэль, а вторая тетушка была младшей сестрой отца нашей героини. Причем вторая тетушка - Адриенна была такого же возраста, как и Габриэль.
Адриенна тоже хотела самостоятельности, а потому, когда Габриэль приняла решение, что будет сама зарабатывать себе на жизнь с помощью шитья, младшая тетушка не просто поддержала племянницу, но и решила жить вместе с ней, во всем ей помогая.
Джулия же, сестра Габриэль, не особо верившая, что та сможет стать богатой и знаменитой в их провинциальном городке, вспомнила нищую судьбу их матери - тоже швеи и подумала, что остаться в монастыре лучше, чем стать нищенкой и умереть от голода. Так жизненные пути сестер разминулись - одна стала монахиней, а другая начала делать попытки реализовать свою мечту.
Адриенна и Габриэль поселились в квартире, располагавшейся над мастерской "Дом Грампейр".
Работать было тяжело, эта самая мадам была не только злобной старухой, заставлявшей их работать с утра до ночи почти без перерыва на обед, но и была особой на редкость жадной - с клиентов брала огромные суммы, а работницам, то есть Габриэль и Адриенне перепадали лишь жалкие копейки. Разумеется, Габриэль это не устраивало и она хотела как можно скорее покинуть "доброго" работодателя.
Денег, чтобы покинуть свою начальницу и начать работать самим, у них тогда не было, а потому Габриэль откладывала свои копейки в баночку, надеясь, что когда-нибудь ее мечта осуществится.
Однажды она решила...Петь в кафе для офицеров. Кафе это находилось в городе Виши и Габриэль исполняла там разные песенки, одной из которых была песня...
Кто видел Коко? Мой бедный Коко! Кто видел бедняжку Коко?
Песня про потерянного Коко стала ассоциироваться с Габриэль у столь многих людей, что позже эта кличка привязалась к ней и именно так ее звали друзья, под этим именем она добьется мирового признания. Именно это причудливое прозвище станет названием богатого и успешного бренда Шанель...
...Но это было позже, а пока Габриэль-Коко приходилось работать на двух работах одновременно - и в мастерской, и в кафе, складывая сбережения в баночку и думая о том, что, наверное, зря она это все затеяла.
Мнение.Теперь, когда я кратко рассказала вам начало книги, поделюсь своим мнением о ней.
Прежде всего, мне не понравилось слишком большое количество однополых отношений - причем одни из них даже касались непосредственно самой Шанель. Остальные отношения были у ее друзей (многие ее друзья были геями). Но однако, к моей радости, это все не описывается подробно. Подробное описание имеется только у одной единственной сексуальной сцены между Шанель и ее любовницей Эмильеной. Дальше ничего подробного об этом не говорят, просто рассказывают, что у них некоторое время продолжалась эта связь.
Встретилась парочка не совсем художественных слов, что тоже явно не является плюсом книги.
Однако в остальном все довольно таки интересно описано. Слог красивый, много подробностей. Нам детально рассказывают о лестнице Обазина, которую Габриэль запомнила на всю жизнь.
Очень трогательна была ее история любви к Артуру Кейпелу (у которого была кличка Бой), мне также понравились ее взаимоотношения с Бальсаном и с князем Романовым. Даже расставаясь со своими мужчинами, она сумела остаться с ними в дружеских отношениях.
Из того, что еще не понравилось, могу выделить пристрастие Шанель к успокоительным наркотическим каплям. Правда, к чести ее, стоит отметить, что она пыталась употреблять их все реже и почти все их отдавала подруге наркоманке Мисе.
Вообще, у меня сложилось после прочтения книги положительное мнение о Габриэль-Коко Шанель, которая из нищеты смогла пробиться в мир богатых людей, придумать рекламный лозунг...
У женщины, которая не пользуется духами, нет будущего...
...И смогла запустить духи "Шанель номер пять", ставшие легендой.
Став богатой, Коко не забывала о своих друзьях и всегда помогала им материально (иной раз, больше чем нужно) и поддерживала морально в трудных ситуациях.
Иногда, правда, меня бесила ее излишняя доброта к наглой хитрой и склочной Мисе, но в целом персонаж Коко оставил благоприятные впечатления.
Книгу к прочтению рекомендую. Пятерку ей, конечно, не поставлю, но четверку она заслужила. По возможности данное произведение перечитаю, ибо оно весьма неплохо. Понравились рассуждения главной героини о роли и судьбе женщин и о многом другом.
Спасибо за внимание. Надеюсь, отзыв был вам полезен. С вами была
Снежана Алмазова. Всех люблю-обнимаю. Пока-пока.