Наконец настал тот момент, когда я собралась с мыслями и готова повествовать об одном из своих любимых фильмов.
Впервые "Готику"(1986 г.) я посмотрела ещё в школе. Мне было 13-14 лет. Помню, что у меня появился сборник фильмов на диске с манящим названием "Готический триллер". Как раз этот диск впервые и познакомил меня с фильмом.
Сюжет довольно оригинален и снят по мотивам реальных событий.
Действия разворачиваются в XIX веке (1816 г.). На вилле известного поэта Лорда Гордона Байрона близ Женевского озера собралась компания известных личностей - Перси Шелли, Мэри Годвин (она же Шелли), Клер Клермонт (сводная сестра Мэри) и доктор Джон Уильям Полидори. Все четверо, насытившись опиумом и прочитав "Фантасмагорину", проводят "обряд", позволяющий им обратиться к их самым тайным страхам своего подсознания, "оживить" их, чтобы затем создать бессмертные произведения.
Считается, что именно после этого события Мэри Шелли подарила миру доктора Франкенштейна и его создание, а Полидори написал свой знаменитый рассказ (новеллу?) "Вампир".
Вилла Лорда Байрона
В сюжете в основном фигурируют 5 человек, изредка мелькает прислуга.
Лорд Байрон
Гэбриэл Бирн в роли Байрона
В фильме он изображён как эгоистичный романтик, острый на ум и слово. Немного жёсткий, слегка безумный, склонный к различным извращениям и играм, в какой-то степени властный человек.
Перси Шелли
Джулиан Сэндз в роли Перси Шелли
В фильме, на мой взгляд, Шелли изображён наиболее точно. На славу подобран актёр, который схож с реальным историческим персонажем внешне, насколько это возможно, кроме того характер персонажа прописан очень тонко. Особенно мне понравилось, как режиссёр изобразил одно из основных противоречий в жизни Шелли - его стремление к вечной любви и постоянная идеализация свободной.
Мэри Годвин (Шелли)
Наташа Ричардсон в Роли Мэри Годвин
Этот персонаж показался мне наименее близким к своему прообразу. Здесь режиссёр решил не только отойти от внешности (хотя некоторые детали всё же учтены), но и не слишком поработал над характером. В этом фильме Шелли стала заложницей сюжета, но актриса прекрасно исполнила предложенную ей роль. Хотя, их отношения с Шелли показаны очень качественно.
Доктор Д. У. Полидори
Тимоти Сполл в роли Полидори
Мне мало что известно о реальном Полидори, поэтому судить о схожести героя фильма с реальной личностью мне сложно. Полидори некоторое время был личным врачом Байрона, что было отражено в сюжете. В фильме он показан как слегка трусливый человек. Порой кажется, что Полидори - самый адекватный из безумной пятёрки, но не стоит судить о человеке с первого взгляда...
Клер Клермонт
Мириам Сир в роли Клер Клермонт
В "Готике" Клер изображена абсолютно безумной, неадекватной и ведомой женщиной. Лично у меня этот персонаж вызывал одно лишь отвращение, но стоит заметить, что без неё фильм был бы лишён определённой изюминки.
Говоря о приятных моментах, стоить отметить внутреннее убранство виллы и костюмы персонажей. Над этим создатели явно постарались. Фильм действительно красив.
В фильме с самого начала читается своеобразная подача режиссёра Кена Рассела. Фильм с ног до головы пронизан безумием. И это не преувеличение. Просматривая картину, так и ждёшь, что сейчас, вот прямо сейчас произойдёт нечто странное. И это одна из особенностей "Готики". Совершенно нельзя угадать, что же "выкинет" один из персонажей.
Мне очень понравилось, как прописаны диалоги . И даже дурацкий одноголосый закадровый перевод не в силах их испортить (главное постараться найти "не гнусавый" перевод, иначе крах).
Каждый персонаж выдаёт весьма интересные мысли, как и положено творческим натурам. Но кладезь выражений, естественно - Байрон. Вот некоторые высказывания, которые мне запомнились:
-Что на первое?
- Твои губы.
- А на второе?
- Твоё тело.
- А на десерт?
- Твоя душа.
Иногда, глядя на любимое лицо, я вижу только те перемены, которые однажды внесёт смерть.
Благодари небеса и будешь проклят!
Ты попадёшь в объятия смерти, моя дорогая. Бессмертие - для поэтов.
В течение всей картины не покидает некое ощущение тревоги (в особенности это подкрепляется качественно подобранной инструментальной музыкой). Присутствует определённое психологическое давление.
Иногда в фильме происходят очень странные вещи, которые кого-то удивят, а кого-то может шокируют.
Есть моменты, которые откровенно пугают и даже вызывают некое отвращение.
Да, сейчас существует множество фильмов, в которых, возможно, показывают более шокирующие и жуткие вещи, но поверьте, "Готика" способна задавить своей атмосферой. Вся прелесть этого фильма в том, что мурашки на коже способны появиться и без наличия крутых спецэффектов.
Порой в фильме показывают весьма откровенные сцены, что понравится не каждому. Но в данном случае это неотъемлемая часть культуры "опийных собраний". Иногда приходится наблюдать откровенную содомию, но опять же, она здесь не просто так. Свободная любовь, гомосексуальные связи - часть данного периода. Можно сказать, что сами персонажи, их утехи и воспалённое сознание отражают в целом культуру и настроение эпохи, в которой они жили.
Я рекомендую этот фильм к просмотру, но осознаю, что кому-то он понравится, а кто-то явно не оценит подачи и стиля Кена Рассела. Возможно, сначала стоит ознакомиться с другими его творениями, а может "Готика" откроет дверь в мир своеобразных работ Рассела, как это было у меня.
Ох, это вопрос на засыпку. Сто лет уже в глаза не видела этот диск, привыкла в интернете смотреть) Фильмы, которые, наверно, смотрели многие: Готика, Сонная лощина, Суинни Тодд, Эдвард Руки-ножницы, Дракула Брэма Стокера, Дориан Грей.. А вот остальные...остальные там были мне не очень интересны, я посмотрела из и даже названия не запомнила. Запомнила название "Ромасанта". Не помню про что, но помню, что мне не понравилось и показалось, что к готике сие произведение не особенно относится. В общем, половина фильмов на диске находились там просто потому, что там что-то о вампирах и всё. Бессмысленные. В общем, диск был быстренько заброшенти доставался только тогда, когда хотелось пересмотреть теифильмы, что я перечислила вначале