Опубликовано 7 Сентябрь, 2020 - 19:39

  • Опыт использования:
    один день

Повесть "Чучело" задали дочери для внеклассного чтения во время каникул.

Знала о таком фильме с Кристиной Орбакайте и Юрием Никулиным в главных ролях, но ни сам фильм, ни повесть не читала.

И вот сегодня было свободное время и я решила прочитать эту книгу, которую взяла в библиотеке для дочери.

Читать эмоционально сложно с первых практически строк. Страшно конечно становится от того, насколько жестокими могут быть подростки.

Главная героиня Лена Бессольцева - это редкий пример человеческой доброты и открытости, девочка в которой храбрости больше, чем у многих мальчишек вместе взятых. Единственный её недостаток - наивность.

Её много пришлось вынести, и Слава богу, что она не сломалась, а только надломилась. А ведь все могло окончиться более трагически.

Во многом девочка осталась жива и не решилась на отчаянный шаг благодаря дедушке Николаю Николаевичу. Человек глубоко порядочный он поддержал её и хорошо, что внучка доверила ему все свои проблемы. Хотя если рассказала ему о своем конфликте с одноклассниками раньше, а не когда дошла до крайней точки, возможно можно было бы все решить не так болезненно.

Николай Николаевич - удивительный человек, который ради внучки пожертвовал самым дорогим, что у него было. Его поступок - пример, что счастье любимого человека ценнее материальных вещей.

Ещё один из главных героев - классный руководитель Маргарита Ивановна. Конечно она должна была вникнуть в проблемы класса, но из-за неопытности и увлеченостью своей личной жизнью, она чуть было не стало свидетелем трагедии. В конце она понимает свои ошибки, но как говорится поздно, поезд ушёл. Винить её я не могу, так как в её педагогической деятельности такой случай был впервые и опыта профессионального и жизненного было мало.

Сейчас учителя жалуются, что дети стали меньше уважать педагогов, но книга показывает, что так было всегда. Всё зависит от детей и их воспитания.

 

*********************************

Самое страшное, что все, что описано в книге часто творилось в советских школах.

Когда я училась, то в моем классе тоже были "козлы отпущения", чаще всего это были скромные, спокойные ребята, которым придумывали клички и издевались. Хуже всегда было новичкам, влиться в коллектив было сложно. Думаю основная причина жестокости моих одноклассников как и в этой книге - непростые годы (я училась в 90-хх), дети были предоставлены сами себе, процентов 80-х из неполных семей.

В книге поднимается ещё один важный аспект - невнимательность учителей к проблемам детей. Тема актуальна и сейчас, детей в классе много. Учителя завалены работой, руководство свыше требует то одну бумажку, то другую. Учитель больше думает как ему документы оформить, репетиторством успеть подзаработать. Проблемы класса и отдельных детей встают на последний план. К тому же учителя уже не те, что раньше, зарплата, как они считают, у них небольшая, поэтому зачастую на детей им наплевать.

Один случай меня вообще заставил ужаснуться - на работе коллега рассказывала как в классе её дочери (4 класс) девочка из обеспеченной семьи, которая считает себя королевой класса ударила девочку из малообеспеченной семьи. Притом все знают, что родители девочки-королевы дарят подарки классной руководительнице, чтобы их дочь была отличницей. Но дело даже не в этом, а в том, что учитель даже разбираться не стала кто виноват и отругала на весь класс ребёнка из малообеспеченной семьи. Вот вам и педагог. Я удивляюсь почему другие родители, зная об этом, могут рассказывать этот инцидент своим коллегам, а пойти к директору или поговорить с учителем не могут?

Ещё один важный момент, затрагиваемый в книге - поддержка родных, когда ребёнок попадает в трудную ситуацию. К сожалению, родительский контроль стал ещё меньше, родители все в работе, ипотеки, кредиты, на детей времени нет. Дети предоставлены сами себе. Их проблемы никому не нужны. Каждый год я слышу на собраниях о суицидах, о драках между одноклассниками, о каких-то группах в сети интернет, где детей зомбируют, дают задания после которых дети бросаются под поезд и тд и тп. Недавно был случай когда ребёнок погиб, делая селфи и его убило током, а подтолкнули его к этому его же одноклассники.....

*******************************

Я считаю, что повесть "Чучело" надо проходить в рамках школьной программы, а для внеклассного чтения, так как мало кто летом из детей читает. Почему-то по школьной программе проходят за одну четверть то сказки, то "произведения для взрослых", например "Арап Петра Великого" . Почему то социально-нравственные произведения, которые должны рассматриваться на уроках в школьную программу не попадают.

Повесть "Чучело" конечно рекомендую к прочтению, особенно в подростковом возрасте, так как эта книга прививает детям человечность, умение дружить и помогать друг другу.

Достоинства
  • Воспитывает
  • Говорит о вечных ценностях
  • Довольно жизненно
  • Живые объемные персонажи
  • Захватывающий сюжет
  • Классика детской литературы
  • Легкий слог
  • Логика в поведении героев
  • Логичный финал
  • Мораль
  • Учит добру и справедливости
Tovaroved007рекомендует
Читать все отзывы 14
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
07.09.2020
Нам ни "Чучело", ни "Арап Петра Великого" не задавали на лето. По поводу второго не уверена, правда. Зато в списке книг на лето, кажется, перед 9 классом была книга "Два капитана", автора, к сожалению, не помню, замечательная книга! Школу закончила в 2009.
07.09.2020
Вениамин Каверин
08.09.2020
Спасибо)
07.09.2020
Да, такое детям надо! Иначе не поймут
07.09.2020
Прошла травлю в школе, это ужасно....
За то что ты просто «не такая как все»...
Своих детей к обычным школам близко не подпущу.
Творится там страшное...
08.09.2020
К сожалению так было и наверное будет всегда. Поэтому такие книги надо проходить и разбирать на уроках литературы, чтобы прививать у детей ценности человечности и дружбы
Очень давно читала и фильм давно смотрела.
Книга отличная.
08.09.2020
Страшная ситуация, но ваша история (которую рассказала коллега) не менее страшна. Увы, люди, в большинстве своём, равнодушны и мало кто станет заступаться за чужого ребёнка.
Тоже пережила травлю, воспоминания свежи до сих пор. Дети безумно жестокие создания.
08.09.2020
Я пошла в школу в 1982 году. Класс у нас был сложный и очень большой: 42 ребенка на фотографии. Учительница молодая, бестолковая, года 22 ей было, мы у нее первые. Дети были или из очень обеспеченных семей или многодетные. Самые сложные были 5-6-7 классы. И конфликты и открытая неприязнь; все было. После 9-го самые проблемные ребята ушли в ПТУ и классы объединили; стало гораздо легче...
Другие отзывы
Читать все отзывы 14
Смотрите также