На днях устроила киномарафон фильмов про сестер Бронте, изучила их биографию и хочу поделиться впечатлениями о последнем на данный момент фильме по теме - "Эмили".
Производство: Англия
Год: 2022
Режиссер: Фрэнсис О'Коннор
Жанр: биографическая драма, мелодрама
Аннотация:
Своенравная Эмили Бронте почти не покидает родовое поместье в Йоркшире. Она живет в мире печальных грез, боготворит брата Бренуэлла, терпит покровительство старшей сестры Шарлотты. Однажды их дом принимает постояльца — обаятельного викария Уильяма Уэйтмана. Эмили влюбляется в него, переживая мгновения тайной страсти, бунт, взлеты и падения. Отказываясь жить с оглядкой на других, она бросает вызов себе и возлюбленному.
Фильм посвящен средней из сестер Бронте - загадочной Эмили. Уже более 150 лет люди задаются вопросом: как незамужняя дочь священника из глухой английской деревушки смогла написать одну из самых сильных и страстных книг XIX века - "Грозовой перевал"? Где она взяла вдохновение и материал для такой книги?
Режиссер фильма "Эмили" Фрэнсис О'Конноррешает этот вопрос просто: Эмили Бронте сама пережила подобное. Да... Столько литературоведов и биографов бились над этой проблемой, а все оказалось так очевидно! Они-то думали, что Эмили Бронте создала свой роман благодаря незаурядному таланту и воображению, а оказалось, что она всего лишь обработала случившееся в реальной жизни. Но действительно ли это случилось? Попробуем разобраться.
Итак, добро пожаловать в деревню Хоэрт, где проживает семья Бронте - пастор Патрик, его сын Бренуэлл, дочери Шарлотта, Эмили и Энн, а также незамужняя тетушка и служанка. Шарлотта - любимица отца и гордость семьи, обучается в бельгийском пансионе.
Александра Доулинг в роли Шарлотты Бронте
В фильме она то и дело ездит в Бельгию и обратно. В реальности же семья жила крайне бедно, Шарлотте едва удалось уговорить тетю дать денег на их с Эмили обучение за границей, и в первый (из двух) раз они поехали туда именно вместе. Но это мелочи. Дальше мы увидим, что в фильме своя хронология и своя интерпретация событий.
Эмма Маки в роли Эмили Бронте
В фильме не указано, в каком именно году происходит действие, но очевидно, что за год-два до смерти Эмили (она умерла в 30 лет). То есть героине лет 28-29. Когда мы встречаемся с ней впервые, она бегает по вересковым полям и сочиняет сказки про вымышленные королевства. Вернувшаяся из пансиона Шарлотта призывает ее к благоразумию: пора оставить эти глупости, заняться образованием, начать что-то делать и стать полезной семье! Эмили недоумевает: а что не так? В самом начале актриса играет так, словно хочет казаться маленькой девочкой.
Согласно сохранившимся письмам и свидетельствам современников, сестры Бронте были очень дружны, нежно любили и поддерживали друг друга. Но в фильме мы видим обратное. Эмили держится довольно обособленно, общается в основном с братом. Шарлотта откровенно завидует Эмили, поступает по отношению к ней довольно жестоко, например, говорит ей, что их умершая мать стыдилась бы Эмили.
Амелия Гетинг в роли Энн Бронте
Энн, или Анна, в фильме почти незаметна, у нее всего пара реплик. Она присутствует скорее для числа. Никакой роли в сюжете она не играет.
Известно, что сестры Бронте вели крайне уединенный образ жизни и в этом уединении писали свои романы. Но в фильме они принимают гостей, устраивают вечеринки, ходят в театр... и ничего не пишут. Только Эмили робко сочиняет стихи.
Но самый главный вопрос: а был ли мальчик? По сюжету фильма, в один прекрасный день в Хоэрте появляется новый помощник священника - Уильям Уэйтман (Оливер Джексон-Коэн). Поначалу Эмили холодно встречает его, но со временем между ними завязывается роман.
В реальности такой человек действительно был, однако исследователи полагают, что симпатию к нему проявляла Энн, а не Эмили Бронте.
По возвращении домой из Блейк-Холла Энн повстречала Уильяма Уэйтмена (William Weightman; 1814—1842). Молодой человек начал работать в приходе с августа 1839 года. Ему было 25 лет, и он получил двухлетний лиценциат по теологии в Даремском университете. Уэйтмен был тепло принят в приходе. В это время Энн писала стихи, из которых можно предположить, что она была в него влюблена. Однако по этому поводу мнения исследователей не совпадают. Единственной, кто высказал свои возможные подозрения о чувствах Энн, была Шарлотта. Однажды она сказала Эллен Насси, что её сестра и Уильям Уэйтмен «смотрятся вместе как картинка».
В Хоэрте Уильям, обладающий привлекательной внешностью и умением располагать к себе людей, вызвал неподдельный интерес. Его доброжелательность по отношению к сёстрам Бронте произвела на них впечатление. Характер Уильяма Уэйтмена схож с тем, которым Энн наделила Эдварда Уэстона, персонажа «Агнес Грей». Это младший священник, к которому испытывает симпатию Агнес; он побудил главную героиню романа вновь увлечься поэзией.
Возможно, чувства Энн к Уэйтмену не были взаимными, и он обращал на неё не больше внимания, чем на старших сестёр Бронте или Эллен Насси. Неизвестно, считала ли Энн, что молодой человек заинтересовался ею. В любом случае, её стихи описывают внешне незаметные, но сильные эмоции, скрытые ото всех и не предполагающие ответа. Возможно и то, что привязанность к Уэйтмену, изначально слабая, со временем переросла в более глубокое чувство.
Позднее Энн могла общаться с Уильямом во время своих отпусков, проводимых дома, особенно летом 1842 года, когда других сестёр не было в Хоэрте. Уильям Уэйтмен умер от холеры в том же году. Энн выразила свою скорбь в стихотворении «I will not mourn thee, lovely one», назвав Уэйтмена «наш любимый».
Конечно, это не значит, что симпатии не было и со стороны Эмили, но исследователи не находят никаких указаний на их связь. Тем более такую связь! Мне было очень трудно поверить в происходящее на экране, учитывая эпоху, воспитание и происхождение героини.
Сам донжуан тоже не вызвал положительных эмоций. Вел себя как собака на сене, знаки внимания оказывал всем, был то холоден, то горяч. Вся "любовная трагедия" фильма и яйца выеденного не стоит - ну женился бы, и было бы им счастье: она не замужем, он холост, англиканский священник вполне может жениться, чему подтверждение многие персонажи Джейн Остин. Но выдать замуж Эмили Бронте даже для создателей этого фильма, наверное, было бы уже слишком.
Вызывают вопросы и отношения Эмили с братом Бренуэллом (Финн Уайтхед). Создатели явно намекают на нечто большее. Кроме того, по сюжету, именно брат "раскрепощает" Эмили: до его приезда она всего лишь бегает по вересковым полям да сочиняет стихи и безобидные сказки...
а он наконец "освобождает" ее мысли. А также, по сюжету, именно он делает ее из милой мечтательницы настоящей бунтаркой. Вызвали крайнее недоумение сцены, где Эмили курит, пьет и употребляет опиум. Так создатели хотели выразить бунтарство Эмили Бронте? Так делают современные подростки в дурных компаниях, но не 30-летняя дочь священника в XIX веке!
В целом показалось, что создатели фильма максимально осовременили Эмили Бронте - она поступает так, как могла бы поступить современная девушка (это вообще тренд многих современных фильмов и книг об ушедших эпохах). Увиденный в этом фильме образ совершенно не соответствует тому, что описан ее сестрой Шарлоттой и установлен исследователями.
Кроме того, что своим фильмом сказали создатели? Что Эмили Бронте написала свой роман благодаря мужчинам: брату, который раскрепостил ее и ее мысли, и возлюбленному, который... Вот тут я действительно не знаю, как Уильям Уэйтман мог повлиять на "Грозовой перевал". Это образ Хитклифа? Однозначно нет. Он дал Эмили опыт любви, и благодаря этому она смогла написать свой великий роман? Может быть, но каждому, кто читал "Грозовой перевал", наверное, казалось, что между Хитклифом и Кэтрин описана далеко не любовь, по крайней мере, не то, что мы обычно понимаем под любовью. Кроме того, в романе нет ничего такого, для чего Эмили Бронте мог непременно понадобиться опыт. "Грозовой перевал" - роман о страстях, но не телесных, а о тех, что клокочут в душах людей, не давая покоя и сводя с ума.
Таким образом, что же мы видим? Что Эмили Бронте - вовсе не уникальная, удивительная женщина, которая, живя в уединении и ведя внешне бессобытийную жизнь, силой своего таланта и воображения (а также немалой начитанности) создала гениальный роман, а просто... просто женщина? Я удивлена, что фильм с подобным посылом создан женщиной и появился в наши дни.
Под конец еще немного пройдемся по хронологии. Эмили Бронте опубликовала свой роман в 1847 году под псевдонимом Элисс Белл (по-другому в те времена было невозможно, издатели не жаловали авторов-женщин). Бренуэлл Бронте умер в сентябре 1848-го, Эмили - в декабре того же года. Реальный Уильям Уэйтмен умер и вовсе в 1842-м. В фильме всё по-своему. Только после всего пережитого Эмили садится за роман...
и спустя самое краткое время в ее руках заветная опубликованная книга: "Грозовой перевал", автор - Эмили Бронте! Да, без псевдонима, без мытарств с издателями, чему в основном посвящен фильм "Вошедшие незримо. Сестры Бронте" (2016). Еще и вечеринку по этому поводу устроили. А в жизни Эмили Бронте ушла непризнанной. Сестры одновременно издали три своих романа: "Джейн Эйр", "Грозовой перевал" и "Агнес Грей", и наиболее тепло был принят роман Шарлотты, "Джейн Эйр". Слава к автору "Грозового перевала" пришла уже посмертно.
А в фильме Шарлотта только садится за "Джейн Эйр" после смерти Эмили...
И вот вопрос: зачем смотреть фильм, в котором исказили почти все факты из жизни сестер Бронте? Это не что иное, как фантазия, домысел или сознательная ложь о жизни, отношениях и романах гениальных сестер. От автобиографических фильмов ждешь соответствия реальности, а не полного искажения фактов в угоду режиссерскому замыслу.
Воспринять этот фильм как отвлеченную историю? Зачем? Тогда пусть снимают фильм о вымышленном человеке, а не наживаются на известном имени.
Плюсы
В фильме довольно красивые пейзажи, приятная цветовая гамма. Актеры со своей задачей справились хорошо (они же не виноваты в том, какую задачу им поставили).
Вывод
Рекомендовать фильм в силу вышеобозначенных причин я не могу.
Могу порекомендовать другой, соответствующий реальности и очень красивый фильм по теме - "Сестры Бронте".
Спасибо всем, кто прочитал! Надеюсь, отзыв был полезен 💛