В Пушкинском музее (Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина) выставлена крупнейшая в России коллекция зарубежного искусство, начиная с древних времен Египта и Античной греции и до европейского искусства XIX–XX веков. Я была в этом музее еще в детстве. Поэтому когда сын подрос и стал проявлять интерес к истории и искусству, пришло время посетить музей вместе с ним.
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина расположен в самом центре Москвы, рядом с Храмом Христа Спасителя, рядом со станцией метро Кропоткинская. Адрес музея:
Москва, ул. Волхонка, 12
Стоимость билетов в Главное здание:
для взрослых в выходные дни 500 руб, в будние - 450 руб при покупке через сайт.
льготные билеты для детей (взрослых до 24 лет и старше 60 лет) соответственно 300 и 250 руб.
При покупки билетов в кассе Музея стоимость на 50 руб выше.
дети до 6 лет бесплатно.
Билеты продаются на определенное время, по сеансам. Но в не зависимости от того, во сколько вы вошли в музей, гулять по нему можно до закрытия.
В Главном здании находится не вся коллекция, предметы искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков расположены в отдельном здании. Чтобы ознакомиться с этой частью экспозиции, придется купить отдельный билет, его стоимость равна стоимости билета в главное здание. Таким образом при посещение музей замечательную коллекцию работ экспрессионистов мы не увидели.
Дни бесплатного посещения:
• каждый вторник — члены многодетных семей (граждане РФ): льготы предоставляются детям в возрасте до 17 лет включительно (студентам очной формы обучения - до 22 лет включительно) и их родителям. • каждая среда — дети от 7 до 17 лет включительно; взрослые от 18 до 24 лет включительно (граждане РФ); дети и взрослые, обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам вузов и ссузов РФ (студенты, аспиранты, адъюнкты, ординаторы, ассистенты-стажеры); • каждый четверг — взрослые от 60 лет и старше (граждане РФ).
Так же посетить Пушкинский музей бесплатно можно в Ночь музеев, в 2023 году эта акция будет проводится 20 мая.
Часы работы Главного здания:
ВТ, СР, СБ, ВС: с 11:00 до 20:00, вход до 19:00 ЧТ, ПТ: с 11:00 до 21:00, вход до 20:00 ПН: выходной Залы с экспозицией начинают закрываться за 15 минут до окончания работы музея
Так как последние сеансы посещения получается укороченным, на него действует существенная скидка. По будням (вторникам, средам и четвергам) билеты на последние сеансы (18-00, 18-30 или 19-00 и 19-30 по четвергам) стоят всего 200 руб.
Билеты лучше покупать онлайн на сайте музея не только потому, что они дешевле. В выходной день можно просто не попасть в музей потому, что на ближайшее время все билеты раскуплены через сайт.
С одной стороны онлайн продажа билетов удобна, оформление очень быстрое, не нужно стоять в очередях. Оплатить билеты можно картой или переводом через СБП по QR-коду. После оплаты ссылки для скачивания билетов сразу появляются на экране, а так же высылаются на эл. почту.
Распечатывать билеты не нужно. Можно просто показать на экране смартфона, сотрудник на входе сканирует QR-код.
Но неудобства тоже есть. Билеты продаются по сеансам, на каждые полчаса. Войти в музей нужно в течение получаса после времени, указанного на билете.
Мы живем в области, от Москвы недалеко, но вечные пробки могут увеличить время в пути. Мы не стали заказывать билеты заранее, решили купить их, когда уже будем в Москве (рассчитать время на метро можно точно). Но увы, за полчаса до нужного нам сеанса, билетов на него уже не осталось. Пришлось быстро заказывать на следующий сеанс. И на него билеты быстро разбирали.
Впрочем, мы нашли чем заняться в эти лишние полчаса. Зашли в Храм Христа Спасителя, который находится совсем рядом с Музеем.
Билеты в Музей у нас проверили еще на улице, при входе в здании. Без билета нельзя было зайти внутрь и попасть к кассе, так как все билеты были уже распроданы. Кассиры просто сидели.
При входе стоят рамки металлоискателей, охрана проверяет сумки (даже миниатюрные дамские). В залы музея нельзя проходить с рюкзаками или крупными сумками, как и с зонтами. Мокрые зонты мы без проблем сдали в гардероб (в день нашего посещения музея шел сильный дождь).
Гардероб находится на цокольном этаже. Он достаточно большой, работает несколько сотрудниц, очереди незначительные, быстро проходят.
Туалеты расположены так же в цокольном этаже. Женский сразу около лестницы, а вот чтобы найти мужской нужно пройти через весь гардероб.
Рядом с гардеробом есть сувенирная лавка (мы ничего не покупали, я даже не смотрела), там же рядом можно взять платный аудиогид. Думаю, в этом есть смысл, стоит взять хотя бы один на двоих. Мы с сыном слушали бесплатный аудиогид с сайта izi TRAVEL, но там маловато информации (судя по номеркам у экспонатов, в платной версии рассказывается о гораздо больше). Так же в бесплатной версии некоторые ролики были очень нудные и затянутые, с долгим перечислением очевидного, что мы и так видим, с использованием профессиональных искусствоведческих терминов, которые ребенку совершенно непонятны, без интересных фактов.
Чтобы перейти к экспозиции, нужно подняться по лестнице, там ждет проверка билетов (просто сканируют QR-код, я показывала билеты с телефона).
А дальше у нас возникли сложности. Вот вроде есть на колоннах в холле и в выставленных буклетах план-схема 1 и 2 этажей, но порядок осмотра залов совершенно непонятен.
Дело в том, что вход в Египетский зал (Зал №1) с которого логичнее начинать осмотр, чтобы соблюсти историческую хронологию, осуществляется не сразу из холла, к этому залу нему нужно пройти через другие. Поначалу мы конкретно запутались во внутреннем устройстве и планировке музей, обошли Греческий и Итальянский дворики, и только потом поняли, что экспозиция строится вокруг них. Прошли сквозь 6, 3, 2-ой залы, вышли к 1-му залу "Искусство Древнего Египта", а далее осматривали уже все по порядку.
Еще одна сложность в том, что номера залов хоть и написаны, но порой мелко и незаметно. Нигде нет стрелочек, указывающих на порядок осмотра экспонатов.
Экспозиция
Так как мы были с ребенком, одной из основных целей нашего посещения Пушкинского музея был Египетский зал. Сыну интересна история, он смотрел фильмы про Древний Египет, слушал по радио передачу для детей, посвященную ГМИИ им. Пушкина, в которой как раз много говорилось об экспонатах Египетского зала. Конечно, ребенок очень хотел все увидеть своими глазами.
Зал №1 Искусство Древнего Египта
В этом зале приглушенный свет, даже полумрак, освещены только экспонаты в многочисленных витринах, расположенных как вдоль стен, так и по центру зала. Экспонатов много, зал не назвать просторным (поэтому в него пропускают одновременно ограниченное количество экскурсионных групп).
Самый известный экспонат этого зала находится рядом со входом, на большую витрину с саркофагом сразу обращаешь внимание.
Верхняя крышка саркофага зафиксирована в поднятом состояние, а под ней можно рассмотреть подлинную мумию (хотя для этого придется присесть на корточки). Собственно говоря, само тело не видно, мумия покрыта тканью и сетками, но это только к лучшему. Общее представление о мумификации дает. Рядом с мумией жреца расположена мумия кошки и различные бытовые и культовые предметы, необходимые по верованиям древних египтян в загробном мире.
Так же в зале можно увидеть другие расписанные саркофаги, фигурки богов и богинь Древнего Египта, посуду, украшения, оружие (лук и стрелы).
Особенно мне запомнилась Косметическая ложечка, выполненная из слоновой кости и черного дерева. Такая тонкая, изящная работа, а ей больше 3 тыс. лет.
Зал №2 Искусство Древнего Ближнего Востока
Следующий зал сильно отличается от Египетского по оформлению, он большой, просторный, с монументальными изваяниями вдоль стен. Но здесь уже не только подлинники, а преимущественно слепки.
При входе сразу обращаешь внимание на огромных крылатых быков с человеческими головами и пятью ногами (если бы не аудиогид, я наверное не заметила бы пятую ногу).
Они
некогда охраняли вход в церемониальные покои царей Саргона II и Ашшурнацирапала II.
На стенах интересные барельефы (тоже копии).
Стены обрамлены слепками с барельефов из дворца Ашшурнацирапала II в Кальху (современный Нимруд) и Саргона II в Дур-Шаррукине (современный Хорсабад). Подобно царским анналам, изображения повествовали о военных победах правителей, об осадах городов, поверженных врагах и казненных пленниках.
В центре зала
На постаменте стоит находка из Армении, где в древности находилось царство Урарту. Это большой сосуд для хранения вина (карас).
Меня заинтересовала витрина с образцами письменности и приборами для письма
Клинописные таблички
Вот такое решение математической задачи на древнем папирусе:
Следующий Зал №3 посвящен Древней Трое и раскопкам Шлимана.
Здесь преимущественно представлены золотые украшения, монеты, найденные при раскопках.
Интерес вызывают золотые диадемы бронзового века (2400 г. до н.э).
Зал №4 Искусство античного мира(Кипра, Древней Греции, Древней Италии и Рима).
Интересный зал с большим количеством расписной керамики, представлена посуда, кувшины, амфоры, фигурки, маски.
Не могла не обратить внимания на это чудо, оказалось, сосуд для питья в виде бычка.
Ритон в виде бычка, 1600 - 1450 г до н.э.
Саркофаг из коллекции Уварова:
По тонкости и красоте исполнения саркофаг может считаться истинным шедевром античной пластики. Необычна овальная форма саркофага. Она напоминает чан, в котором осенью давили виноград, чтобы к январю он, перебродив, превращался в вино. Неудивительно, что на саркофаге изображены мистерии, посвященные богу вина Дионису. По традиции, культ бога связывали с темой смерти, и празднества, проходившие в его честь, раскрывали таинство перехода к загробной жизни. Умирающий и воскресающий, как и сама природа, Дионис изображен на саркофаге дважды. На одной стороне обнаженный бог во всем великолепии атлетической красоты в сопровождении своей танцующей свиты – вакханок, менад, силенов и козлоногих сатиров – приближается к спящей Ариадне, своей будущей жене. Ее лицо оставлено незаконченным - здесь предполагался портрет той, которая должна покоиться в этом саркофаге. На противоположной стороне фигура античного бога в торжественном облачении – хитоне с богатым поясом - возвышается над лежащим Гераклом, вкусившим божественного напитка и неспособным противостоять силе Диониса.
Зал № 6 Эллинистический и римский Египет. Коптское искусство.
Первым делом обращаешь внимание на египетские саркофаги III-I вв. до н.э.
А еще в этом зале невозможно пройти мимо чудесных портретов, выполненных на дереве восковыми красками (I-II вв н.э.).
Кстати, раньше в музее эти картины висели на стене, а теперь расположены под наклоном в горизонтальных витринах, они полностью под стеклом, но их можно хорошо рассмотреть вблизи.
Так же меня заинтересовали коптские ткани IV-VII вв н.э.
Из 6 зала попадаешь в Греческий дворик. Очень красивый, впечатляющий зал с высоченными потолками и стеклянной крышей.
Здесь представлены макеты и реконструкции памятников Древнего мира. И пускай все экспонаты зала это копии, они не становятся менее прекрасными. А с учетом, что слепки сделаны в начале XX века они сами по себе имеют историческую ценность.
Львы из святилища Исиды и Сераписа в Риме
Статуя колоссальная музы трагедии Мельпомены
Статуи, скульптуры, портики, балконы выполнены в натуральную величину, что усиливает впечатление.
Южный портик Эрехтейона, т.н. портик кариатид
Далеко не у всех есть возможность посмотреть на античную скульптуру в оригинале, особенно в нынешних условиях. А Пушкинский музей дает возможность получить о ней представление.
Ребенку в Греческом дворике было интересно, сын искал у многочисленных статуй богини Афины символы, змей и сов. Змеи всегда находились, а вот сова присутствовала не везде.
Далее мы прошлись по залам, демонстрирующим полотна выдающихся художников Италии, Франции, Голландии VIII-XVIII.
Перед поездкой в музей изобразительных искусств им. Пушкина я смотрела панораму, виртуальную экскурсию на официальном сайте музея. На ней где-то залы выглядели просторными, но по факту все не так, экспозиция в музее немного иная, в залах установлено много перегородок, дополнительных мест для размещения картин, залы стали немного напоминать лабиринты. А картины размещены в ином порядке. Некоторые залы были с темными стенами, а сейчас светлые.
Зал №7 у Боттичелли, Тициан, Веронезе, итальянское и византийское искусство
Византийское искусство, иконопись:
Благовещение
Мадонна с младенцем на троне Со сценами из жизни Марии в семнадцати клеймах Коппо ди Марковальдо (круг) 1275-1280
Голова Мадонны Римский мастер первой половины XIII века
Аньоло Бронзино. Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем:
Зал №8 Пуссен, Буше, Давид
Жак Луи Давид. Андромаха, оплакивающая Гектора
Зал№9 Маньяско, Тьеполо, Каналетто, Гварди
Бернардо Строцци Старая кокетка
Зал №10 Рубенс, Йорданс, Сурбаран, Мурильо
Зал №11 Рембрандт: до и после (искусство Голландии XVII века)
Особенное впечатление на меня произвела картина «Артаксеркс, Аман и Эсфирь».
Платье Эсфирь так искусно написано, оно просто сияет. К сожалению, не удалось сделать свое нормальное фото, картина под стеклом и ужасно бликует при съемке.
Итальянский дворик
Здесь, как и в Греческом дворике, сплошные копии, слепки со скульптур известных итальянских мастеров.
Конечно, самая примечательная статуя Давида Микеланджело. Кроме нее есть еще два Давида других мастеров, размером поменьше.
Впечатляют конные статуи
И целый портал Собора
В Итальянском дворике по центру имеются мягкие лавочки, можно отдохнуть и полюбоваться скульптурными произведениями сидя.
Здесь ребенок завис, пройдя весь первый этаж сын сильно устал. И на втором этаже не столько смотрел экспозицию, сколько отдыхал на лавочках, благо они есть во многих залах.
Из Итальянского дворика ведет лестница на второй этаж, там осмотр экспозиции музея продолжается.
В залах второго этажа представлено искусство Древней Греции, Древнего Рима и Италии, нидерландская и немецкая скульптура.
Древняя Греция:
Греческое искусство поздней классики:
Капитолийская волчица (бронзированный слепок):
Шлем и поножь гладиатора на скамье (бронзированный слепок) удивляют размером.
Европейское искусство средних веков:
В зале, посвященном скульптуре Микеланджело, мы увидели небольшой орган.
Очень понравился зал Итальянское искусство XVII-XVIII в, прекрасные пейзажи, чудесные виды, архитектура и руины.
Второй этаж музея мы осматривали уже бегло, для внимательного, вдумчивого изучения экспозиции не осталось сил, особенно у ребенка. Музей очень большой, коллекция огромная, чтобы осмотреть и изучить все, в Пушкинский музей придется приехать не один раз.
После посещения Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина у нас остались самые приятные впечатления. Ребенку больше всего запомнился Египетский зал, двухголовые быки в Греческом дворики, а из произведений живописи - портрет Наполеона в в коронационном костюме, мантии и венце.
Мне тоже было очень интересно посетить музей, не только вновь увидеть знакомые с детства произведения и скульптуры, но и новые или хорошо забытые экспонаты.
Единственное, что не понравилось - это не очень понятные схемы расположения залов и отсутствие обозначенных маршрутов осмотра, из-за чего мы поначалу в музее заблудились. Так же хочется отметить, что в залах было достаточно жарко и душно, хорошо что сейчас не нужно ходить в масках.
Бываю там время от времени и думала, что не скоро пойду, но сегодня прочитала о новой выставке с золотом сарматских вождей, теперь точно пойдём- мои такое любят)))