Опубликовано 27 Апрель, 2023 - 18:10

В Пушкинском музее (Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина) выставлена крупнейшая в России коллекция зарубежного искусство, начиная с древних времен Египта и Античной греции и до европейского искусства XIX–XX веков. Я была в этом музее еще в детстве. Поэтому когда сын подрос и стал проявлять интерес к истории и искусству, пришло время посетить музей вместе с ним.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина расположен в самом центре Москвы, рядом с Храмом Христа Спасителя, рядом со станцией метро Кропоткинская. Адрес музея:

Москва, ул. Волхонка, 12

Стоимость билетов в Главное здание:

для взрослых в выходные дни 500 руб, в будние - 450 руб при покупке через сайт.

льготные билеты для детей (взрослых до 24 лет и старше 60 лет) соответственно 300 и 250 руб.

При покупки билетов в кассе Музея стоимость на 50 руб выше.

дети до 6 лет бесплатно.

Билеты продаются на определенное время, по сеансам. Но в не зависимости от того, во сколько вы вошли в музей, гулять по нему можно до закрытия.

 

В Главном здании находится не вся коллекция, предметы искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков расположены в отдельном здании. Чтобы ознакомиться с этой частью экспозиции, придется купить отдельный билет, его стоимость равна стоимости билета в главное здание. Таким образом при посещение музей замечательную коллекцию работ экспрессионистов мы не увидели.

 

Дни бесплатного посещения:

• каждый вторник — члены многодетных семей (граждане РФ): льготы предоставляются детям в возрасте до 17 лет включительно (студентам очной формы обучения - до 22 лет включительно) и их родителям.
• каждая среда — дети от 7 до 17 лет включительно; взрослые от 18 до 24 лет включительно (граждане РФ); дети и взрослые, обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам вузов и ссузов РФ (студенты, аспиранты, адъюнкты, ординаторы, ассистенты-стажеры);
• каждый четверг — взрослые от 60 лет и старше (граждане РФ).

 

Так же посетить Пушкинский музей бесплатно можно в Ночь музеев, в 2023 году эта акция будет проводится 20 мая.

 

Часы работы Главного здания:

ВТ, СР, СБ, ВС: с 11:00 до 20:00, вход до 19:00
ЧТ, ПТ: с 11:00 до 21:00, вход до 20:00
ПН: выходной
Залы с экспозицией начинают закрываться за 15 минут до окончания работы музея

Так как последние сеансы посещения получается укороченным, на него действует существенная скидка. По будням (вторникам, средам и четвергам) билеты на последние сеансы (18-00, 18-30 или 19-00 и 19-30 по четвергам) стоят всего 200 руб.

 

Билеты лучше покупать онлайн на сайте музея не только потому, что они дешевле. В выходной день можно просто не попасть в музей потому, что на ближайшее время все билеты раскуплены через сайт.

 

С одной стороны онлайн продажа билетов удобна, оформление очень быстрое, не нужно стоять в очередях. Оплатить билеты можно картой или переводом через СБП по QR-коду. После оплаты ссылки для скачивания билетов сразу появляются на экране, а так же высылаются на эл. почту.

Распечатывать билеты не нужно. Можно просто показать на экране смартфона, сотрудник на входе сканирует QR-код.

 

Но неудобства тоже есть. Билеты продаются по сеансам, на каждые полчаса. Войти в музей нужно в течение получаса после времени, указанного на билете.

Мы живем в области, от Москвы недалеко, но вечные пробки могут увеличить время в пути. Мы не стали заказывать билеты заранее, решили купить их, когда уже будем в Москве (рассчитать время на метро можно точно). Но увы, за полчаса до нужного нам сеанса, билетов на него уже не осталось. Пришлось быстро заказывать на следующий сеанс. И на него билеты быстро разбирали.

Впрочем, мы нашли чем заняться в эти лишние полчаса. Зашли в Храм Христа Спасителя, который находится совсем рядом с Музеем.

Билеты в Музей у нас проверили еще на улице, при входе в здании. Без билета нельзя было зайти внутрь и попасть к кассе, так как все билеты были уже распроданы. Кассиры просто сидели.

При входе стоят рамки металлоискателей, охрана проверяет сумки (даже миниатюрные дамские). В залы музея нельзя проходить с рюкзаками или крупными сумками, как и с зонтами. Мокрые зонты мы без проблем сдали в гардероб (в день нашего посещения музея шел сильный дождь).

 

Гардероб находится на цокольном этаже. Он достаточно большой, работает несколько сотрудниц, очереди незначительные, быстро проходят.

Туалеты расположены так же в цокольном этаже. Женский сразу около лестницы, а вот чтобы найти мужской нужно пройти через весь гардероб.

 

Рядом с гардеробом есть сувенирная лавка (мы ничего не покупали, я даже не смотрела), там же рядом можно взять платный аудиогид. Думаю, в этом есть смысл, стоит взять хотя бы один на двоих. Мы с сыном слушали бесплатный аудиогид с сайта izi TRAVEL, но там маловато информации (судя по номеркам у экспонатов, в платной версии рассказывается о гораздо больше). Так же в бесплатной версии некоторые ролики были очень нудные и затянутые, с долгим перечислением очевидного, что мы и так видим, с использованием профессиональных искусствоведческих терминов, которые ребенку совершенно непонятны, без интересных фактов.

 

Чтобы перейти к экспозиции, нужно подняться по лестнице, там ждет проверка билетов (просто сканируют QR-код, я показывала билеты с телефона).

 

А дальше у нас возникли сложности. Вот вроде есть на колоннах в холле и в выставленных буклетах план-схема 1 и 2 этажей, но порядок осмотра залов совершенно непонятен.

Дело в том, что вход в Египетский зал (Зал №1) с которого логичнее начинать осмотр, чтобы соблюсти историческую хронологию, осуществляется не сразу из холла, к этому залу нему нужно пройти через другие. Поначалу мы конкретно запутались во внутреннем устройстве и планировке музей, обошли Греческий и Итальянский дворики, и только потом поняли, что экспозиция строится вокруг них. Прошли сквозь 6, 3, 2-ой залы, вышли к 1-му залу "Искусство Древнего Египта", а далее осматривали уже все по порядку.

 

Еще одна сложность в том, что номера залов хоть и написаны, но порой мелко и незаметно. Нигде нет стрелочек, указывающих на порядок осмотра экспонатов.

 

Экспозиция

 

Так как мы были с ребенком, одной из основных целей нашего посещения Пушкинского музея был Египетский зал. Сыну интересна история, он смотрел фильмы про Древний Египет, слушал по радио передачу для детей, посвященную ГМИИ им. Пушкина, в которой как раз много говорилось об экспонатах Египетского зала. Конечно, ребенок очень хотел все увидеть своими глазами.

 

Зал №1 Искусство Древнего Египта

В этом зале приглушенный свет, даже полумрак, освещены только экспонаты в многочисленных витринах, расположенных как вдоль стен, так и по центру зала. Экспонатов много, зал не назвать просторным (поэтому в него пропускают одновременно ограниченное количество экскурсионных групп).

Самый известный экспонат этого зала находится рядом со входом, на большую витрину с саркофагом сразу обращаешь внимание.

Верхняя крышка саркофага зафиксирована в поднятом состояние, а под ней можно рассмотреть подлинную мумию (хотя для этого придется присесть на корточки). Собственно говоря, само тело не видно, мумия покрыта тканью и сетками, но это только к лучшему. Общее представление о мумификации дает. Рядом с мумией жреца расположена мумия кошки и различные бытовые и культовые предметы, необходимые по верованиям древних египтян в загробном мире.

 

Так же в зале можно увидеть другие расписанные саркофаги, фигурки богов и богинь Древнего Египта, посуду, украшения, оружие (лук и стрелы).

Особенно мне запомнилась Косметическая ложечка, выполненная из слоновой кости и черного дерева. Такая тонкая, изящная работа, а ей больше 3 тыс. лет.

 

Зал №2 Искусство Древнего Ближнего Востока

 

Следующий зал сильно отличается от Египетского по оформлению, он большой, просторный, с монументальными изваяниями вдоль стен. Но здесь уже не только подлинники, а преимущественно слепки.

При входе сразу обращаешь внимание на огромных крылатых быков с человеческими головами и пятью ногами (если бы не аудиогид, я наверное не заметила бы пятую ногу).

Они

некогда охраняли вход в церемониальные покои царей Саргона II и Ашшурнацирапала II.

На стенах интересные барельефы (тоже копии).

Стены обрамлены слепками с барельефов из дворца Ашшурнацирапала II в Кальху (современный Нимруд) и Саргона II в Дур-Шаррукине (современный Хорсабад). Подобно царским анналам, изображения повествовали о военных победах правителей, об осадах городов, поверженных врагах и казненных пленниках.

В центре зала

На постаменте стоит находка из Армении, где в древности находилось царство Урарту. Это большой сосуд для хранения вина (карас).

Меня заинтересовала витрина с образцами письменности и приборами для письма

Клинописные таблички

Вот такое решение математической задачи на древнем папирусе:

Следующий Зал №3 посвящен Древней Трое и раскопкам Шлимана.

Здесь преимущественно представлены золотые украшения, монеты, найденные при раскопках.

Интерес вызывают золотые диадемы бронзового века (2400 г. до н.э).

 

Зал №4 Искусство античного мира (Кипра, Древней Греции, Древней Италии и Рима).

Интересный зал с большим количеством расписной керамики, представлена посуда, кувшины, амфоры, фигурки, маски.

Не могла не обратить внимания на это чудо, оказалось, сосуд для питья в виде бычка.

Ритон в виде бычка, 1600 - 1450 г до н.э.

Саркофаг из коллекции Уварова:

По тонкости и красоте исполнения саркофаг может считаться истинным шедевром античной пластики. Необычна овальная форма саркофага. Она напоминает чан, в котором осенью давили виноград, чтобы к январю он, перебродив, превращался в вино. Неудивительно, что на саркофаге изображены мистерии, посвященные богу вина Дионису. По традиции, культ бога связывали с темой смерти, и празднества, проходившие в его честь, раскрывали таинство перехода к загробной жизни. Умирающий и воскресающий, как и сама природа, Дионис изображен на саркофаге дважды. На одной стороне обнаженный бог во всем великолепии атлетической красоты в сопровождении своей танцующей свиты – вакханок, менад, силенов и козлоногих сатиров – приближается к спящей Ариадне, своей будущей жене. Ее лицо оставлено незаконченным - здесь предполагался портрет той, которая должна покоиться в этом саркофаге. На противоположной стороне фигура античного бога в торжественном облачении – хитоне с богатым поясом - возвышается над лежащим Гераклом, вкусившим божественного напитка и неспособным противостоять силе Диониса.

 

Зал № 6 Эллинистический и римский Египет. Коптское искусство.

Первым делом обращаешь внимание на египетские саркофаги III-I вв. до н.э.

А еще в этом зале невозможно пройти мимо чудесных портретов, выполненных на дереве восковыми красками (I-II вв н.э.).

Кстати, раньше в музее эти картины висели на стене, а теперь расположены под наклоном в горизонтальных витринах, они полностью под стеклом, но их можно хорошо рассмотреть вблизи.

Так же меня заинтересовали коптские ткани IV-VII вв н.э.

 

Из 6 зала попадаешь в Греческий дворик. Очень красивый, впечатляющий зал с высоченными потолками и стеклянной крышей.

 

Здесь представлены макеты и реконструкции памятников Древнего мира. И пускай все экспонаты зала это копии, они не становятся менее прекрасными. А с учетом, что слепки сделаны в начале XX века они сами по себе имеют историческую ценность.

Львы из святилища Исиды и Сераписа в Риме
Статуя колоссальная музы трагедии Мельпомены

Статуи, скульптуры, портики, балконы выполнены в натуральную величину, что усиливает впечатление.

Южный портик Эрехтейона, т.н. портик кариатид

 

Далеко не у всех есть возможность посмотреть на античную скульптуру в оригинале, особенно в нынешних условиях. А Пушкинский музей дает возможность получить о ней представление.

 

Ребенку в Греческом дворике было интересно, сын искал у многочисленных статуй богини Афины символы, змей и сов. Змеи всегда находились, а вот сова присутствовала не везде.

 

 

Далее мы прошлись по залам, демонстрирующим полотна выдающихся художников Италии, Франции, Голландии VIII-XVIII.

Перед поездкой в музей изобразительных искусств им. Пушкина я смотрела панораму, виртуальную экскурсию на официальном сайте музея. На ней где-то залы выглядели просторными, но по факту все не так, экспозиция в музее немного иная, в залах установлено много перегородок, дополнительных мест для размещения картин, залы стали немного напоминать лабиринты. А картины размещены в ином порядке. Некоторые залы были с темными стенами, а сейчас светлые.

 

Зал №7 у Боттичелли, Тициан, Веронезе, итальянское и византийское искусство

 

Византийское искусство, иконопись:

Благовещение
Мадонна с младенцем на троне Со сценами из жизни Марии в семнадцати клеймах Коппо ди Марковальдо (круг) 1275-1280

Голова Мадонны Римский мастер первой половины XIII века

Аньоло Бронзино. Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем:

Зал №8 Пуссен, Буше, Давид

Жак Луи Давид. Андромаха, оплакивающая Гектора

Зал№9 Маньяско, Тьеполо, Каналетто, Гварди

Бернардо Строцци Старая кокетка

 

Зал №10 Рубенс, Йорданс, Сурбаран, Мурильо

 

 

Зал №11 Рембрандт: до и после (искусство Голландии XVII века)

Необыкновенно выразительные портреты кисти Рембрандта:

Особенное впечатление на меня произвела картина «Артаксеркс, Аман и Эсфирь».

Платье Эсфирь так искусно написано, оно просто сияет. К сожалению, не удалось сделать свое нормальное фото, картина под стеклом и ужасно бликует при съемке.

 

Итальянский дворик

Здесь, как и в Греческом дворике, сплошные копии, слепки со скульптур известных итальянских мастеров.

Конечно, самая примечательная статуя Давида Микеланджело. Кроме нее есть еще два Давида других мастеров, размером поменьше.

Впечатляют конные статуи

И целый портал Собора

В Итальянском дворике по центру имеются мягкие лавочки, можно отдохнуть и полюбоваться скульптурными произведениями сидя.

Здесь ребенок завис, пройдя весь первый этаж сын сильно устал. И на втором этаже не столько смотрел экспозицию, сколько отдыхал на лавочках, благо они есть во многих залах.

 

Из Итальянского дворика ведет лестница на второй этаж, там осмотр экспозиции музея продолжается.

В залах второго этажа представлено искусство Древней Греции, Древнего Рима и Италии, нидерландская и немецкая скульптура.

Древняя Греция:

Греческое искусство поздней классики:

Капитолийская волчица (бронзированный слепок):

Шлем и поножь гладиатора на скамье (бронзированный слепок) удивляют размером.

Европейское искусство средних веков:

В зале, посвященном скульптуре Микеланджело, мы увидели небольшой орган.

 

Очень понравился зал Итальянское искусство XVII-XVIII в, прекрасные пейзажи, чудесные виды, архитектура и руины.

 

Второй этаж музея мы осматривали уже бегло, для внимательного, вдумчивого изучения экспозиции не осталось сил, особенно у ребенка. Музей очень большой, коллекция огромная, чтобы осмотреть и изучить все, в Пушкинский музей придется приехать не один раз.

После посещения Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина у нас остались самые приятные впечатления. Ребенку больше всего запомнился Египетский зал, двухголовые быки в Греческом дворики, а из произведений живописи - портрет Наполеона в в коронационном костюме, мантии и венце.

Мне тоже было очень интересно посетить музей, не только вновь увидеть знакомые с детства произведения и скульптуры, но и новые или хорошо забытые экспонаты.

Единственное, что не понравилось - это не очень понятные схемы расположения залов и отсутствие обозначенных маршрутов осмотра, из-за чего мы поначалу в музее заблудились. Так же хочется отметить, что в залах было достаточно жарко и душно, хорошо что сейчас не нужно ходить в масках.

arkktikaрекомендует
Читать все отзывы 29
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
27.04.2023
Шикарный
27.04.2023
Обожаю этот музей еще со времен студенчества. Теперь хочу туда с дочкой попасть.
27.04.2023
Бываю там время от времени и думала, что не скоро пойду, но сегодня прочитала о новой выставке с золотом сарматских вождей, теперь точно пойдём- мои такое любят)))
28.04.2023
Замечательный музей и очень полезный для школьников, так как они будут проходить всё это на уроках истории.
28.04.2023
Спасибо за интересную экскурсию Smile
29.04.2023
Очень интересный музей
Отличный отзыв! было интересно! спасибо Smile
Другие отзывы
Читать все отзывы 29
Смотрите также