Опубликовано 23 Март, 2025 - 17:22

  • Получено с условием написания отзыва (бесплатно или со скидкой)

Всем привет, друзья! С вами ††Ищущи醆, и мы ищем хорошие книги : )

Сегодня я хотел бы поделиться впечатлениями после прочтения работы "Баба Нюра". Я не могу назвать это художественным произведением хотя бы в силу того, человек собирал информацию в реальной деревни, где некогда происходили описываемые события. Да, я знаю, что в названии книги есть "мистический фольклор", и я тоже не слишком верю в то, что про рассказывали любопытному страннику местные жители. Но знаете пословицу про то, что без дыма не бывает огня?

Раньше ведь строго было. Не так, как сейчас с детьми возятся. Могли и по горбу, и по лбу.

Вот и в данном случае я считаю, что легенды и сказания местных жителей связаны с тем, что действительно происходило в этих краях. Пускай они осознанно или нет и переврали или переиначили некоторые события. Мы с вами может посмотреть на описанные байки более рационально и спокойно, нежели рассказчики или даже автор работы, которому пришлось не только общаться с местными, но и самому ходить по этим местностям.

А у фантазии, знаете ли, порой очень хорошо работают внешние стимуляторы. На болоте ухнула сова? А в голове уже мерещатся образы лешего. Заскрипело старое дерево от порыва ветра? Это "другие" лезут из своих нор, чтобы прогнать незваного гостя (про других будут упоминания, но сразу могу уточнить, что это не классическая нечисть или христианские бесы, а какой-то другой народ, некогда решивший добровольно закопаться себя с избами под землю, чтобы жить там. Под землей. Зачем им это было нужно никто из местных уже и не упомнит).

Пусть же вечный покой болот останется не потревожен, а те, кто ищет истину, продолжат своё верное дело, подсказки откроются им, а неизвестные друзья придут, чтобы помочь!

Вот и получается, что даже специально поехавший в эти края человек может невольно поддаться если не слухам и рассказам "очевидцев", то, как минимум, местной атмосфере. Потому что у страха глаза велики, и я это помню по себе. Детская фантазия работает отлично, и я до сих пор помню как мы убегали со школьным другом от "ожившей статуи", преследующей нас в центральном парке зимним вечером. Сейчас то я понимаю, что это просто мужик шел домой после работы и даже не смотрел в нашу сторону. Но ТОГДА нам казалось, что это ожил памятник, который преследует нас.

Уже и не помню с чего мы пришли к этому выводу, но вот так работает фантазия. Что у детей, что у впечатлительных взрослых. Я даже сейчас, прекрасно осознавая источников звуков из коридора в подъезде, иногда могу дернуться от неожиданности - уж больно резко раздается хлопок двери в тишине. Или когда ночью начинает литься большой поток воды по трубам. Тоже может "взбодрить" )

– Да кто его знает, что тут возможно, а что нет. После таких рассказов страшных лежишь ночью и каждый скрип слушаешь. Спаси и сохрани от такого. Не хочу и думать, что там возможно, а что нет. Да и нечего к вечеру такие вещи вспоминать.

Так что я уверен, что нечто подобное происходило и здесь. Что позже обрело суевериями и сказаниями. Да и легенды про местную ведьму, наводящую ужас на людей тоже могут быть вполне реальными. Просто причина поведения могла быть в другой плоскости. Люди сами толковали о том, что она однажды потерялась на несколько дней, а потом обнаружилась, и начала себя странно вести. Что неудивительно - от страха у человека поехала психика, потом за спиной пошли пересуды, и под старость человек мог окончательно впасть в маразм.

Я, например, если вижу странную бабушку, шепчущую себе под нос не пойми что, даже в мыслях не допущу то, что она проклинает магазин или меня. Может, вспоминает что её нужно купить. Или разговаривает сама с собой от одиночества. Мало ли что взбредет в голову человеку? А местные жители своей юридовой бабке сразу напридумали невесть чего. Невольно вспоминаются истории про костры инквизиции и наговоры местных, которые обвиняли соседа в том, что он стоял на пороге дома и смотрел на чужую корову. Которая на следующий день издохла.

Какие еще нужны доказательства? Черная магия, не иначе!

Кое-кто утверждал, что однажды видели при ней связку ключей, с помощью которой она выпускает нечистую силу из дыр.

Так что в странную бабку и легенды, связанные с ней, я верю. Причем верю охотно. Но не в их реальность. Даже сам автор неоднократно ловил своих "свидетелей" на противоречии. Или это "давно было, и все смешалось в голове", или им так рассказывали, а они просто пересказывают. Даже когда он спрашивал про то, почему местную бабку считают ведьмой, никто не смог дать ВНЯТНОГО ответа. Максимум, что звучало "все знают", и все. Ну, если ВСЕ ЗНАЮТ, то конечно же спорить с этим бесполезно, и никаких доказательств для таких обвинений не нужно.

Ведь люди НИКОГДА не ошибались на пустом месте и не возводили напраслину просто так или по своей дикости : )

Издательство: АСТ

Год выпуска: 2024

Тип обложки: Твердый переплет

Тип книги: Печатная книга

Количество страниц: 224

ISBN: 978-5-17-157946-3

Возрастные ограничения: 16+

Аннотация:

Случалось ли вам слышать пугающие истории о том, что можно увидеть и услышать, оказавшись в какой-нибудь далекой, богом забытой русской деревеньке? Перед вами сборник мистических деревенских легенд, кропотливо собранных лабораторией, выбравшей себе красноречивое название «Баба Нюра». В течение нескольких лет куратор проекта исследовал один из самых загадочных районов Ленинградской области — Либежгору. Появляющаяся как будто ниоткуда тройка, пугающие другие, о которых мало кому что-то известно, голоса из леса, те, кто живет в подполье… Это лишь несколько загадочных фактов, о которых информаторы спокойно, как о чем-то обычном рассказывали представителю лаборатории. Леса и болота, потрепанные старые снимки, по-настоящему страшные истории и, конечно, сам колорит российской глубинки — это то, что собрано в этой книге.

Книга "баба Нюра. Мистический фольклор" построено в виде разговора автора с местными жителями области, в которой он и собирал местный фольклор, а потом пытался систематизировать полученную информацию. Сам он тоже относится к услышанному через призму рационального скепсиса, и занимается сбором мифов, а не верит в то, что ему рассказывают местные. Скажу так - он, как и я допускает мысль о том, что что-то действительно могло случиться в реальности. Например, разговоры про "других" появились из-за соседей, некогда живших в этих краях. Или это были заблудившие охотники, которые вышли к деревне.

Рак, конечно же, он диагностировал себе сам, исходя из плохого самочувствия, которое никак не проходило и день за днем ухудшалось. Также в словах самой женщины я обнаружил совсем не архаичные термины в духе «чувствую энергетику, плохое поле вокруг» и прочие словосочетания, которые пришли к ней в лексикон явно из эзотерической литературы девяностых годов напрямую или же через других лиц.

Да мало ли беглых людей скрывалось в лесах в те времена? Даже сейчас многие области нашей Родины остаются глухими, куда не ступает нога человека. Неудивительно, что фантазия может на ровном месте придумать всякие небылицы. Вышел, например, егерь к местным, давно не брился. А они в нем дикого колдуна увидели и попрятались по домам. Или может действительно какая-то экспедиция шла мимо, и просила хлеба с водой, а их приняли за непонятного кого. Как говорится, мало ли кто может ночью чужой по двору шастать? Лучше не открывать.

Так что я не просто читал про местные сказания, но и пытался сразу их анализировать. Понятное дело, что у меня недостаточно информации на руках, но даже в таком формате мне было интересно почитать про глухой район ленинградской области, где некогда стояли несколько поселений, со временем пришедших в упадок и сократившихся до одной небольшой деревеньки. В которую и наведается автор в поисках информации и ответов.

В бане особенно. Баня-то – место некрещёное. Там всякое водится. Вот и другие, если у кого, говорят, водились, то всегда на сенях или в бане селились.

Что примечательно - некоторые мифы будут частично подтверждены. Например, про "чужих", которые вылезают из дымохода, окон или щелей. Недалеко от поселка мужчина обнаружит холмы, очень сильно напоминающие собой курганы и захоронения. А значит, что легенды про соседей, некогда решивших сами себя закопать под землю, могут иметь весьма реалистичную основу. В то время как остальное стало уже домыслами и фантазией местных жителей. Леса и местность глухие, мало ли что вечером причудится.

Нередко, по старым практикам, одна сторона реки предназначалась живым, а другая – мёртвым.

Особенно если человек в силу собственных убеждений и взглядов уже настроен на то, чтобы что-то услышать. Это так называемое "языческое мышление", или "магический взгляд на мир". Почему-то его иногда приписывают верующим в разных Богов/Бога людей, но на самом деле этому мышлению могут быть подвластны и атеисты. Которые в Бога не верят, а существование привидений допускают. Или магию, которая якобы может влиять на окружающую действительность.

И так всего, что рассматривает рассказчик в рамках своего исследования. Мне очень нравится то, как именно оформлены главы, и что есть пересечений историй между собой. Недаром даже книга называется "баба Нюра", потому что она будет выступать здесь центральной фигурой, вокруг которой и будут построены легенды. С некоторыми она даже будет частично связана. Или просто бывала в тех местах, где якобы терялись люди или маленькие дети слышали странные голоса. И прочее, прочее.

Кому может понравиться эта работа?

Впервые в жизни я задумался над этимологией слова «сопка». Оно очень схоже со словом «усопший». Эти совпадения – случайность или у них один корень? Может, они образованы от глагола «засыпать» в значении «засыпать землей»? Или «засыпать» в значении «уснуть»?

В первую очередь, как мне кажется, любителям мифологии и легенд нашей Родины. Здесь можно провести отличный анализ и увидеть, как и почему появляются мифы и легенды. Повторюсь, что есть курганы, есть болото и лес. А в лесу живут разные животные, некоторые способны при этом издавать звуки, очень сильно похожие на крики младенца (вы просто послушай как может кричать и плакать дикий заяц, очень удивитесь). Во-вторых, это просто интересная сама по себе работа, выполненная в формате интервью с местными жителями и выводами автора, который на основании собранной информации также пытается провести собственное расследование и сделать анализ полученной информации.

Так что мне понравилось, хочу что-нибудь еще в таком же духе.

С большим удовольствием поднимаю палец вверх, и рекомендую "бабу Нюру" для прочтения. Спасибо, что заглянули на огонек, друзья. Берегите себя, и до новых встреч!

††Ищущи醆рекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Я думаю мне б была интересна книга😁
Смотрите также