Здравствуйте друзья. Этой книгой я грезил давно, но достать ее было очень сложно в бумажном варианте. А я лучше понимаю сложные книги на бумаге. А книга Суинберна сложная, это не проповедь, а научная и логическая аргументация. Книгу мне дал почитать мой друг. А сегодня я попытаюсь кратко пояснить ее вам.
Харари писал, что религия - это клей который позволил объединяться человечеству. Атеист Де Вааль писал, что без этого клея общества и государства распадаются в четыре раза быстрее. Но сегодня я буду писать не об религии, а о Боге.
Многие современные люди думают, что мысли о Боге - дело недалеких натур. Это не так, над этой темой думали подавляющее большинство великих умов от Платона и Аристотеля до Ньютона и Эйнштейна до современных ученых. Например, атеист Бостром не исключает существования великого архитектора.
О котором из Богов идет речь? Я буду писать не об христианском или мусульманском богов, а о Боге как великом архитекторе, демиурге, или слепом часовщике. И в этом мне поможет книга Суинберна. Его книга - это не проповедь и морализм, а попытка доказать существование Бога с помощью современной науки и рациональных аргументов.
По Свинберну, Бог нематериальный. Он вечен, всемогущ и совершенно свободен. Но если он всемогущ, то может делать то, что ему вздумается? Бог может делать все, что захочет, кроме как впадать в противоречие с самим собой. Некогерентность Бога - невозможна.
Две причины обоснования для дальнейшего понимания:
Мир состоит из объектов, либо - если выражаться более специальным языком, как это делают философы, - с субстанций. Письменные столы и деревья, звезды и галактики, атомы и электроны, животные и люди - все это субстанции. Субстанции обладают свойствами (этот стол имеет массу в 10 кг) и отношениями (данный письменный стол стоит на полу). События оговариваются субстанциями. Динамит вызвал взрыв, один бильярдный шар заставил другой шар двигаться в сторону, а стрелок нажал на спусковой крючок. Часто требуется сочетание многих субстанций для того, чтобы вызвать какое-то событие. Несколько художников могут соединить свои усилия для того, чтобы украсить любой дом, а Солнце и Земля могут оказывать совместное влияние на Луну, чтобы вызвать ее движение в определенном направлении. Вторая причина обоснования по Суинберну - влияние личностей. Люди всегда искали истинное объяснение всех известных им обстоятельств и явлений, стремились выявить причины событий, а также основания, в силу которых эти причины вызвали те последствия, которые они вызвали. При этом мы преследовали практические цели: если мы знаем, что вызывает взрывы или рост растений, то мы в состоянии осуществить эти вещи. Ученые совершенствуют наши обычные повседневные объяснения событий. Мы обсудили компоненты объяснений двух видов: 1) неодушевленные субстанции с их возможностями и склонностями, а также события, которые приводят их в движение; 2) лица с их возможностями, целями и верованиями. Это причины событий, а также основания, по которым причины вызывают те последствия, которые они вызывают.
Итак, это критерии для оценки того, насколько истинная теория и насколько она способствует истинному объяснению какого-либо события. Законы, на которые указывают научные теории, - это просто моменты регулярности в проявлении способностей и склонностей тех или иных субстанций. Движение планет по эллипсу вокруг Солнца - это всего лишь регулярный проявление способности каждой планеты двигаться по эллипсу, а также склонности осуществлять такую способность, когда Солнце находится в фокусе эллипса. С помощью своих критериев ученый находит способности и склонности тех или иных субстанций, и ищет при этом наиболее простое объяснение этих способностей и склонностей, что позволяет ему делать успешные предсказания. Истинное объяснение какого-либо события предполагает не только правильную научную теорию, но и правильное описание начальных условий.
Поиск человеком объяснений неизбежно и правомерно ведет к поиску последнего объяснения для всего наблюдаемого - такого объекта или объектов, от которого (или которых) зависят существование и свойства всего остального. Большое метафизический вопрос - каково это последнее объяснение? Первым объяснением является материализм. Здесь Свинберн подразумевает под материализмом взгляд, согласно которому личностные и ментальные явления полностью обусловлены физическими явлениями, хотя и отличаются от физических.
Как возможна Вселенная? Почему она действует по нашим математическим законам?
Одни и те же законы природы управляют самыми удаленными галактиками, которые мы можем наблюдать с помощью наших телескопов, установленных на Земле. И эти же законы управляют первыми событиями во времени, которые мы только можем представить себе сегодня. Или, как я предпочитаю высказываться, всякая субстанция, насколько бы отдаленной она не была от нас в пространстве и времени, обладает такими способностями и склонностями к реализации этих способностей, как и те электроны и протоны, из которых состоят наши собственные тела.
Если у этого нет причины, то все это в высшей степени экстраординарное совпадение - слишком экстраординарное, чтобы рационально в него поверить. Однако наука не в состоянии объяснить, почему любой объект имеет одни и те же способности и склонности. Она в состоянии объяснить, почему какой-то объект имеет какую-то способность через владения еще более широкой способности. (Почему этот конкретный закон природы действует через действие более общего закона природы). Но вряд ли наука может объяснить, почему всякий объект имеет те наиболее общие способности, которыми он обладает.
Далее Суинберн приводит два аргумента в пользу Бога, я назову их онтологический и антропологический. В своей более детальной книге «Существование Бога» он приводит и третий, математический аргумент, а данная книга только ее сокращенная версия.
1 Антропологический.
Эволюция. Христианство признает ее и даже считает, что она вполне соответсвует Библии. Благодаря эволюции мы существуем в меру законов природы. Но наши тела - это не только тело, мы обладаем сознанием, разумом или говоря религиозным языком - душой. Ми мыслим, чувствуем, влюбляемся и ненавидим. У атомов этого нет, они всего лишь части материи. . В какой-то момент эволюционной истории тела сложных животных оказываются соединенными с душами, и это за Суинберном, наука совершенно не в состоянии объяснить. А теизм в состоянии объяснить это, потому что Бог имеет возможность и причиной соединить души с телами. Какой-то определенный момент в истории эволюции появилось нечто совершенно новое - сознание, ментальная жизнь, которую следует анализировать в терминах души, обладающей ментальными свойствами. Меня эта тема невероятно интересует, и я писал о многих книгах когнитивистов, от Метцингера до Курпатова. Здесь возникают вопросы, что такое сознание, разум? И здесь я не могу не уколоть своего любимого ученого Андрея Курпатова, за которым я слежу, но совершенно с ним не согласен. В своей первой "Красной таблетки" он расписывал, что сознание нет и оно лишь небольшой участок в нашем мозгу. Современные данные полностью разбивают его теорию.
Фишка в том, что мозг совершенно явно не является обычным материальным объектом, поскольку, в отличие от обычных материальных объектов, он порождает души и их ментальные жизни. А второй ответ заключается в том, что даже если мозг руководствуется теми же законами, которыми управляются другие материальные объекты, то и это совместно с тем, что люди имеют свободу воли. Это так потому, что одна из двух крупнейших теорий современной физики, квантовой теории, указывает, что физический мир на микроуровне не является детерминированным.
2 Онтологический.
В последнее время ученые обратили внимание на то обстоятельство, что Вселенная «тонко настроена». Материя-Энергия в момент Большого Взрыва должна была иметь определенную плотность и определенную скорость разбегания для того, чтобы сделать возможной жизнь. Увеличение или уменьшение на одну миллионную часть указанных показателей должно следствием того, что во Вселенной не было бы эволюции жизни. Например, если бы Большой Взрыв привел к тому, что образование материи-энергии разбегались друг от друга чуть быстрее, то ни на Земле, ни где-либо еще во Вселенной не сформировались бы, ни галактики, ни звезды, ни любая другая среда пригодна для жизни.
Если бы разбегание по краям было бы более медленным, Вселенная коллапсировала бы до того, как сформировалась бы жизнь. Если есть какое-то последнее научное объяснение, то оно должно было бы взять в качестве неоспоримого факта, что Вселенная началась в таком состоянии и обладала такими законами природы, в которой стала возможной эволюция жизни, причем незначительное отличие в начальных условиях сделало бы невозможным появление жизни где бы то ни было.
Итоги: Два аргумента Суинберна в этой книге довольно сильные. Второй можно назвать антропным принципом. А первый - это феномен сознания. Здесь существует очень много теорий от материализма, к нефизическим процессам и квантовых теорий сознания. Пока сознание - это одна из самых загадочных теорий современной науки.
Я описал лишь малую часть этой книги. В мой отзыв не вошли ни вопросы о свободе воли, возникновения разума и Вселенной. Мне особенно понравилось как Суинберн описывал почему в мире существует зло, это дало мне многие ответы на вопросы.
Философская теология Суинберна имеет не только историческую ценность, ее исследование позволяет увидеть апологетический потенциал работ философа для обоснования теизма и базовых положений христианского мировоззрения. Суинберн усваивает и применяет научную методологию, которая является образцом рациональности для научного сообщества. Индуктивная методология в аргументации в пользу существования Бога продолжает и развивает качественно новый этап в отстаивании и обосновании теистического мировоззрения. Теистические аргументы, сформулированные в индуктивной форме, являются более убедительными для рациональных людей.
Напишите, если у вас будет время и желание, любопытно почитать. И всё же мне кажется, несправедливость, а точнее ее субъективное переживание, это больше категория не философии, а психологии... где всё упирается в субьективную значимость случившегося. А для холодной и отстранённой Вселенной все, чтобы ни случалось, справедливо.
Интересный отзыв. Не знакома с данной книгой, цитаты с одной стороны заинтересовали, с другой вызвали вопрос: рассматривает ли автор книги доказательство существования Бога Творца с той простой точки зрения, что никаким другим образом сознание и сама жизнь не могла бы зародиться, как только если бы Кто-то ее сотворил. Неорганика не в состоянии превратиться в органику, а мёртвая органика не в состоянии сама ожить. Наоборот — пожалуйста: жизнь угасает, тело хоронят, органика разлагается, остаётся неорганика.
Ин 1:1-4: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь..."
Спасибо. Думаю Суинберн с вами бы согласился, когда писал что Вселенная тонко устроена, если бы она имела другие настройки, человечество не возникло. Хотя он и не отвергает эволюцию, но не верит современным ученым о случайной стреле эволюции. А вот по первым словам из Библии куда более интересно.
Я процитировала первые слова Евангелия от Иоанна, но первые слова Библии выглядят очень похожим образом: Быт 1:1: "В начале сотворил Бог небо и землю."
Да? Библию признаюсь досконально не знаю, сейчас читаю одного из отцов церкви. Тогда это интересно вдвойне, потому что Новый Завет писался на греческом языке, а там (слово) логос имеет много толкований. Это и разум и идея и первпопричина. Это и ипостась, и Иисус. здесь очень много разных увлекательных толкований.
Если интересуетесь этой темой, есть отличное мобильное приложение My Bible. Там Библия (переводы на нескольких языках), словари-подстрочники, толкования и пуритан, и наших современников. Оно бесплатное, но очень помогает в изучении Священного Писания. Рекомендую.
Тема разговора Бог, а не религия, однако в антропологическом аргументе сразу же приводится христианство. Разум и душа не сопоставляются в христианстве, по крайней мере в православии.
Я училась на религиоведа в универе, и ушла оттуда по тем же причинам, что в этой рецензии. Не интересно, однобоко, скучно. Понимаю, что материалистам тут не место.
P.S. Для меня религия себя изжила. Она не несёт в себе ни науку, ни искусство, ни мораль. Ни внутри ни снаружи люди не объедены, разве что общими ритуалами. Люди разума и сердца всегда были, везде, во всех религиях, во всех странах. Так что общее - это не бог, а понимание того что есть добро и почему следует стремиться к лучшему. В общем, коммунизм, ребята 😉
А где вы видите противостояния разума и души? Автор об этом не говорит. Если не интересно зачем поступали? Это ваше понимание религии скучно, то что вы не понимаете, не обязательно скучно и не интересно, просто от не понимания вы навешиваете ярлыки, это привычное дело невежд. Вы еще в совке родились? Материализм это полная ерунда как и идеализм, это разделение делали только коммунисты да и то по глупости своей от непонимания как и этот комментарий. Нет, вы ошибаетесь, то что вы считаете, что религия себя изжила ваше дело, многие считают обратное. Коммунизм называют светской религией, вы разве не слышали, и более того Маркс многие идеи свои взял из католичества. За всю историю человечества именно Бог был системообразующим звеном всех цивилизаций. А ваше понимание добра и стремление к лучшему - всего лишь праздная болтовня.
Возможно автор об этом не говорит, но об этом упоминаете вы, вот здесь: "Но наши тела - это не только тело, мы обладаем сознанием, разумом или говоря религиозным языком - душой. " Поступала я как раз потому, что думала, что найду что-то разумное, доброе и вечное, а нашло то же, что и везде. Понимание религии ни в коем случае не скучно. Но стоит сделать оговорку. Понимание религии в системе самой религии - это крайне скучно, да, соглашусь с собой. И данная книга к этому относится. Понимание религии вне религии - очень интересно и аутентично. Например меня заинтересовала книга Леви-Стросса "Все мы каннибалы". Я родилась в России, мне 25 лет 😊 Советский союз - это не плохо, как все говорят. Как раз вижу что вы навесили ярлык и закрыли глаза на факты. Не буду с вами спорить, что все мы с вами из европейской культуры вышли. Но всё же, имею право сбросить религию как атавизм, и служить всему доброму и разумному на этой земле, в том числе думать о людях, в первую очередь, а не о богах.
У Сунберна нет противопоставления, для него разум и душа - тождественны. Он понимает разум и сознание как не материальное. Это долгий спор между феноменологами и когнитивистами. Вы сами себе противоречите, когда говорите о понимании религии вне и внутри самой религии, как по мне это противостояние вне системе и в системе - надуманно. Вы сами себе создали эту искусственное ограничение, что мешает мыслить вне системы? Нет, здесь вы манипулируете, я не говорил, что СССР это плохо, я говорил, что понимание материализма и идеализма через розовые очки коммунизма - это плохо. Как говорят западные ученые идеи очень даже материальны, где идеи нужно понимать как формулы, квантовую механику, атомы. Математика - это работа с идеями. Вы можете думать и отбрасывать все что угодно, это ваше дело. Но те кто принимают решения, они мыслят на уровне системообразующих идей. Вот почитайте Фукуяму, Адама Смита, Макса Вебера, они все говорили, что цивилизации формировались благодаря религии. Почитайте атеиста Де Вааля где он описывает СССР и говорит о том, что без религии нации, цивилизации - распадаются в 4 разы быстрее.