Опубликовано 24 Февраль, 2016 - 15:31

Моему малышу точный диагноз еще не поставлен.

Очевидна задержка в развитии, но что это - ЗРР (задержка речевого развития), ЗПРР (задержка психо-речевого развития), моторная или сенсорная алалия, или же аутизм, - никто сказать пока не может.

Хороших врачей-диагностов даже в Москве - считанные единицы. Мы уже подали заявку на консультацию к одному известному психиатру, но на ближайшие месяцы у него уже все расписано.

Что же делать? Я ведь прекрасно понимаю, что любое промедление в данном случае недопустимо. Ведь мозг ребенка развивается наиболее активно в возрасте до 3-х лет, и именно в этот период надо максимально помочь малышу в развитии.

Книга Мери Линч Барбера "Детский аутизм и вербально поведенческий подход)" стала моим первым практическим руководством. К слову сказать, методика, изложенная в ней, применима не только для аутистов, но и для любых детей, имеющих задержку в развитии (даже для детей с синдромом Дауна). Вербально поведенческий подход (The Verbal Behavior Approach) является разновидностью ABA-терапии. ABA-терапия (методика прикладного анализа поведения) - на данный момент хорошо зарекомендовавшая себя система обучения аутистов. Автор, воспитывающая сына-аутиста, подробно описывает все преимущества и отличия этой методики от ряда других.

В свою очередь, я попробую изложить здесь те ценные советы, которые мне удалось почерпнуть из данного издания.

Итак, у моего малыша на данный момент следующие проблемы:

- он не отзывается на свое имя;

- он не говорит (вернее, осознанно он произносит только слово "мама", а остальные слова "баба", "деда" и др. он говорит просто так, не адресуя их конкретно какому-то человеку, а это речью не является)

- он не понимает просьб и указаний (например, таких, как "Принеси мячик", "Покажи носик")

Ценные советы, подробно описанные в этом пособии:

  1. В самом начале надо подробно описать все навыки, которым обладает ребенок на данный момент. Это станет отправной точкой, и в дальнейшем будет легче проследить динамику развития.
  2. Следует подготовить определенные таблицы (образцы таблиц представлены в книге), в которых будут фигурировать все те умения и действия, которым вы хотите обучить ребенка.
  3. В книге имеется подробное описание всех вербальных и невербальных навыков, которыми должен обладать ребенок. Изучая их, можно понять, в чем именно отстает ваш малыш.
  4. В книге изложена конкретная система обучения нужным командам. Например, чтобы ребенок выполнил команду: "Похлопай в ладоши", следует вначале похлопать в ладоши его собственными руками (это называется "физическая подсказка", а затем постепенно понижать уровень подсказок до тех пор, пока малыш не научится делать это самостоятельно).
  5. Автор предлагает создать список всего того, что могло бы послужить ребенку вознаграждением за проделанную работу (здесь это называется "списком подкреплений"). Это может быть печенье, мыльные пузыри, просмотр отрывка из любимого мультика, возможность покачаться на качелях, попрыгать на батуте или поиграть с любимой игрушкой. Все это можно использовать в качестве поощрения за правильно выполненные команды.
  6. К слову сказать, все самые любимые для ребенка игрушки нужно убрать на дальние полки, чтобы у ребенка не было к ним прямого доступа. Рано или поздно он должен научиться выражать свою просьбу достать с полок любимые предметы.
  7. Если ребенок не говорит, надо начать обучать его языку жестов. Для начала это может быть всего 10 жестов, обозначающих самые важные для ребенка вещи: "печенье", "конфета", "туалет", "сок", "вода" и т.д. Зачастую дети, обучившись обозначать что-то с помощью жеста, очень быстро учатся произносить это слово уже на обычном языке.
  8. Если ребенок всё еще пьет из бутылочки или из чашки-непроливайки, следует как можно быстрее переходить на питье из чашки или из бутылки с соломинкой. Это будет способствовать развитию артикуляции.

Конечно же, мне удалось описать всего лишь часть тех советов, которые можно встретить в этой книге. Кроме того, автор в своем пособии предостерегает родителей от тех ошибок, которые обычно допускают инструкторы в процессе работы с детьми. В-целом, я считаю это издание весьма полезным для тех родителей, которые находятся в поиске эффективных методик обучения детей, страдающих теми или иными формами задержки развития.

Flaurinaрекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Я очень надеюсь, что у вас с малышом все будет хорошо!
14.02.2021
Здравствуйте, в итоге у вас подвердился диагноз? У нас в данный момент такая же ситуация как у вас... Диагноз пока поставить не могут точный.
Смотрите также