Опубликовано 25 Февраль, 2024 - 12:01

Известная пословица говорит о том, что на чужом горе свое счастье не построишь. Хотя другие утверждают, что человек привыкает ко всему, и на камнях растут деревья и т.п. И почему бы строителям своего счастья на чужом несчастье хотя бы не попробовать.

 


О том, как примерно будет выглядеть такое строительство, показано в фильме. Его героиня Хедвиг Хёсс создает райский уголок для своего мужа Рудольфа и их пяти детей рядом с концентрационным лагерем, которым Рудольф руководит. У ее семьи есть особняк, небольшой, но уютный, теплицы, цветники, прислуга. Нужно просто не замечать непонятный дым, который иногда поднимается над лагерем, не слышать жуткие звуки, не задумываться о том, что стало с хозяйкой подаренной ей шубы, роскошной, но ношеной...

 


Сандра Хюллер справляется с ролью Хедвиг, но она ничего не может поделать с внутренними противоречиями сценария. Хедвиг в фильме противопоставляется не только местная девушка, которая с риском для жизни пытается покормить заключенных лагеря. В уют и безмятежнсть семейного гнездышка Хедвиг Хёсс не верит даже ее мать, которая в ужасе покидает место, которое воспитанная ею дочь считает раем. Почему дочь ничего не замечает, а мать сразу же осознает ужас места, где ее дочь создает оазис счастья, в фильме не объяснено.

 


Проблема фильма в том, что он не является экранизацией одноименной книги Мартина Эмиса, и не основан на исторических событиях. Да, Рудольф Хёсс существовал в реальности, его повесили после войны, у него была жена и пятеро детей, которые скорее всего какое-то время жили рядом с концлагерем Аушвиц. Но описанные в фильме события происходит в начале 1944 года. Женщина, которая в это время отказывается от переезда из Польши на Запад не просто пребывает в иллюзии, она безумна. Хюллер играет практичную трезвомыслящую женщину, у котрой изредка случаются истерики

 


Очень жаль, что режиссер фильма не рискнул экранизировать книгу Эмиса, она местами переусложнена, но в ней есть внутренняя логика и сюжет, которых не хватает фильму. Книга о любви, сложном любовном треугольнике, который реализуется в той же самой локации. Именно из-за страсти и ревности его участники не замечают приближение фронта. И в книге Рудольф Хёсс изображен достаточно жалким человеком, не способным открыто защитить свою честь из-за рисков для карьеры. А в фильме он - заботливый муж и отец, прекрасно владеющий собой человек, "крепкий хозяйственник".

 


Понятно, что это - часть замысла фильма, стремящегося показать, что преступления нацистов были бы невозможны без миллионов не замечающих, не задумывавшихся, стремящихся оптимизировать хозяйственную деятельность в концлагерях. Но реализация этого замысла был бы более успешной, если эта идея не была единственной в фильме, а представляла бы собой фон для развития сюжетной истории. Хотя фильм получил высокие оценки на фестивалях, критикам виднее. Наверное, они они назовут фильм новаторским и постпостмодернистским. Не желая повторяться при изображении ужасов концлагерей, авторы фильма просто оставляют на несколько минут экран черным, видимо, предполагается, что зрители сами должны вспомнить какие-то кадры или строки из уже существующих произведений.

Недостатки
  • Нет сюжета
eggorrrрекомендует
Читать все отзывы 8
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 8
Смотрите также