Опубликовано 8 Февраль, 2019 - 13:54

Если вы сейчас планируете поездку в Гонконг или уже сидите в гостинице в Гонконге и пытаетесь решить, ехать вам в Макао или нет, и если ехать, то стоит ли ехать на автобусе по новому мосту, то этот отзыв может быть вам полезен. В нём я расскажу о своём опыте поездки, сравню со скоростным паромом до Макао, а также немного поведаю о самом мосте и истории его строительства.

Конца и края мосту не видно...

После открытия моста прошло всего три месяца, и пока идёт путаница в сети с аббревиатурой его названия - HZMB (Hong Kong-Zhuhai-Macau Bridge) или HMZB (Hong Kong-Macau-Zhuhai Bridge), - он теперь является не только самым длинным морским мостом в мире, но и самым посещаемым. Ведь мост в буквальном смысле связал континентальный Китай с бывшими колониями английской - Гонконгом - и португальской - Макао. Только за два дня этого Лунного Нового Года (5-6 февраля 2019) его посетили почти 500 тыс человек. Не завидую нашим туристам, кто решил в это время быстренько сгонять в Макао. Люди проходили границу по 2-3 часа (да-да, Гонконг, Макао и Китай по сей день разделены границами, и китайцам требуется виза для посещения этих Специальных Административных Районов, или САР, отсюда такие очереди через пограничный контроль).

Даже в нашу, относительно малолюдную поездку, пришлось столкнуться с толпами китайцев на остановке из Порта Гонконг после приезда из Макао

Поэтому, забегая вперёд, я ни в коем случае не рекомендую поездки по мосту в праздничные дни: Китайский Новый Год, праздник Середины осени, День образования КНР 1 октября и пр. - сверьтесь с китайским календарём праздников, так как даты первых двух праздников плавающие. Даже в выходные дни поток китайских групп на все три направления может свести на нет все плюсы от использования моста.

 

Чуть-чуть предыстории, отчего такой ажиотаж, и почему этот мост войдёт в историю и в списки достопримечательностей Гонконга, Макао и Китая.

Поскольку я наблюдала строительство моста и знаю о связанных с этим перипетиях, расскажу вкратце.

До открытия моста практически единственным сообщением между Гонконгом и Макао было морское: на скоростных катерах, которые курсируют чаще, чем наши электрички - каждые 15 минут-полчаса, и за час доставляют вас до места назначения. Быстро, удобно, комфортабельно. Почему «практически» единственное? Потому что есть ещё вариант за 15 минут долететь до Макао и/или обратно на вертолете, но цена этого полёта доступна только весьма состоятельным любителям поиграть в казино, для остальных граждан такой полёт экономически нецелесообразен. В любом случае, никаких проблем с использованием катера до Макао я лично не испытала, за исключением их отмены во время сильных тайфунов.

Что касается Чжухая, Чжухай и Макао находятся через речку, и давно уже соединены между собой мостом. Для жителей Гонконга, мотающихся по бизнесу или за дешёвыми товарами в Китай, Чжухай не был популярным направлением, так как на обычной электричке можно было доехать до соседнего Шенчженя, и дешевле и быстрее.

Поэтому когда правительство Гонконга (и Китая) объявило о своём намерении построить мост через море и соединить сразу три города Гонконг-Макао и китайский Чжухай население Гонконга встретило это в штыки, потому что мало того, что строительство моста стоило немало бюджетных денег, но и наносило немалый урон окружающей среде, и в том числе и исчезающей популяции розовых дельфинов. (Кстати, если вы всё ещё сидите в гостинице и не знаете, что ещё можно посмотреть в Гонконге, езжайте в деревушку Тай О (Tai O) и берите тур по акватории. Может, доведётся их увидеть.)

Тем не менее (и, как всегда, никакие демонстрации протеста активистов-гринписовцев тому не помешали), сказано - сделано. Через каких-то 10 лет, после череды коррупционных скандалов, постоянного переноса сроков строительства и даже человеческих жертв (около 10 рабочих погибли и 600 - цифры разнятся с гонконгской и китайской стороны - получили те или иные травмы в процессе строительства) это чудо инженерной мысли открыли в конце октября 2018 года. Общей длиной в 55 км, включая подводный тоннель в 7 км, несколько искусственных островов для пограничных терминалов, а также гигантские развязки над морем и уже построенными многополосными дорогами - всё это грандиозно и масштабно. И каждый раз, подлетая к аэропорту Гонконга, я поражаюсь, насколько впечатляющее это зрелище! Сверху мост кажется просто бесконечным. И, я вам скажу, это лучший ракурс для его обзора!

Вид на мост из деревушки Тай О

А теперь скажу парадокс: и всё же как туристическую достопримечательность я мост HZMB не рекомендую. И если вы хотите по нему проехаться ради самого моста, чтобы поставить галочку, не тратьте время! Лучше уж взглянуть на мост с канатной дороги Нгонг-Пинг (Ngong Ping 360)! Всё-таки у него чисто утилитарное значение.

Проще говоря, только если вы решили «Макау быть!», можно рассмотреть HZMB мост и автобус в качестве альтернативы лодке. Даже для туристов, приезжающих в Гонконг всего на несколько дней, именно благодаря мосту теперь посещение Макао стало ещё доступнее: во -первых, дешевле парома более чем в два раза, во-вторых, быстрее (хотя это зависит от места проживания), в-третьих, легче (для страдающих морской болезнью автобус вместо катера - большое облегчение).

Почти идиллическая картина. Если не знать, сколько денег, труда и даже жертв это стоило

Мы с мамой неосмотрительно поехали по мосту почти сразу после его открытия - 4 ноября. Но нам несказанно повезло. Толпы китайских туристов после открытия моста в конце октября 2018 года уже немного схлынули, поэтому билеты мы купили за 5 минут, и в очереди на автобусы, курсирующие по мосту, стояли всего 10 минут, да и границу прошли довольно быстро. Особенно в Макао и из Макао: для людей старше 65 лет там есть отдельная очередь, которой мы и воспользовались, но это, наверное, уже предмет другого отзыва. Обернулись туда-обратно мы в течение дня. В сравнении с паромом мы существенно сэкономили и деньги, и время. Мама была особенно счастлива, потому что при наличии гонконгской транспортной карты Октопус и пользовании местным транспортом (автобусы и метро) пожилым полагается существенная скидка, таким образом, её билет до Макао стоил дешевле моего в два раза.

На горизонте видны очертания моста и въезд в подводный тоннель

Итак, в каком случае для посещения Макао выбрать скоростной паром, в каком случае автобус?

 

  • Если вы хотите сэкономить и вам не важно по времени, то автобус. Цена билета эконом класса на скоростной паром в одну сторону 171-211 НК$ (зависит от времени суток и дня недели), цена билета на автобус до Макао 65-70 НК$. Даже если вам нужно добираться из самых дальних уголков Гонконга до так называемого порта Гонконг (Hong Kong Port, откуда идут автобусы и где вы будете проходить иммиграцию), вряд ли вы заплатите за свой проезд 100НК$ и больше. Разве что поедете на такси. Но тогда об экономии и речи быть не может. Проще уже сесть на паром в центре.
  • Если вам надо быстрее, и ваша гостиница/квартира находится в аэропорту, Диснейленде, на жёлтой ветке метро, то однозначно автобус. Порт Гонконг (Hong Kong Port) находится рядом с аэропортом, хотя пока и не соединён с ним. Это остров Лантау (Новые Территории). До порта идут автобусы либо такси. Из районов, ближайших к аэропорту (Tung Chung) и Диснейленда автобус идёт 15-20 минут.
    После приезда из Макао едем на автобусе в Tung Chung

 

  • Если вам надо быстрее, и ваша гостиница/квартира находится на Коулуне (Kowloon) или Новых Территориях (New Territories), то скорее всего автобус. Или паром, который отправляется из China Ferry Terminal. Но он ходит реже, поэтому не факт, что будет быстрее, чем на автобусе. Поездка до порта на автобусе из города может занять 40—50 минут. Возможен вариант добраться на метро до станций Tung Chung или Sunny Bay, а потом на автобусах B6 и В5 до порта, подробную информацию об общественном транспорте до Hong Kong Port можно посмотреть здесь [ссылка]
  • Если гостиница в центре или на синей ветке или конце зелёной ветки метро, то паром. Тот, который оправляется из центра от Macau Ferry Terminal. До паромного терминала можно добраться на метро, поэтому это может занять совсем немного времени. Время в пути из Гонконга в Макао по мосту на автобусе - 40-45 минут. На пароме (TurboJet) - час или чуть больше часа. Вот и считайте, как будет быстрее. Плюс время затраченное на покупку билетов и пограничный контроль (Immigration). Последнее зависит от количества людей, поэтому советую будние дни (см. выше).
  • Если вы едете в выходные дни, и цена вопроса не так важна, то паром, особенно пока не спадёт ажиотаж вокруг недавно построенного моста. Паромы ходят часто, это скоростные катера производства Боинг, вместимость в среднем 500 человек. При хорошей погоде идет мягко и ровно. Качка обычно только возле причала на собственной волне. Если прошли иммиграцию очень быстро, и есть свободные места, то можно сесть на подсадку и уехать раньше, чем указано время на билете.
  • Если ехать в Макао просто погулять, не завися от транспорта уже в черте Макао, то паром. Паромный терминал в Макао находится рядом с оборудованными набережными и в пешей доступности от центра города, в отличие от порта Макао, который стоит в отдалении и пешком оттуда не выйдешь. Нужно обязательно ехать на такси или автобуса. И хотя общественный транспорт уже довольно удобно организован, выбор его пока ограничен, плюс большинство информации на китайском языке (в отличие от Гонконга).
  • Если вы едете в составе группы или заказали отель в Макао, который предоставляет автобус напрямую Гонконг-Макао (отель в Макао). В таком случае вы садитесь в автобус в указанном месте в Гонконге, доезжаете на нём до Порта, проходите пограничный контроль, снова садитесь же в этот автобус и едете на нём до места назначения в Макао с остановкой на пограничный контроль в Макао.

Итак, вы выбрали автобус.

Алгоритм самостоятельной поездки на автобусе по мосту до Макао такой:

 

  • Доезжаете до Hong Kong Port на удобном для вас автобусе (ещё раз, информацию можно найти здесь: [ссылка]) или такси
    В Гонконге легко ориентироваться. HZMB не исключение.
  • Проходите иммиграционный контроль (стойки visitors)
  • Покупаете билет на автобус в кассах либо кассовых автоматах; стоимость билета 65-70$ Гонконга в одну сторону
    Выход на посадку. В новом здании Порта Гонконга есть пара магазинчиков, ура! Хоть можно купить воду.
  • Идете на посадку в автобус (shuttle buses): обычно на выходе на посадку стоят сотрудники и регулируют очередь, если она есть, а также помогают разобраться, где посадка до Макао и где посадка на Чжухай; если сотрудников нет, можно ориентироваться по указателям и стрелкам. Время ожидания автобуса (стояния в очереди) от 5 -10 минут в будни и до получаса и больше в праздники. В нашем с мамой случае у нас на всё про всё, включая иммиграцию и покупку билетов, ушло 20 минут.
    В нашем случае очередь на автобус была не очень длинной, всего на 10 минут
  • Садитесь в автобус и наслаждаетесь видами моря, гонконгского аэропорта и самолётами, горами и канатной дорогой. Сама поездка занимает 35-45 минут.
    Часть моста в Гонконге проходит рядом с аэропортом, и в дальнейшем аэропорт и порт Гонконга планируют соединить между собой
  • Вместе с автобусом пересекаете границу Макао (если у вас была гонконгская сим-карта, уже при въезде в подводный тоннель включится роуминг, поэтому будьте внимательны и не отправляйте десятками селфи на фоне морского горизонта) и проходите пограничный контроль.

В Макао в порту, в отличие от Гонконга, вообще пусто, и воду купить можно только в автомате. Но площади огромные, с прицелом на размещение магазинов и ресторанов в дальнейшем

А как же добраться до Чжухая? Поездка в Чжухай аналогична поездке в Макао. Просто садитесь в автобус до Чжухая. Только нужно иметь в виду, Чжухай - это Китай, и если для посещения Гонконга и Макао гражданам РФ виза не нужна (безвизовое пребывание 14 и 30 дней соответственно), то в Китай нужна виза.

Мы почти у Shuttle Bus. Ещё пара минут, и поедем

Мой вердикт: рекомендую, если есть время съездить в Макао!

Плюсы: добираться по мосту до Макао очень удобно, если соблюдены определённые условия, о которых я рассказала выше. Мне очень понравилось. Сам мост представляет из себя грандиозное сооружение, которое особенно впечатляет с высоты, но если вы поедете по нему, вы сначала будете впечатлены, а потом привыкнете к тому, что едете-едете по дороге, а вокруг всё море и море. Пробок на мосту пока нет, движение свободное, поездка занимает всего чуть больше получаса и существенно экономит время (см.условия) и деньги.

Минусы: если попасть в праздничные дни, проход через границу может занять часы!!! Но это относится и к другим пограничным пунктам Гонконга. Для поездки на машине нужно оформлять специальное разрешение. Кстати, на мосту, как в Китае (и в России), правостороннее движение (в Гонконге и Макао - левостороннее).

Интересной и безопасной вам поездки!

Factor_beрекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
19.03.2019
Спасибо за интересный рассказ! )))
23.03.2019
Огромное спасибо за такой подробный отзыв-инструкцию! Сохраняю себе в закладки.
22.01.2021
какая красота! умеют же Восточные люди строить красиво! Love
Смотрите также