Начались новогодние каникулы - идеальное время перевести дух после нескончаемой трудовой гонки, побыть с близкими, погулять с детьми, посмотреть хорошее кино. В кинотеатре «Окко» недавно вышел российский сериал под названием «Сансара». Его начала смотреть еще в декабре. Сериал содержит 1 сезон из 8 серий, имеет все шансы получить продолжение. Покажут ли когда его по ТВ, будет ли он доступен за пределами онлайн кинотеатров - не знаю.
В главных ролях:
Павел Деревянко,
Кристина Асмус.
Что я могу сказать о сериале? Понравился ли он мне или нет? Прежде чем ответить на этот вопрос, я постараюсь разобрать основную концептуальную завязку фильма. Именно она является «цементом» кино.
Сериал «Сансара» вызвал во мне смешанные чувства. С одной стороны, задумка шикарная. Главный герой, сотрудник банка Андрей, проводящий жизнь как последний свинтус, сталкивается со сверхъестественной проблемой: для него время повернулось вспять.
Отличная тема для научной фантастики, есть несколько выдающихся авторов подобной идеи, среди которых наши соотечественники.
В реальном мире время мы воспринимаем линейно, от прошлого к будущему. После пятницы обязательно наступает суббота.
В квантовой физике пытаются решить задачи зависимости пространства-времени и мозговыми конструкциями представляют себе картину мира, где время обратится вспять. К чему приходят физики? Допустим, если всем элементарным частицам поменять полярность (электрон станет позитроном), на самом деле ничего в мире не изменится. Во вселенной количество частиц не изменится, ход времени не прекратится. Да, частицы будут двигаться в обратном направлении, но импульс будет сохранён. Для конечной молекулы какое имеет значение её направление движения?
«Теоретически если за основу формирования Вселенной взять теорию Большого взрыва, изменение физического поля приведёт ли в конечном итоге к сжатию Вселенной или нет?» - это вопрос науки, на него в той или иной степени пытаются ответить фантасты то «да», то «нет». А этот вопрос важен, тем более когда физики всегда говорят о времени в связке с пространством, так как согласно теории Эйнштейна и других представителей науки мы живём в четырехмерном пространстве.
Сериал «Сансара» затрагивает данный аспект физики, однако, как мне кажется, портит любую научную теорию.
Когда я начала смотреть сериал, мне первым делом вспомнилась квантовая механика и художественная книга XX века Владимира Михайлова «Не возвращайтесь по своим следам».
Режисер Мария Агранович уверяет зрителей: за основу, мол, взято произведения братьев Стругатских «Понелельник начинается в субботу», но я читала эти книги. И уверена: с большой долей вероятности в основу сюжета была всё же взята книга Михайлова, а не Стругатских.
Например, в книге Михайлова главный герой Зернов просыпается после того, как его тело выкопали из могилы, принесли домой. Затем переложили на кровать, прочли молитвы, потом приходил врач, он после стонов открыл глаза. Спустя пару дней до него дошло: время идёт вспять, подобно плёнке кино, запущенной в обратном направлении. Все жители оказались в одинаковых условиях заново прожить свои дни от смерти к младенчеству, уйдя из небытия через зачатие.
Описанная в книге физика близка к научному подходу. Здесь воля становится заложником обстоятельств: нельзя повернуть направо, если в прошлом человек поворачивал налево. Поэтому они и говорят не «Москва», а «Авксом».
У персонажей книги «Не возвращайтесь по своим следам» внутри сохраняется сознание и есть мотив. Главный герой понимает: случившееся — второй шанс не допустить глобальной трагедии, есть возможность начать всё сначала. Он ищет этот способ. Люди будущего, оказавшись в сложной ситуации, сумели каким-то образом повернуть время вспять (как любой отматывает плёнку кино).
В сериале же, с одной стороны, главный герой Андрей вроде бы живёт из будущего в прошлое.
С другой стороны, по ходу сюжета мы видим нарушение логики. Постараюсь озвучить вопросы, которые ставит перед зрителем сериал. Например, из серии в серию непонятно: у него одного из миллиарда жителей изменилось направление времени или у всех?
Вроде бы только Андрей получает шанс исправить ошибки своей бурной деятельности, и тут же посторонний врач радуется возможности изучить процесс формирования раковой опухоли.
А если время повернулось для всех вспять, то почему только от одного Андрея зависит их судьба? Почему если время идёт вспять, герои не проживают заново все случившиеся события? Да, вроде бы есть на это намёк, но в том то и дело — намёк.
В сериале все персонажи, даже второстепенные, не связаны обстоятельствами и действуют исходя из воли. В таком смысле какая разница последовательность событий? Тогда не всё ли равно как движется солнце: от восхода к закату или от заката к восходу, если можно совершать любые поступки? И тут же нам показывают, как, мол, герои просыпаются в том же месте, в которой они просыпались вчера. Или как часы в смартфоне от 23 октября переходят к 22 числу.
Другими словами, мы как зрители сталкиваемся с противоречием. Должно быть что-то одно: или неизбежность прошедших событий, или, если мы не затрагиваем проблему нравственного выбора личности, физические процессы перестроения вселенной (восход становится закатом, а прошлое будущем). Но авторы нам упорно хотят привить мысль: Андрей при сопутствующей героине Кристины Асмус исправляет своё прошлое коррекцией нравственного выбора или помощью ближним.
И второй плевок российского кино: любую идею испортить либо мелодрамой по типу телеканала «Россия» (фоном при уборке квартиры, впрочем, вполне нормально слушать их) или криминальной сагой в стиле «НТВ». Кадры полуобнажённых женских и мужских тел, много разговоров о сексе, алкоголь, курение персонажей.
Сам по себе криминал достал уже из-за бесконечных телевизионных сериалов, где плохие полицейские меняются местами с нравственными преступниками.
Я сериал включила после изучения аннотации с желанием погрузиться в рассуждение на тему квантовой механики, подумать о проблеме времени. А получила что? Криминал, резиновых женщин с намёками на пошлость, возможность наблюдать за неудачами клерка, близкого к увольнению. Да ещё и восточную философию Сансары, где важнее законов физики становится учение о карме.
Но мы всё же живём ни на Тибете, ни в Дели, чтобы рассуждать на тему переселения душ, проблемы кармы и проч.
Вывод. Сериал с технической точке зрения снят не плохо, актёры стараются. Асмус из «Интернов» значительно выросла как актриса, а Деревянко продемонстрировал возможность сыграть серьёзную роль. Однако, второй сезон ждать мне не хочется. В крайнем случае, включу НТВ и посмотрю первый попавшийся нескончаемый сериал.
Лучше прочесть выше охарактеризованные книги, пока есть выходные дни. Увы, сериалом главная тема и «вишенка на торте» абсолютно "не распробована".
Другие отзывы вы можете найти в моём профиле