Давайте представим картину. Дождливый и мрачный вечер, суетливая улица.. и вот вы проходите мимо яркой и такой пленительной витрины кондитерской. Вы видите потрясающей красоты торт, да еще и с вашим любимым вкусом! Безусловно нужно брать. Придя домой и сделав разрез вы понимаете, что бисквит сух как полено, безе не хрустит, да и вообще крем был не из свежих сливок, а из порошка. Не очень приятная ситуация? Аналогичная ситуация произошла с такой ожидаемой мной премьерой от Netflix "Кабинет редкостей Гильермо дель Торо" . Потрясающая оболочка, великолепная идея, любимый режиссёр, многообещающая завязка, а на деле невкусная, пресная и совершенно никчёмная антология. Давайте разберемся, что же пошло не так. Гильермо, прости меня, но это провал.
Хотелось бы начать с того, что это сериал-антология, обширная коллекция разнообразных и довольно странных историй. Каждая история самобытная и никак сюжетно не связанная с другими эпизодами. Очень удобный и выигрышный на мой взгляд формат, ведь можно хорошо и лаконично рассказать историю, не растягивая её. В премьером сезоне всего 8 серий со стандартным хронометражем от 45 до 60 минут. Серии можно смотреть абсолютно в любом порядке. В основном сюжет практически всех серий основан на рассказах, только несколько серий были придуманы, скажем так с нуля. Самое волнительное для меня было ожидание экранизаций аж двух рассказов моего любимейшего Говарда Лавкрафта, которого я обожаю всеми фибрами своей души. Да-да, это именно он подарил нашему миру того самого Ктулху. Эпизоды " Модель для Пикмана" и "Сны в ведьмином доме" должны были покорить моё сердце и наполнить его благоговейным трепетом, но случилось ли так на самом деле поговорим чуть позже. Если про ведьмин дом экранизация уже существует, то увидеть на экране рассказ про Пикмана было нечто вроде глотка свежего воздуха.
Давайте кратенько рассмотрим все серии. Начнем с самых лучших. Смотреть их можно в любом порядке и под разное настроение.
Кстати, пока не забыла.. заставка просто шедевр! Визуальная часть, отсылки к происходящему в антологии, детализация и изумительно мрачная эстетика поражает. Я с великим удовольствием смотрела на это странное механическое представление, которое чем-то напомнило мне Лабиринт Фавна. Также сама концепция этого кабинета редкостей является венцом искусства. То как метафорично эта шкатулочка с отдельными ящиками олицетворяет внутренний мир создателя, эти тайные комнаты подсознания не могут не восхитить. Каждую серию сам Дель Торо тезисно рассказывает нам, правда немного уклончиво и завуалировано что нам предстоит. Довольно любопытная концепция - представлять режиссёров в виде крошечных фигурок перед началом каждой серии. Я долго не могла понять этого, пока на столе не появилась Кэтрин Хардвик ( та самая женщина, которая подарила нам первые "Сумерки"). Просто одна единственная кого я знала в лицо из режиссёров, именно она сняла одну из серий по Лавкрафту.
"Кладбищенские крысы/ Graveyard rats"
Пожалуй, самая удачная серия. Это такая чёрная комедия, это не совсем ужасы в прямом смысле слова. Смотритель кладбища, некий господин Массон имеет финансовые проблемы из-за того что не его кладбище откуда ни возьмись появилась банда крыс, которые как будуто бы обладают интеллектом. Ведь эти маленькие зверьки грабят богатых покойников, а значит и его! Сами понимаете, что происходит с сокровищами усопших на этом кладбище. Массон решает покончить с ними раз и навсегда. Да тут ещё и удобная возможность образовалась. Теперь смотритель вынужден плутать по подземным лабиринтам в поисках спасения...
В этой серии прекрасно выдержана динамика. Здесь всегда что-то происходит. Концепция блуждания по лабиринту, поиск выхода и тайны подземелий здорово держать в напряжении. Гармонично, интересно и местами даже непредсказуемо получилось. Интересные сюжетные повороты, тонкий чёрный юморок и самое главное - здесь есть очень чёткая и понятная мораль. Визуально серия выдержана на высший балл. Эдакая готическая, викторианская атмосфера, мрачность, приправленная серой погодой и тусклыми лампами морга. Смотрелось живенько и легко!
"Модель для Пикмана / Pickmans model"
Мы с вами уже поговорили, что этот рассказ экранизируется впервые.
Ещё одно детище Лавкрафта оживает на экране. Молодой студент-художник Уилл на одном из семинаров по изобразительному искусству знакомится с неким Ричардом Пикманом- художником самоучкой. Довольно быстро Уилл понимает, что в работах этого Пикмана что-то не так. Молодой человек начинает видеть картины коллеги наяву.. Монстры, люди и сюжеты с полотен Пикмана начинают оживать и полностью захватывают мир художника. Что вообще происходит и почему эти картины оживают?
Визуально и эстетически получилось безукоризненно. Декорации. атмосфера, кадры- всё поставлено просто мастерски. Претензий никаких. То как моя фантазия рисовала эстетику Лавкрафта и то как её воплотили на экране - получилось похоже! Можно много об этом говорить, но лучше увидеть и насладиться этим воочию. Глаза, однозначно будут в восторге. Однако, почему-то чего-то не хватило. Получилось пустовато и пресно, именно с точки зрения сюжета. Мы просто смотрели красивую картинку, любовались Беном Барнсом и ловили флешбеки "Портрета Дориана Грея". Наслаждались картинами и мыслью, что это творение вышло из под пера Лавкрафта. Кстати, вы увидели самого создателя на одной из картин? ) В общем, серия получилась очень слабая с точки зрения сюжетной и смысловой нагрузки. Мне досадно от этого, очень досадно. Но хоть глазам было хорошо.
"Сны в ведьмином доме/ Dreams in the Witch House"
Начать хотелось бы с того, что серия ускакала куда-то в совершенно другом направлении от оригинального рассказа Лавкрафта. Самой волнительной частью было, конечно же, участие Руперта Гринта. Не часто он радует своих фанатов и в сознании большинства он всё ещё Рон Уизли. Кроме большой роли в сериале " Прислуга" я не могу припомнить где он снимался ещё. Поэтому его появление было дополнительным интересом.
Молодой человек Уолтер в детстве потерял свою сестру-двойняшку при довольно странных обстоятельствах. Он одержим идеей найти ее, вернуть и понять что с ней произошло. Он чувствует ее присутствие, поэтому не может успокоиться пока не отыщет ответы. Судьба приводит его в дом казнённой ведьмы, где он отыскал портал в сказочный лес, где живёт душа его сестры.
Атмосфера и визуальная часть на высоте. Но опять же... По какой-то не понятной мне причине чего-то не хватило. Серия получилась странной и кроме эстетики мне не понравилось ничего. Даже при том что серия изобилует динамикой и событиями получилось тухло. Однако этот сказочный лес абсолютно точно впитал особенный почерк Гильермо дель Торо. Атмосфера очень уж напомнила легендарный "лабиринт Фавна". Смотреть можно, но в душу серия мне не запала и не зацепила. Это история о подростковой печали и потере, но сопереживать у меня не получилось. Кстати зверёк - приспешник ведьмы получился каким-то странным... При том что у создателей визуальная часть идёт на 5 с плюсом - он уж очень компьютерный и неудачный.
"Извне/ The outside"
Тут у меня даже комментариев никаких не будет. Я советую эту серию вообще проигнорировать. Что эта история забыла в антологии для меня большой вопрос. Странная история о креме. женской красоте и стереотипах.
"Вскрытие/ The autopsy"
Патологоанатом доктор Уинтерс приезжает в небольшой шахтёрский, рабочий городок, чтобы произвести вскрытие трупов шахтёров, которые погибли при довольно странных обстоятельствах. Во время своего исследования доктор натыкается на странное открытие... Всё не так просто с этой трагедией.
Начало серии было динамичным и обещало интересное развитие. Так сначала и было. Однако, под конец серия настолько сдулась, что мне было тяжело дотянуть до конца. Снято прекрасно, работа режиссёра, кадры, постановка и нагнетание атмосферы в начале серии обещали крутую развязку. Однако история съехала в банальную и предсказуемую историю. Очень нудную и не увлекательную. Мог бы получится классный детективный триллер, с нуарными нотками в лучших традициях ретро... Но что-то пошло не так.
"Лот 36/ Lot 36"
Ветеран вьетнамской войны озлобился на весь мир из-за финансовых проблем и скорее всего ( точнее это очевидно) посттравматической реакции. Он злобный, циничный человек, который пытается везде и на всех навариться. Он пытается заработать на жизнь тем, что перепродаёт всякий хлам. В своём складском помещении он обнаруживает странный раритетный стол для спиритических сеансов и понимает, что это его шанс продать этот антиквариат какому-нибудь влиятельному коллекционеру. Случайным образом в столе обнаруживаются три тома для вызова демонов, а вот самого редкого - 4 ого тома, по иронии судьбы там не оказывается. Злобный ветеран и покупатель мчатся сквозь ночь, чтобы отыскать среди хлама эту редкую книгу. Дальше главные герои натыкаются на нечто скрытое.
Первые 25 минут очень тягомотные. Смотреть было тяжело. Однако, серия реабилитируется в последние 10-15 минут и получилось динамично и круто! Вторая половина серии была хороша. Мы наконец-то увидели классику хоррор жанра. Тайные ходы, секреты замурованные под пылью времени. Почему-то мне кажется что Дель Торо мог вдохновиться рассказом Эдгара Аллана По " Бочонок Амонтильядо". Почему-то мне сразу вспомнилась эта история и мозг провёл именно такую параллель. Получилось не плохо, однако дико затянутое вступление может усыпить.
"Мурмурации/ The murming"
Грустная и довольно увлекательная философская история о семейной паре- орнитологах. Учёные приезжают в странное поместье на берегу озера, где планируют продолжать свои исследования о Чернозубиках. В этой истории есть и горечь утраты и глубокая философия, рассуждения о свободе. Визуальная часть и содержание здесь гармоничны. Даже нашлось местечко мистике и науке. Эта серия, однозначно одна из лучших. Местами было пугающе. Чем-то напомнило мне еще одну работу Дель Торо - "Хребет Дьявола".
"Просмотр/ The viewing"
Не могу как-то комментировать эту серию, так как её нужно смотреть под определённое настроение. Я люблю философские и серьезные сюжеты, но далеко не всегда есть настроение всю серию слушать один большой метафизический диалог. В общем, я эту серию досмотреть не смогла, уж очень она меня утомила. Если говорить о сюжете в целом, то богатый отшельник-затворник собрал нескольких людей у себя в резиденции дабы расширить горизонты их сознания.
Возможно, я просто многого ожидала. Не знаю. Получилось из рук вон плохо. Такая гениальная задумка, интересная концепция и простор для творчества были в руках у создателей... Но они не воспользовались этим. Считайте из 8-ми серий качественными получились только 2.5 серии. Полтора землекопа. Везде какие-то недоработки. При том что главное слабое место это сценарий. Для серии в 60 минут не позволительна долгая раскачка и пустые диалоги. Всё должно быть чётко и лаконично.
Бен Барнс, Себастьян Роше, Руперт Гринт это актёры с большой буквы, талантливые люди и ведь их получилось собрать вместе чтобы украсить сериал и сделать его еще более привлекательным для зрителя. Однако, если сюжет, сценарий написаны на коленке - зритель не будет это воспринимать.
В общем, к сожалению получилось провально. На самом деле я желаю проекту огромной удачи и чтобы всё ошибки были устранены. Хочу хороший второй сезон. Пусть серий будет меньше, но над каждой историей пусть будет проделана тщательная работа, чтобы не к чему было придраться.