Итак, сегодня мой кино-отзыв будет посвящен фильму "Москва слезам не верит", 1979 года выпуска. Производство: СССР. Режиссер: Владимир Меньшов. Жанр: мелодрама, драма. Данный фильм смотрела много раз, недавно пересматривала и поняла, что счастья тут мало, особенно для главной героини Кати (которую играет Вера Алентова).
Москва слезам не верит (1979, фильм)
Москва слезам не верит (1979, фильм)
Москва слезам не верит (1979, фильм)
Поставила этому фильму 3.5 звезды, оставила 4, так как тут нет оценок-половинок (не самый мой любимый фильм точно) именно потому, что такое кино вполне можно рассматривать в качестве блестящего примера того, как женщина не умела выбрать себе мужчин. Просто главная премия "Бегущая по граблям", вот честно, особенно, когда нарисовался Гоша, он же Гога, он же Жора (его играет Алексей Баталов). Вот тут и можно воскликнуть, нет, не ту знаменитую фразу. А другую, что-то на манер - ну и вляпалась, ты, Катя. :-P
— Как долго я тебя искала. — 8 дней. — …Как долго я тебя искала.
Фильм действительно представляет собой наглядное пособие, что наличие или отсутствие счастья в жизни женщины зависит от наличия или отсутствия мужика. Какого? Ну, честно, такое корявое счастье еще самим счастьем-то назвать трудно. То есть, в фильме явно пропагандируется не только образ как бы идеального мужчины (с идеальностью тоже вопрос - так как критерии, принципы и вот это самое счастье у каждого человека индивидуальны), но и ужасное положение женщины - даже, если она сама всего добилась, хорошо зарабатывает и сама содержит свою семью - она все равно какая-то не такая. Почему? Дык, опять все тоже - ведь у нее нет мужика! Ребят, честно? ГГ только поэтому должна чувствовать себя какой-то не такой (как и многие женщины, которые сделали себя сами и выковали свою жизнь, которые видят себя в ГГ)? Серьезно? То есть, если бы она бухала с вечера до утра и с пятницы до четверга и у нее было бы такое же "счастье", которое не просыхает - то она бы выглядела куда весомей, чем ГГ Катерина? Это ли не бред, приписывать наличие или отсутствие личной жизни в данный период у женщины - с ее успешностью и жизненным тонусом?
И ведь некоторые действительно (имея и лелея подобные комплексы) идут по этой скользкой дорожке, вгоняя себя в зависимость от наличия или отсутствия "штанов" в своей жизни и больше, к сожалению никаких успехов или достижений в ней не видят.
Москва слезам не верит (1979, фильм)
Москва слезам не верит (1979, фильм)
Москва слезам не верит (1979, фильм)
Сразу оговорюсь, я не так оголтелая мужененавистница с ярым феминистическим нездоровым уклоном, но меня просто возмущает вот такая твердая позиция, которая так ярок транслировалась (и транслируется) в общество через данный фильм - счастье женщины (даже успешной, умницы и красавицы) зависит от наличия в ее жизни какого-то Гоши! Ну, вы вдумайтесь в этот абсурд, дорогие читатели. Ведь именно эта ключевая мысль упорно вбивается в головы всех трех героинь фильма.
Как сложилось у них троих свое "счастье" - в фильме очень подробно показано. Но, все же, основное внимание сюжета приковано к ГГ Кате. И как же ГГ реализовала эту главную идею.
Сколько граблей она перебрала, да под конец, нашла такое "сокровище", что действительно в ее 40+ все еще только началось, тут другой вопрос - то ли хорошее началось? Или тут наклевываются такие грабли под названием "Гога", что ощущение сложилось, будто Кате еще потом долго лечить разбитый лоб.
Москва слезам не верит (1979, фильм)
Москва слезам не верит (1979, фильм)
Москва слезам не верит (1979, фильм)
Для начала отмечу плюсы и минусы данного фильма. Начну, как всегда, с плюсов:
Хороший актерский состав и актерская игра.
Жизненные ситуации.
Актуальный.
Минусы:
Единственно, кого было жаль в этом кино (и то с натяжкой) - это Гурина. Спиваться из-за такой хабалки провинциальной, ну, такое. Мог бы стать классным спортсменом и у него были все шансы, но с такой женой... Впрочем, его тоже никто за руки не держал и насильно к рот не заливал.
Жалкие и не очень удачные попытки сделать из подозрительного персонажа Гоши - мечту всех женщин и какой-то мужской идеал для всех (хотя опять же, повторю - счастье и его понятие у всех свое, а насильно культивировать его в наличии/отсутствии какого-то мужика в жизни - попахивает нескромным диагнозом, минимум какими-то не очень здоровыми зависимыми отношениями).
Банальность и штампы.
Мерзкая сцена с ужином (кандидаты в женихи).
Многое неправдоподобно, но ясень день - это кино. :-P
Москва слезам не верит (1979, фильм)
Москва слезам не верит (1979, фильм)
Москва слезам не верит (1979, фильм)
Про режиссуру, работу операторов и актёрскую работу подробно расписывать не буду - все и так видно, что сделано на высоком уровне и актерская игра с актёрским составом блестящие. Также прекрасно передана вот эта атмосфера, в которой варятся приезжие героини из провинции. Эта типичная ситуация - покорить столицу, которая будет актуальна и по сей день, а также методы, которые использую героини.
Но мне бы хотелось задержаться на некоторых главных персонажах и проанализировать то, кто же такая на самом деле ГГ Катя, а также ее неумелые попытки построить то самое нарочитое "женское счастье" - все это можно считать настоящим пособием про то, как делать не надо. :-P
Катя - главная героиня, вокруг которой крутится основной сюжет. Если сказать, что она сама себя сделала - в чем-то да, но в чем-то ей просто повезло. Так как способности многие имеют и повыше, как и образование, а вот директорами (и тем более заводов) становятся далеко не все. Впрочем, посыл фильма ясен - ГГ страдала, значит эти страдания надо как-то компенсировать и четкая линия - труд и способности должны привести к закономерному положительному результату - прослеживается.
Только вот в жизни, редко, когда складывается именно так (в положительном и достойном ключе). От этого сюжет выглядит немного фантастично. Можно обладать отличными знаниями, практическими способностями и блестящими навыками, да так до гробовой доски и ишачить, дай бог, страшим мастером смены. Так что, опять, замысел сценаристов и только, а вот реальность и жизнь показывают все иначе, чаще всего только в серых тонах. Если задуматься - часто ли мы в жизни видим способных женщин, которых ставят директорами заводов? Если кто таких знает, напишите - просто интересно, есть ли такие "динозавры". 😊
Москва слезам не верит (1979, фильм)
Москва слезам не верит (1979, фильм)
Москва слезам не верит (1979, фильм)
Катю ставят в пример (по отношению к другим героинями и персонажам) еще и как морально крепкую. И вот тут меня прорвало. Да ладно! Правда, что ли? Чего только стоит отвратительное вранье про дочку профессора, про эти ужины с а-ля потенциальными женишками. Неужели же они были такие наивные и думали, что дочка профессора выглядит как-то иначе, чем девочки с периферии? Ну так ведь нет, героини также отчетливо понимают, что мужики клевали на статус, а следовательно - уже все плохо, чтобы продолжать ломать эту дурную комедию и связываться с подобными типами, которые клюют на статус и квартиры. Впрочем, сегодняшнее положение вещей ни чуть не изменилось. И те самые му... Как бы мужчины, так и продолжают клевать на все тот же статус и наличие у женщины жилищных условий.
И сами героини это прекрасно понимают, начиная какие-либо отношения с вранья. Дык, чем бы такое закончилось? Как всегда и закономерно - только проблемами для самих врунишек.
И тут ладно Рудик - с камерой и балалайкой вместо головы. Про его облик и транслирование своих идей через рот все ясно. Но и героиня Катя тоже не такая уж моральна чистая, как нам упорно вталкивают в ходе сюжета.
Москва слезам не верит (1979, фильм)
Москва слезам не верит (1979, фильм)
Москва слезам не верит (1979, фильм)
Ее попытки наладить личную жизнь - это просто печаль. А тот факт, что сама героиня связалась с глубоко женатым мужчиной (его играет Олег Табаков и его образ скорее комичный, чем какой-то трагический или разочаровывающий). Катя изначально знает на что идет, но разве она гнушается такой связью? Нет. Наоборот бегает спать по чужим квартирам. И где тут мораль? Всегда было интересно, на что она рассчитывала в таком случае? Неужели же спать было прямо не с кем? Да ладно, не верится что-то. То, что такая связь, возможно, разрушает чужую семью и т.д. - ее вообще ни разу не смущает. Пока она сама не оказывается в традиционном позорном положении.
А потом опять - страдает. А исход такой связи всегда (с самого начала) понятен. Вот тут возникает закономерный вопрос - так она ведь взрослая женщина, а не наивная девочка, которой такой нехороший герой запудрил мозги и соблазнил. Вот именно - на что рассчитывала? Она ведь знала на что шла. Так к чему теперь эти страдания? Или именно в них она и любит находится? Не задумывались?
Москва слезам не верит (1979, фильм)
Москва слезам не верит (1979, фильм)
Москва слезам не верит (1979, фильм)
Также, как и не задумывалась героина Муравьевой (исполнила она свою роль просто великолепно, классная актерская игра, очень здорово передала образ) - прибывавшая в вечных поисках богатых и успешных. От нее прямо тошнило. Хабалистая с периферийными куриными мозгами на протяжении всего фильма - от самого начала и до самого конца. Какой была, такой и осталась. Жаль только, что с ней связался такой перспективный и в общем и целом не самый плохой Гурин. С такой бабой действительно легко запить. Впрочем, он тоже уже был далеко не маленький мальчик и мог бы искать не стимул - а просто действовать. Но с такой женщиной, повторюсь, далеко не уйдешь. Такая женщина не может быть стимулом или поддержкой для мужчины - она все высосет и нервы, и деньги, и ей все будет мало. Фу. Гадость.
Третья героиня - пример удачно устроенной семейной личной жизни. Такое бывает редко - чтобы вот так сразу и навсегда. И она уже многодетная мать и примерная жена. Ну, на показ и для виду - может быть, ведь их отношения и быт изнутри в деталях показали лишь чуть-чуть, да и менталитет ее и ее мужа совпали. Оба чуть попроще и смотрят изначально в одну сторону и в одну тарелку с борщом. :-P
Москва слезам не верит (1979, фильм)
Москва слезам не верит (1979, фильм)
Москва слезам не верит (1979, фильм)
Персонаж Гоши (он же Гога, он же Жора) - очень мутный, подозрительный тип, который еще и закладывать успевает. Его подозрительная история с женой взывает много вопросов. Если Гоша был такой чудо-мужик, тогда отчего его бывшая жена уже вновь нашла себе партнера, а с ни все какие-то проблемы? Может тот самый характер и пробивание чужих границ в лоб, какой-то нездоровый контроль чужой жизни и есть настоящая проблема. Только вот Гоша все тоже проделывает с Катей - его второй потенциальной партнершей. И чему этот Гоша научился? Ровно ничему, как и Катя, которая так продолжает вляпываться по самые соленые "помидоры с огурцами".
Одно из знакомство чего стоит. Это деланное панибратство, которое Катя пыталась пресечь, но как-то слабо. Командование в чужой квартире и чужим ребенком (даже уже не ребенком, а молодой взрослой женщиной, отцом которой он не является и никогда не будет). Что это было вообще? Поражает и Катя в этом случае (опять!) - почему она разрешает командовать чужому дядьке в своем доме? Которого она видит второй раз в своей жизни? Опять шаткие границы и опять все тот же звук ржавых граблей, которые вываливаются из сарая паями и старых незакрытых проблем? Это опять оно или вариант похуже?
Катя, по логике сценария и развития сюжета - страдает, но она и получает за свои страдания как бы вот такие "награды". Тогда как тот же Гоша - никак не тянет на страдальца. Наоборот, этот индивид в грязных сапогах очень высокого о себе мнения, не раздумывая долго, врывается - просто вламывается в чужую жизнь, навязывая свое общества женщине, статус которой все же был виден. Гоша далеко не наивный мальчик, первый раз увидавший женщину. И даже тот шанс, который ему предоставился - на построение повторных отношений - он отодвигает и не просто в губой форме, а вообще, в настоящей манере ярого манипулятора. Ага, Катя и другие должны искать "его величества" и гадать - жив или уже нет. Что это? Чистой воды манипуляция и как бы наказание женщины, которая не соответствует его выдуманным критериям и не прогнулась сразу. Кто ему мешал заработать больше? И отчего у него такой комплекс неполноценности, который он вновь скидывает на (как бы понравившеюся) ему женщину (с которой есть планы на совместную жизнь). Что за детский сад такой?
Если любишь, нравится тебе человек - то принимаешь его или ее такими, какие есть. Или вместе растете. Или не принимаешь и идешь искать другой вариант, приемлемый для себя. что тут сложного? Но нет, для нарциссов и манипуляторов, к коим отношу Гошу - это не работает. А такая удобная Катя - он сразу понял - съест и еще добавки попросит, ведь ей нравится именно страдать. Это видно по всем ее отношениям. Из здорового там только родившаяся дочка Александра.
Так что, из Гоши страдалец или какой-то герой вообще никак не получается - в своем одиночестве этот персонаж сам виноват. И никто другой.
Москва слезам не верит (1979, фильм)
Еще бы. Такому индивиду как Гоша - не подойдёт никто. Не задумывались почему? Нарциссичная личность начала просматриваться с самых первых эпизодов знакомства его и Кати. И оценить его идеальные качества может только он сам и никто другой. Куда уж тут директору завода... А это самомнение - хоть слона откармливай. И потом, если он такой гениальный с инженерной мыслью - где его плоды? Где его изобретения или дела? Опять какие-то слухи. Сразу вспоминается стишок-пирожок.
без ложной скромности замечу я гениальный человек а то что ничего не создал так я был занят и болел
А еще Гоша слишком правильный и приторный - какой-то неестественный для мужчины образ. Вся эта деланная идеальность тут же с него спадает (как маска), когда Катя оказывается вовсе не такой. То есть, по статусу иной. Вряд ли в этом плане (материальном) ее можно было бы зацепить. А нарциссы как раз и любят подсаживать на крючок материальных благ, педалируют на материальную часть. Это один из ключевых флагов. Сюда же низкий эмоциональный уровень и страсть с доминантности и доминированию (над всеми).
Надо же, женщина, вдруг, от него материально не зависит! Во сюрприз-то, ага, больше, видимо, по факту не чем привлечь. Опять вопрос - если такой классный мужик и замечательный человек - чего боишься и так остро реагируешь? Или заранее ищешь слабого и зависимого партнера? Так это вновь вопрос только к себе, Гоша, и своим же комплексам, но не как ни к Кате.
Выход один и вообще никак не идеальный - хлестать алкоголь, вместо того, чтобы поговорить с понравившимся объектом - Катей - через рот в уши - нет, это видимо, выше Гоши. Детский сад еще раз. О каком взрослом мужчине вообще тут может идти речь? Только, видимо, в фантазиях сценаристов и ГГ Кати. Так как зрителей обмануть трудно, да, да - мы все видели со стороны и уже поняли во что вляпалась героиня. Только вот сама еще не поняла, ибо, как и Гоша - на своих ошибках (да и на чужих) учиться упорно не хотят, да и видеть их тоже как-то не очень желают.
Катерина, обалдев от свалившегося (ввалившегося в ее более менее стабильную и теперь сытую жизнь) на нее "счастья", не замечает какой будущий хомут она уже повесила себе на шею. И кто там будет править балом - уже ясно. Гоша свои бразды никому не отдаст, да и нормальных равных отношений он тоже не приемлет. Кате очень скоро предстоит открыть глаза (кстати, в ее фразах промелькнуло это осознание) - что жить ей придется со слесарем, пусть и очень умелым, но слесарем, который возомнил себя чуть ли не богом, для которого вот только так и не иначе, только такая модель отношений/поведения, которую он же сам и навязывает ей - приемлема. Катиного там ничего нет, не было и быть не может. А умение сварганить ужин из подручных продуктов или рассказы про капусту - это вовсе не те качества, которые покоряют сердце женщины. Тогда, чем он отличается от того же Рудика. Те же "желтки" только в профиль?
Ведь совместная жизнь и семья, это труд, понимание, понимание другого и принятие его целиком. А не вот это - все пляшут (внимание - в чудом доме, ведь Гоша уже поселился у Кати на квартире) как он скажет. Расти и развиваться вместе - тоже не про Гошу. Ведь он не будет терпеть, если Катерина вдруг еще куда поднимется или какой-то еще пост другой займет. Он уже заявил - по-моему или никак. Ни на какие уступки он ради "как бы любимой" женщины Гоша не пойдет. Где же тут совместная жизнь или будущее семейное счастье?
Все как-то противоестественно. Москва слезам не верит, а я не верю в этот деланный счастливый конец, когда для Катерины (на самом деле) все еще только начинается. :-P
Москва слезам не верит (1979, фильм)
Москва слезам не верит (1979, фильм)
Выводы: смотреть данный фильм или нет - пусть решит каждый зритель самостоятельно. Для меня эта кинолента стала отличным и разжеванным по полочкам, живым, примером - как делать не надо.
Настоящее пособие, чтобы занять почетное место "бегущей по граблям", нечто лишенное реальности и местами даже чужеродное начало того самого конца, который (в данном случае) неизбежен и хорошо, что нам, зрителям, не показали реальное развитие таких вот отношений. "Золушка" вляпалась встретила своего "принца", но про "долго и счастливо" нам остаётся только гадать.
Режиссура и актеры постарались отменно - некоторые роли запомнились сразу и на всю жизнь (особенно классно получилась героиня Муравьевой - прекрасно сыграла заданный персонаж, супер). Операторская работа, декорации, съемки - тут придраться не к чему, а известное музыкальное сопровождение сразу же вызывает определенные ассоциации с данным фильмом.
А так, просто невроз какой-то и любовь к страданиями, ибо, по граблям идти куда интересней для главной героини, чем жить спокойной стабильной жизнью. :-P
У меня - нет, так и не стал таковым, не смотря на то, что пересматривала несколько раз (в разное время своей жизни) - мнение не поменялось. Вижу общую картину иначе, а навязанное "женское счастье" (в данном кино) таковым не считаю. 😊 Ясное дело, хотели показать позитив и хоть как-то облегчить суровую реальность.
Вы слишком сильно заморозились психологией. Для меня это лишь фильм. Тем более, что в те времена была жесткая цензура, и из фильма вырезали 60 минут экранного времени.
Интересный отзыв, фильм не смотрела, но так чисто судя по отзыву, несложно заметить, что у таких женщин (ориентированных строго на мужиков) сыновья - вечные инфантилы, которым всегда нужна мама, хоть в 4, хоть в 44. Теперь целое поколение таких, которые знают, как быть сыночками, а как быть мужьями - не знают.
Дык, читайте комментарий внимательно, другой пользователь просто привела пример с такими персонажами как Катерина (только в жизни). Все прекрасно помнят, что у ГГ дочь, но в жизни бывают варианты и сыновья у таких женщин (опять таки, не у всех, но бывает) вырастают не очень-то мужчинами.:-)
Я ее не обвиняю на все 100%, если вы внимательно читали мой отзыв - оговорка по поводу Гурина у меня присутствует - ему никто руки не держал и в рот насильно не заливал. Просто такая жена, какой была показана Людмила, имеют способности доводить мужчин. А так-то да, его никто не оправдывает, сам пил, никто по ружьем не заставлял.
Почему этот фильм любят - он жизненный) если посмотреть вон хотя б по темам в интернете, сколько женщин "наслаждаются" абьюзивными отношениями и находят себе таких вот манипуляторов нарциссов. Ютуб просто ломится от разбора подобных ситуаций и лекций по теме. Так что... "времена всегда одинаковые" 😈
Конечно, поэтому и отметила это в плюсах - актуальность и жизненный аспект (всех героинь). Очень хороший и наглядный подробный пример. 😊 Все по полочкам. 😊
И Вам спасибо, что читали. 😊 Высказала только свое мнение и виденье, а также впечатления от персонажей. "Общепринятым" не страдаю, тогда бы смысла читать, смотреть и слушать - не было бы, только поддакивать остальным. Впечатления и восприятие у всех все равно будут разными. 😊 Книгу не читала, было бы интересно поглядеть на персонажей с более развернутого ракурса. 😊
Не препарирую ничего и никого, психология есть в любом фильме/книге, а меня и раньше смущали некоторые вещи в этом кино, просто теперь им есть внятное объяснение. Что модно или нет - не слежу, высказала только свою точку зрения и впечатление. Мне и раньше (когда еще мелкая смотрела этот фильм, и когда была подростком) многое выглядело странным - командующий в чудом доме, малознакомый мужчина, учит чужого ребенка жизни (по факту, уже взрослую дочь ГГ) и пр. Там много чего есть, только стоит трезво и рассудительно взглянуть. Ага, теперь эти фильмы выглядят иначе, если смотреть из 21 века, а также современных реалий. Мышление поменялось, а кое-чему нашлось объяснение. Жить по старым шаблонам - выбор каждого, как, впрочем, смотреть через современную призму. Ну, хоть настроение у вас поднялось, не зря читаете. 😁
Игра в современного психолуХа многим нравится. И современная призма и старые шаблоны тут явно не при чем. Просто вы не уловили ни режиссёрской задумки, ни сути актёрской игры, ни подоплёки происходящего на экране.
Вам бы выдохнуть немного, с такой яростью обличать киношных персонажей - это еще умудриться надо. С чего вы решили, что Гоша здесь показан каким-то мерзавцем, а 40летняя дурочка Катя видит его идеальным персонажем, потому что слаще морковки ничего не ела? Я такого однобокого, токсичного и примитивного объяснения сюжета оскаровского фильма еще никогда не видела.
Мне кажется, Вы не поняли фильм... он показывает жизнь и реальных людей как есть (и что даже секс в СССР был), такие фильмы тогда ругали за излишнюю «бытовуху», многое вырезали, но они становилось в итоге любимыми фильмами (те же «Девчата», например). Кто и когда в фильме идеализирует Катю или тем более Гошу?
А мне не кажется, я уверена, что имею полное право высказать свое и только свое мнение. Оно может не совпадать с чьим-то или не нравится кому-то, но это не моя головная боль. 😊 Напишите ваш отзыв по данному фильму и распишите то, что вы в нем видите, как достоинства, так и недостатки. С удовольствием почитаем и ваш взгляд на это кино.
Спасибо за комментарий. 😊 Забывают, что молодежь - свой же результат/продукт своего же воспитания и своеобразное зеркало общества. Надо же кого-то обвинить в своих же грехах, но ГГ тогда не могли показать иначе (со всеми подробностями), когда снимался этот фильм. А если вдумчиво смотреть, многое будет понятно. 😊